Птичка

Юлия Талалаева
Она и правда была похожа на птичку: маленького роста, изящная, шустренькая. Густые светлые волосы всегда аккуратно подстрижены – волосок к волоску. А уж нарядная-то – картинка! В наше советское время, небогатое на разнообразие и излишества,  ухитрялась  быть модной, стильной. При маленьком росте (152 см), всегда на высоких каблуках несла себя с достоинством. Первый раз я встретила её во второй средней школе, где она преподавала математику и уже была опытным учителем.  А я, молодой инспектор городского отдела образования, там вела по совместительству уроки русского языка и литературы. Это было в конце семидесятых. А с 1984 года мы с Амётовой В.Г.  работали в школе–новостройке в Автозаводском  микрорайоне. Я – завучем, она – сначала учителем, а потом организатором воспитательной работы. Стали теснее общаться. Сблизило нас, во-первых, работа в одних и тех же классах, а во-вторых, Валентина Гавриловна была подругой моей двоюродной сестры Гагаевой Нины Ивановны, которая тоже здесь работала.  Посещая уроки Валентины Гавриловны, поражалась,  с какой лёгкостью, изяществом, артистизмом она объясняет  труднейший материал по геометрии. Ни одного лишнего слова, ни одного лишнего движения.  На доске, как по волшебству, возникают аккуратные чертежи, четкие записи красивым почерком. Кстати, левша от  природы, она красиво писала обеими руками (раньше ведь в начальных классах таких «дефективных» переучивали, не разрешая писать левой рукой). Речь её была тоже правильной, грамотной и в то же время эмоциональной. Даже удивительно, ведь родом она из сельской местности, родители «не из дворян». Откуда же такая культура, интеллигентность и в большом и малом? Много читала, в том числе и литературные новинки, очень любила поэзию, знала наизусть много стихотворений. Особенно любила Андрея Дементьева.
 Дочь Людмила вспоминает:
- Родилась мама в 1944 году в селе Боршевое* Милославского района. Отец Гавриил вернулся с фронта очень больной. Занимался пчёлами. Было в его хозяйстве 14 ульев.  Бабушка Феня, беременная, уже с большим животом,  страшно рискуя, приносила  колоски: её, беременную, не обыскивали.  Домик был маленький, низенький, жили очень тяжело. Трое детей. Когда мама поступила в Рязанский пединститут, то домой ездила через Павелец. Поезд приезжал поздно, а до Боршевого было ещё 10 км. Одна женщина, жалея молоденькую, маленькую, худенькую девушку уговаривала её остаться, обещала напоить чаем. Но Валя спешила домой.  В любую погоду.  Часто приходила,  промокшая, уставшая – брела по бездорожью, по грязи. Стукнет в окно и услышит, как мама кричит отцу:
- Ставь скорее воду, Валя приехала, вся мокрая, грязная.
 «И ведь ни разу никто не тронул – ни зверь, ни человек!»- вспоминала мама.
Своего мужа Валентина Гавриловна встретила в институте.  Оба математики… Красивая пара. Семейное счастье было нелёгким, но трудности закаляли.
Рассказывает старшая дочь Елена:
- Сначала меня отдали в начальную школу N3. Родители считали неправильным, чтобы их дочь училась  там, где они работают. Как это в одной школе с родителями?! Я умела читать, писать… На уроках было скучно…  Нашла себе занятие. Вырезала саморезом на парте «Лена», красиво так обвела ручкой. Родителей вызвали в школу.  И те решили перевести к себе, во вторую - под свой надзор. И здесь,  в классе Глуховой Клавдии Яковлевны, я слушала всё, открыв рот, хотя  та была очень строгой.  Папа  раза два приходил на замену.  Делаю, как все… « Почему мне четыре? Сделала, как Маринка, как все…» – спрашиваю отца. - «Ты не как все!  Должна лучше».  Я понимала, что семья у меня особенная.
Юрий Иванович  Суслин, её самый верный ученик, рыцарь, который всегда помнил о своей учительнице, помогал ей и всей её семье:
- Мы были своеобразные. Классным руководителем у нас был Иванов Вячеслав Сергеевич. Учитель физкультуры, высокий, фактуристый.  В походы с ним ходили…  на Раново ходили…  В футбол, баскетбол играли.  Активно жили. По-живому…  Нас сначала учила  по математике Ефремова Нина Гавриловна.  И вот приходит к нам в класс директор школы Мызников Вячеслав Михайлович и говорит, что у нас будет новый классный руководитель. И  заходит ОНА. Реакция на неё класса была феноменальной…  Смотрим: маленькая, худенькая. Это на контрасте с прежним классным руководителем и создало такой феномен…  Реакция класса была бурной! Встретили её в штыки, не хотели мириться, что после Иванова будет вот эта! Протест выражали: топали ногами, стучали крышками…  Она терпела, терпела и выбежала из класса со слезами.
- Валя,  Валюша, что с тобой! – подошёл к ней директор. Она сквозь слёзы ему рассказала. Разъярённый Вячеслав Михайлович зашел  в класс и нас «построил»,  пригрозил…  Появилась у новой учительницы кличка  Птичка. Приклеилось.  Привыкали к ней постепенно. На нас она оттачивала своё мастерство. Позже признали её, зауважав за  твердость, профессионализм, трудолюбие, принципиальность. Меня она «невзлюбила»: спрашивала каждый день.  Есть документы, которые это подтверждают  ( Юрий Иванович улыбается), сохранил все дневники. Сыпалось: 3,2,3, 2,3,3, 4… Экзамен тоже сдал неважно.  В итоге по математике у  меня вышла тройка, кстати, единственная. Мать  позже рассказала, что пошла в школу, выпросила мне четвёрку:  « В.Г., может, в институт поступит, ну, поставьте 4!»
 До сих пор Юрий Иванович  хранит запись в дневнике, которую сделала Валентина Гавриловна, поставив ему оценку выше. И она это сделала  - такая принципиальная, такая строгая… 
- И всю жизнь я доказывал ей, - продолжает  Юрий Иванович, - что она не ошиблась, повысив мне оценку по математике.
Заело.   Может, наше поколение было такое?..  Если получили карт-бланш, надо было отработать.
Пришлось мне в годы учёбы в институте (Московский горный институт) доказывать: за все экзамены получал в основном «5». Приезжал к  ней,  «отчитывался». А когда, пять лет назад, она была у меня на юбилее (65 лет), предоставил ей свои дневники, «потребовал» (смеётся),  чтобы она вынесла оправдательный вердикт: « Пиши: ошиблась, не разглядела.  Каюсь».
 И Валентина Гавриловна  писала: «Каюсь, была неправа, каюсь, ставила двойки».
Когда Валентина Гавриловна сменила работу и ушла из школы, мы какое-то время почти не общались, редко встречаясь на улице,  на школьный вечерах. Очень тяжело она пережила преждевременную смерть своего мужа Амётова Валерия Сергеевича, своего брата…    Оставшись одна, Валентина Гавриловна в себе не замкнулась. Когда я стала председателем нашего учительского клуба ветеранов педагогического труда, она его активно посещала, с удовольствием участвовала в наших нехитрых затеях. Была очень благодарной, никогда не скупилась сказать доброе слово о человеке. В последние годы жизни она стала как-то проще, сердечнее, не было в ней никакой старческой брюзгливости…
Вспоминает Давыдкина Л.С.  за две недели до её смерти:
- Встретились с ней, разговариваем,  а она: «Что нужно, звоните!»
Я у неё спрашиваю: «Может, вам, Валентина Гавриловна, чем помочь?» (я же моложе её).
«Нет, - отвечает, - мне ничего не надо. У меня две девочки, а у вас здесь никого нет».
Проходя мимо дома, где жила Амётова Валентина Гавриловна, смотрим на её окна, как будто надеемся увидеть свет…  Вспоминаем… Хорошую встречу подарила нам судьба -  светлый  человек, прекрасный учитель…
22.10.2023
* Название деревни именно Боршевое, а не Борщевое (проверила)