15 лет без Володи 2

Юрий Трущелёв
(продолжение, начало здесь: http://proza.ru/2023/11/17/1564)

Прощание с Владимиром Дмитриевичем Гладченко проходило в двух местах: у подъезда дома по пр. Ленина, где он жил последние годы, и во дворе «Домика Суворова», административного здания АВИМ на ул. Гулаева. Казалось, что попрощаться с Володей пришла половина Аксая, оценить более определённо я не мог, потому что, как и многие, был потрясён неожиданной утратой. Володя не болел, был полон энергии и планов, хотя, отстранение от руководства музеем, конечно, имело негативные последствия. Но виду он не показывал, даже перед  друзьями.
Последняя встреча наша была недели за три – в конце октября, на Донской, у моей мамы. Володя был под впечатлением новых находок, подтверждающих его версию о том, что Нижние Раздоры – это Аксай. Как всегда в его сумке были книги, выписки, ксерокопии карт, и он горячился, хотя я не сказал ни слова против.
« – Что означает само слово «раздор»? Разлад, ссора – правильно? Но почему казаки назвали свой главный городок этим словом? Зафиксировали в названии свои ссоры и разногласия? Чушь! Смотрим у Даля: «Раздор, разречье, разделенье реки на рукава, на потоки, разбитое на рукава устье; дельта». Следовательно, у нас тоже Раздоры, только Нижние Раздоры – вблизи устья. А тут вот читай – по смыслу ясно, что речь идёт о реке Аксай, но называют её Донцом. Получается, что Донец  для казаков, это любой рукав Дона. За примерами далеко ходить не надо: река Мёртвый Донец».

С января 2006-го В.Д. Гладченко не был директором АВИМ, областное начальство не продлило с ним контракт. Когда готовил статью к 60-летию Володи, я спросил его о планах. Он показал мне десятки папок с материалами: «Книги буду писать, иначе для чего я это всю жизнь собирал?!»
То есть, был настрой уйти на пенсию и писать.  И, возможно, так бы и произошло. По его инициативе, добровольно. Но, когда контракт не продлили, включились бойцовские черты характера: «не сдамся». В итоге, и книги не написал, и работа рядовым научным сотрудником музея превратилась в пытку. Вроде И.В. Панченко, которая на конкурсной основе заняла его пост, человек – хорошо ему известный, бок о бок работали в музее долгие годы. И коллектив тот же, но, когда ты годами принимал решения единолично, сложно подчиняться. Да и нашлись те, кто счёл момент удобным, чтобы поквитаться за былые обиды.

Внешне Володя крепился, активно публиковал статьи по краеведению Аксая, увлёкся поисками аксайского следа Великой княжны Анастасии Романовой, якобы выжившей после расстрела царской семьи, были планы создания музея Успенского храма, поиски затонувшего во время войны тяжёлого вооружения в окрестностях Аксая. В.Д. Гладченко написал главу «В советский период» по  истории Аксайского района, где авторами были также П.А. Аваков, Чумакова и я. Книга вышла уже после смерти Володи. Помню, куратор проекта попросил узнать, как движется работа у В.Д. Гладченко, мол, сроки поджимают. Позвонил, спросил, на что получил ответ: «Я пишу, Юра, пишу свою книгу, не переживай».

Уход Володи породил новую традицию на музейном комплексе «Почтовая станция XIX века», в третью субботу апреля (день рождения В.Д. Гладченко 17-го числа) собирались его друзья и единомышленники. Там намечались и обсуждались планы по увековечиванию памяти Володи. В 2009 и 2010 годах выпустили сборники воспоминаний о нём – «Аксая добрый гений». В этот же период, сначала на «Домике Суворова», а через год – по инициативе казачества, и на доме, где жил Владимир Дмитриевич, были установлены памятные доски в его честь. В 2010 году была издана книга В.Д. Гладченко «Серебряная подкова Дона», которую он не смог издать при жизни. Презентации книги прошли в Аксае – в МПБ им. М.А. Шолохова, и в Ростове-на-Дону – в Донской государственной публичной библиотеке. Все издания – в значительной степени заслуга Донского пушкинского общества и его председателя В.Д. Липковича, который, к сожалению, тоже ушёл из жизни в августе 2019 года. Он был, по сути, мотором и генератором идей нашей компании. Меня встречал вечным вопросом: «Когда Володины книжки напишешь?» Я отшучивался, что нельзя написать книги, не зная планов автора.

В том же, 2010 году я сделал первую попытку начать писать книгу об истории создания музея в Аксае. Оцифровал одну папку, что-то срочное отвлекло, и успокоился. От Ольги Петровны Гладченко в этот период услышал рассказ, как Володя неоднократно принимался за эту книгу. «Разложит содержимое папок на столах, на диване, на стульях и на полу, и целый день перемещается от документа к документу. Читает, что-то выписывает – весь в себе, даже поесть не дозовёшься. Вечером спрошу, как дело движется? Отшутится, я столько нового узнал». Папок только по музею было пятнадцать – это море фактов, нырнуть в которое можно только, если у тебя есть чёткий план работы.

На апрельских Володиных субботах мы строили планы, в числе которых было: назвать улицу в честь В.Д. Гладченко, издать книги, которые он начал писать или наметил к написанию – то есть сформировал по темам папки с документами. Ещё В.Д. Липкович предлагал дать имя В.Д. Гладченко Аксайскому военно-историческому музею и организовать при музее ежегодные Гладченковские чтения. Велосипеда Владимир Давидович не изобретал: Раздорский музей  тоже ведёт историю со школьного музея, основанного учителем Л.Т. Агарковым, были какое-то время и Агарковские чтения при музее. Там почти как у нас, в 1952-м был основан школьный музей, а в 1970-м Л.Т. Агарков переезжает в райцентр, в Усть-Донецк, где основывает уже районный музей. Второе рождение Раздорский музей обретает благодаря инициативе писателя-депутата А.В. Калинина в 1988 году, ни о каких «Агарковских чтениях» сейчас на сайте музея упоминаний нет.

Идею присвоения имени В.Д. Гладченко АВИМу, в штыки приняли «радетели справедливости», нельзя мол, умалять вклад А.Н. Скрипова. По «Чтениям», я предложил проводить Скриповско-Гладченковские чтения – у Александра Николаевича есть книга «Школьный музей», сборник краеведческих очерков «На просторах Дикого поля», историческая повесть «Рождение песни», ряд интересных публикаций в периодике. У Владимира Дмитриевича Гладченко – неизданная «Летопись Аксайской районной комсомольской организации (1920 – 1984 гг.)», книга, потерявшая актуальность с точки зрения идеологии, но не фактического материала; единственная изданная при жизни Володи книга «Мидель аксайских судов», уже упомянутые книга «Дороги серебряной подковы Дона» и глава «В советский период» из сборника «Аксайская земля: Власть в прошлом и настоящем». А также многочисленные публикации в газете «Победа» и другой периодике. Была задумка издать наиболее значимые публикации отдельной книгой, вроде и редактор районки Н.А. Лукина была «за», но всё как-то находились препятствия. Нужно исправить. По сути, выпущенная к 70-летию АВИМ книга, в которую вошли «Очерки истории создания музея в Аксае», тоже тема для этих краеведческих чтений. Я написал её по материалам, собранным Володей.

Всё решаемо. Главное препятствие на данный момент – инициатива Скриповско-Гладченковских чтений должна исходить от сотрудников музея. Там должны отыскаться люди, которые возьмутся за это сложное дело. И не так, как в Раздорском музее – 16 августа 1996 года, по сведениям «Донского временника», прошли Первые Агарковские чтения. Сколько их было, не знаю, известно, что на данный момент они не проводятся.

По теме увековечивания, чуть не забыл, на бульваре К. Либкнехта в Аксае есть «звезда» Владимира Гладченко на Аллее Почётных граждан Аксайского района. Есть улица Владимира Гладченко в Новом Аксае. Традицию Володиных суббот в апреле сломала пандемия – последняя была в 2019 году. Ещё одно обстоятельство: 15 лет, оказывается, это огромный кусок человеческой жизни, особенно это ощущается в зрелом возрасте. После Володи наши ряды постепенно редели, с нами нет уже Ю.В. Пернакова, Е.А. Живицына, О.Н. Тарасенко, С.М. Новиковой, В.Ф. Чеснока, В.Д. Липковича, В.В. Козыревой, Э.А. Сокольского, В.Е. Рыжкова. Если кого пропустил, пожалуйста, напомните – добавлю.

Жизнь продолжается, и сам факт, что без Володи – Владимира Дмитриевича Гладченко – его детище Аксайский военно-исторический музей живёт, свидетельствует о прочном фундаменте, который был заложен создателем  в его основание.