Великий и Могучий... размышления

Борис Линников
      Иногда, если зацепит, пытаюсь читать комментарии к каким-либо публикациям ВКонтакте. Не могу. Не знаю, снобизм ли это, но безграмотные комментарии, написанные русскими людьми, меня коробят до дрожи.
     Я учился в средней школе с 1948 по 1958, т.к. тогда была десятилетка. В  первом классе кроме букваря в первом полугодии во втором появилась "Родная речь" с "Половодьем" И. Левитана на обложке  и "Арифметика". Учили нас чтению, заучивали мы стихи, складывали и вычитали. В четвёртом классе(!) по русскому сдавали два "выпускных" из начальной школы экзамена -- устный и письменный. И так с русским и с экзаменами по русскому  мы не расставались до выпускного вечера. Читали русскую литературу, классиков, учили стихи русских и советских поэтов, писали диктанты, изложения, сочинения, заучивали правила правописания русского языка, заучивали наизусть исключения. Наизусть учили стихотворение в прозе И.Тургенева про Великий и Могучий: "...ты один мне надежда и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.."
     Быть неграмотным, писать с ошибками, было стыдно.
     Тогда же запомнились цитаты о значении книг и литературы, который в виде плакатов висели на стенах фойе школы:
     "Всем хорошим во мне я обязан книгам" М. Горький.
     "Любите книгу -- источник знаний!" М. Горький
     "Чтение -- вот лучшее учение" М. Горький

     Немного истории.
     Тогда же бытовала и была почитаемым фактом жизни поговорка: "Книга - лучший подарок".  Книги тогда были проще внешне, многие печатались на простой "газетной(!)" бумаге, но ценились они за то, что в них написано. Тогда покупали Пушкина, Константина Симонова, Катаева, Полевого, Каверина, "гонялись" за Евтушенко, Вознесенским и Паустовским...  Очень много фамилий читаемых и почитаемых писателей и поэтов я могу перечислить. Тогда читали, собирали домашние библиотеки, делились прочитанным и книгами. Вот "делились" не все, потому что "зачитать", т.е. украсть, не вернуть книгу, не считалось зазорным.  Конечно, не всеми; это, зазорно или нет, зависело от воспитания конкретного читателя. Тогда же во многих и многих квартирах советских людей книги стояли на полках от пола до потолка. И у некоторых владельцев богатых по содержанию, не по нынешним красочным изданиям, книг, в том числе и прекрасных авторов, на видных местах вывешивались плакатики для гостей: "Не шарь по полкам жадным взглядом, здесь книги не даются на дом!" Обращаю ваше, читатели, внимание на вот это "жадным взглядом". Да, читать мы хотели и читали жадно.

     И тогда и сейчас существуют библиотеки, где люди, желающие читать, но не имеющие по какой-либо причине собственной библиотеки, могут брать книги  либо в читальном зале, либо домой. В  советское время, когда читали много и "жадно", даже создавались очереди для прочтения той или иной книги, журнала.
    Тогда же издавалось много научно-популярных книг по многим областям знаний.  Обращаю внимание: "НАУЧНО"-популярные книги. Это вам не И. Прокопенко, который с безумными глазами вещает с экрана: "Сейчас вы узнаете страшную тайну!..", а потом скажет какую-то "научную" глупость, ничем не подтверждённую. Теперь настоящие научно-популярные книги, дешёвые по стоимости, но дорогие по содержанию, в книжных магазинах, увы, редки, и сомневаюсь, что кто-то будет их часто издавать большими тиражами - вряд ли окупятся... Кстати, как отличить  действительно научно-популярную книгу от очередного (несть им числа!) прокопенко? -- загляните в конец книги, есть ли там список научных трудов, на которые ссылается автор. Ради интереса, если мне не верите, загляните и в прокопенковские книги.

     Тогда  мы не знали, что фразы о полезности книг и чтения называются "слоган", придуманное (а может, иностранное? -- не интересовался) слово. Слава богу, в нём звучат два русских корня: "слово" и "сложить". Мы пользовались другими словами, и всем всегда было понятно, о чём речь. В последние тридцать лет стало появляться много слов и в речи и в произведениях, которые пришли к нам "оттуда", куда по незнанию и непониманию, что это такое, нам вдруг разрешили стремиться."Умные" тёти и дяди в Думе 90-х срочно поломали нашу (во всём "цивилизованном" мире считавшуюся лучшей) систему образования, чтобы подогнать её под западные стандарты. Хуже всего, что поломали отношение к русскому языку.
 
    Почему так труден для иностранцев и так велик и богат русский язык? В русском очень много значит интонация, которая в письменной речи передаётся перестановкой слов. Очень простой пример: Я тебя люблю, Тебя я люблю, Люблю я тебя. Это в русском. Три слова. Вопрос передаётся интонацией. Но каждый, знающий русский язык, понимает, что сказано. К примеру, то же самое в английском -- I love you. Но тут переставлять слова нельзя. Love I you --это уже вопрос. Английский язык, который спешно все начали учить, примитивный -- это не только моё мнение -- по сравнению с русским, в нём заложены стандартные фразы и шаблоны. И под эту манеру речи вдруг (не вдруг, конечно) стали формировать и речь русского языка, вот откуда появились эти "слоганы", "брэнды" и прочая чуждая нашему языку словесная дребедень. Особенно этому подвержена молодёжь, особенно этому поспособствовало появление в нашей жизни интернета.

     Теперь появился интернет. Книги стараниями доброхотов, обученных в 90-е идеологами "западной цивилизации", утратили свою потребительскую стоимость. Да, в интернете можно найти всё по любому вопросу. Остаётся понять, можно ли книгу заменить в образовательном процессе интернетом? Ну,  переиначивая, -- "Любите интернет, источник знаний" , или "Интернет, вот лучшее учение"? Не отрицаю полезность интернета, сам пользуюсь им ежедневно. Но! НО!!!

       Между книгой и интернетом, как инструментами образования, большая разница. Зачем читать художественную литературу? Почему нельзя ограничиться тем же текстом, переведённым в видеоряд или кинофильм? Потому что, когда ты читаешь, ты сам воображаешь, как выглядит тот или иной персонаж, герой сказки, рассказа, романа, ты сопереживаешь с ним, не видя готового решения, сам пытаешься помочь герою литературного текста решить его проблему, "сочиняешь" сам картинку человеческих отношений. При чтении художественного произведения ты заставляешь душу свою трудиться, любить и ненавидеть, переживаешь, и даже плачешь, переживая несправедливость, в которую окунули героя другие персонажи... Душа твоя созревает с каждой новой книгой, ты становишься Человеком. Если ты не урод, ты научаешься быть полезным другим людям, становишься благородным, научаешься прощать обиды, научаешься даже если встретишься с несправедливым, подлым человеком, не быть таким же!

     Видеоряд, кинофильм, воспринимается гораздо проще, "проглатываются" зачастую "непережёванными". В последнее время, и в этом скрытая пропаганда и манипуляция твоим сознанием, появилась масса (если не подавляющее большинство всего, что выпускается на экраны) фильмов, виреороликов в форме "экшн" - "акция", когда картинки меняются так быстро, что зритель не успевает ничего осмыслить. Экшн не для раздумий, экшн - глотать, глотать и только. Т.е. зрителем просто манипулируют. Фильм посмотрел, а обдумать, обсудить с кем-то что-то о фильме...  нечего!
 
    Зачем читать научно-популярные книги? Чтобы познавать мир: чтобы знать что такое Земля, леса, горы и моря, какие бывают и как живут животные и растения, что там сверкает на небе, как живёт океан, отчего реки текут в море, и так далее до бесконечности. В научно-популярных книгах, а писались они всегда по определённым направлениям, это я смешал это всё в одно предложение, излагались последние знания об описываемом предмете, полученные одним человеком или многими институтами и  усилиями учёных.  У меня хранится книга, которой наградили моего отца, закончившего первую ступень (первый класс) школы. Это произошло в 1913 году. Книга называется "Что вокруг нас". В ней вот то самое - о морях и океанах, воздухе, углекислом газе, деревьях и прочих вещах, о которых маленький человек пока ничего не знает. Очень интересно сравнить представление людей тогда, более ста лет назад, и сегодняшние знания человечества по тем же вопросам. И если вы читаете, то получаете много информации по заявленному в названии книги вопросу.

     Даже если вы пришли в книжный магазин или библиотеку не зная, о чем бы интересном вам прочитать, какие бы знания вам получить ещё, войдя в нужный вам отдел, вы можете просмотреть несколько книг и понять, о чём они вам расскажут при прочтении. А прочитав, вы обогатитесь знаниями по затронутому вопросу. Потом  вы можете накопить свой багаж знаний в другой области... Вы получите, не занимаясь специально этим вопросом глубоко, не тратя на это свою жизнь, знания. Кстати, должен заметить, что знаний, как и умений что-то делать, никогда не бывает лишних. И это совсем невесомый груз, который вы можете носить с собой постоянно. В восьмом классе мы читали и "разбирали" трагедию А. С. Пушкина "Борис Годунов". Оттуда запомнилась очень полезная фраза: "Учись, мой сын: науки сокращают нам опыты быстро текущей жизни...". Надо всегда стараться использовать чужой опыт, прежде чем тратить своё время на его приобретение.
 
    Ещё одно, о чём нельзя забывать, и что знали и осуществляли в своей деятельности великие педагоги -- Ушинский, Макаренко, Луначарский, Сухомлинский: читающий человек автоматически научается грамотному языку, грамотной речи. Конечно, если он читает грамотно написанную и грамотно напечатанную книгу. В издательствах всегда существовали редакторы и корректоры. К сожалению, в 90-е (реформаторы!) в процессе "оптимизации" реформаторы убрали из издательств корректоров, именно тех грамотных людей, которые и должны были способствовать выходу в печать грамотных книг, в их обязанности входило -- "вылавливать" любые грамматические ошибки, которые могли просочиться в текст. Так что работа у нас предстоит ООООООЧЕНЬ БОЛЬШАЯ и ДОЛГАЯ!

     Несколько слов о пресловутом ЕГЭ. Он появился у нас в связи с реформой образования 90-х, Западные стандарты. Объяснения - он даёт возможность ребятам из глубинки, особо способным, поступать в наши лучшие ВУЗы. А что, для этого лучшие школьные преподаватели поехали в глубинку? Тогда откуда там появится хорошее образование? ЕГЭ -- это подлог. Якобы он выявляет способных учеников. Тут вмешивается в процесс фактор оценки работы самой школы, в которой учится ученик. Это было и в моё время: если в школе много выпускников-медалистов, школа хорошая. Может быть кто-то помнит, как в 90-х в одной из школ Дагестана 80% выпускников все экзамены ЕГЭ сдали на 100 баллов. Вы верите, что все как один ученики оказались такие образованные? Теперь Россия окрепла, теперь проводится много олимпиад, соревнований, появились семинары, специальные образовательные центры. А ЕГЭ придумано на западе для дебилизации населения, что входило в планы идеологов унижения России. Они добились цели -- послушайте ради проверки моего утверждения, как на простые вопросы по истории, русской литературе отвечают отличники ЕГЭ. (Можно найти в интернете).Когда моя внучка десять лет назад  готовилась к экзамену по истории, она предложила мне проверить себя. Вот один из вопросов: расставьте по порядку, кто за кем был наркомом просвещения РСФСР (20-е годы). Приводятся четыре фамилии. Из них я знал только Луначарского. Подумайте, как расширяет кругозор, развивает способность размышлять, узнавать про события и делать выводы знание этого порядка? Только зазубривание в течение последнего года в школе, чтобы это СДАТЬ. Сдашь, а что тебе-то останется? Вот почему я говорю про дебилизацию. Защитники продолжения дебилизации наших детей говорят, что теперь всё учтено, и ЕГЭ уже не тот. Недавно просмотрел вопросы прошлого года -- отличий мало.
     ЕГЭ, как форму проверки знаний надо срочно отменить!

     Теперь об интернете. Да, если только заглянуть  в него, понимаешь, что в нём есть всё. Вообще всё, что известно человечеству, можно достаточно быстро найти любую страницу, любой текст, любую картинку в том числе и художественные произведения и научные, и популярные, и вам предложат и научить, и подсказать и проч., и проч., и проч. Если, обладая минимальными сведениями об интересующем вас, беря в руки подходящую книгу, вы сможете получить ОБЪЁМ знаний, то в интернете вы тоже сможете получить, но только малую КРУПИЦУ знаний. И за следующей крупицей вам надо добираться другим путём, и так, если не надоест, придётся ходить по разным сайтам, чтобы получить тот же, что и в книге, объём знаний. Представьте: вы подошли к золотоносной горе (книжный магазин) и видите -- вся гора усыпана золотыми слитками, бери-не хочу. В другой раз вы пошли к другой золотоносной горе (интернет) и видите -- она вся усыпана золотым песком... Где легче обогатиться? Но, кроме того, в книжном магазине вы что-то увидите и можете заинтересоваться. В интернете без подсказки (скажем, учителя) вы просто не будете знать, что искать.

     Ещё один аспект, который ни в коем случае нельзя оставить без внимания. Например, Википедия. На каждой странице имеется пометка -- "править". Я сам писал исправления в некоторых статьях. Кто и какие сведения вписывает в те статьи, которые вы читаете в интернете, не знает никто. Можно делать это не под своим именем, под "ником", подразумевающим любого из восьми миллиардов жителей Земли. В интернете практически не существует "фильтра истинности". Когда печатается книга, над ней работает множество людей с известными именами. В интернете этот фильтр ослаблен настолько, что, на мой взгляд, лучше начинать с того, что не надо ничему верить. И если есть время и силы -- проверять по сотням других источников. Я сам встретил совсем недавно несколько коротких зарисовок на современные темы, приписываемые А.С. Пушкину. Якобы это он, провидец, написал ещё два века тому. Я "порылся" (в интернете!) и нашёл имена подлинных авторов заметок. Это камень не в огород великого поэта. Это пример того, как делается интернет.

     Поэтому в образовательном процессе интернет не идёт ни в какое сравнение с чтением! Поэтому я повторю вслед за классиком: "Любите книгу, источник знаний!"
     По моим впечатлениям, сегодня срочно необходимо возвращать русский язык и литературу в образовательный процесс. Сегодня уже даже учителя русского языка обучены в той самой системе образования, которая строилась в безграмотные 90-е!
     Можно как угодно относиться к большевикам, но, придя к власти, они устроили "ликбез" -- ЛИКВИДАЦИЮ БЕЗГРАМОТНОСТИ. Народы всей России обучили.
     В 90-е стараниями прозападных доброхотов успешно проведён процесс во всей России -- ЛИКВИДАЦИЯ ГРАМОТНОСТИ!
    Пора возвращать России культуру грамотности. И делать это надо через воспитание любви к чтению!