Глава 1. Однажды на этой земле

Вера Полуляк
(главы из повести "Зоренька ясная")



    „Мы больше в этот мир вовек не попадем,
    Вовек не встретимся с друзьями за столом.
    Лови же каждое летящее мгновенье —
    Его не подстеречь уж никогда потом.“ (Омар Хайям)

Всё на этой земле происходит с нами однажды - однажды произнесли первое слово, однажды сделали свой первый шаг, однажды влюбились, женились. Темп жизни с каждым прожитым годом всё ускоряется и ускоряется. Что-то забывается, а что-то навсегда остаётся в памяти, передаётся последующим поколениям. Зачем? Может, чтобы, двигаясь по жизни вперёд, избегать ошибок прошлого? Или, чтобы легче было идти, имея за спиной, накопленный предками, солидный багаж светлых, согревающих душу событий... А может, просто, чтобы помнить - жизнь даётся лишь однажды, у каждого она своя, неповторимая, надо ценить этот дар, каждое мгновение на этой земле случается лишь однажды...

Зима выдалась морозной и снежной. Долго она не хотела уступать своих позиций заждавшейся весне. Середина марта миновала, а морозы всё не уходят. Мария встала до свету, поспешила в хлев – Малютка должна вот-вот отелиться, кормилица и любимица. Корова была некрупной, отсюда и кличку получила.  Молоко у неё сладкое, вкусное! Хоть и не ведёрочница, как у соседки Антонины, хватает Марии с Иваном с лихвой. На лето приезжают дети, внуки, Малюткино молоко - хорошее подспорье к столу.

- Снегу-то опять насыпало!

Мария взяла лопату, что держала тут же, в сенцах,слегка  расчистила дорожку от крыльца до сарая, открыла дверь в хлев. Пахнуло теплом и специфическим ароматом скотного двора.

- Мууу! Малютка вытянула вперёд морду, ожидая угощения от хозяйки.

- Держи, моя хорошая, - Мария протянула руку с зажатым в ней ломтем хлеба.

 Малютка аккуратно взяла, обдав ладонь влажным теплом.
Мария погладила свою любимицу, осмотрела:

- Нет, ещё походишь, поди, недели две. Ну и ладно.

Убедившись, что с коровой всё в порядке, плотно прикрыв за собой дверь, чтобы сохранить тепло, Мария вышла на улицу, поёжилась от морозной свежести колючего ветра, потуже затянула пуховую шаль.

Залаяла где-то на деревне собака. Петух в сарае громкоголосо заявил на всю округу о наступлении утра. И хотя Луна ещё не ушла с небосклона, свет её померк, побледнел. Совсем скоро она уступит место солнышку, которое день ото дня становится всё теплее и ярче. Бушевавшая всю ночь мартовская метель, похоже, окончательно выдохлась, ветер сдувал свежие рыхлые сугробы с крыши сарая и бросал наземь.  День увеличился, скоро весна дружно возьмётся за дело, растает снег. А пока – знай себе поскрипывает под ногами. Морозная свежесть да зоренька ясная - что может быть лучше? Светло становится на душе.

Мария любила эти утренние предрассветные часы, когда оставалась с собой наедине. Сколько дум передумает, сколько вспомнит всего из жизни, минувшей! Приятнее–то, конечно, хорошее вспоминать, плохое забыть поскорее хочется, только не всегда это получается. С годами ей всё больше кажется, что жизнь похожа на шахматную доску с белыми и чёрными квадратиками. Порой многое зависит от твоего "хода", даже если играешь на белом поле.
Правильно ли поступила в той или иной ситуации, можно ли было сделать иной "ход"? Такие мысли часто приходят в голову, побуждая к анализу пройденного пути.

В родительском доме росла вместе с сёстрами – Анастасией, Елизаветой, Дарьей. Вот там жизнь была счастливой! А может, просто, молодые были, и родители рядом…
Отец, возможно, хотел наследника, помощника, а народились одни дочери. Но он и девочкам был рад, дочери это чувствовали. В любви и заботе растил их. А они помогали по хозяйству в меру своих сил. Жили дружно. Долгими зимними вечерами устраивали семейные шахматные турниры. Побеждала всегда дружба, но особенно радовала своей сообразительностью самая младшенькая, Мария.

Однажды отправили родители младших сестёр, Марию и Даню (так в семье звали Дарью), в город, в фотоателье – снимки на память сделать. Нарядились, довольные, счастливые. И карточки получились хорошие, добрая память на всю жизнь… На обратном пути шли мимо полей, пшеницей засеянных. День солнечный, тёплый, лето. Сняли туфельки новые с ног и босиком припустили по пыльной дороге, да песню полюбившуюся распевали во весь голос:

Ой цветёт калина

В поле у ручья.

Парня молодого

Полюбила я…

Их сердечки тогда ещё свободны были, только мечтали о любви большой, на всю жизнь. А старшие сёстры уже жили своими семьями.

Настя, самая старшая, первой вышла замуж, ушла в мужнею семью. Следом – Лизавета упорхнула из родительского гнезда. Мария и Дарья дольше остальных оставались под родительской опекой. Когда не стало родителей, поддерживали друг дружку, как могли – и в девичестве, и после замужества.
 
Дарья повстречала свою судьбу девичью на железной дороге. Работал её избранник путевым обходчиком. Там и стали жить - в служебном домике.
Мария нашла своего суженого в школе, куда направили на работу после окончания курсов подготовки учителей - в стране шла борьба с неграмотностью. Иван был директором школы, старше почти на десяток лет. Прятали свои чувства от коллег покуда это было возможно. Но всё тайное рано или поздно становится явным. Родились друг за дружкой дети – трое!

Сколько переживаний было за детей, сколько ночей бессонных у постели заболевших. Дочка любимая так тяжело болела, что почти отчаялась, готова была на всё, чтобы её спасти. Посоветовали добрые люди к бабке сходить, та заговорами лечит.
Мария смахнула слезу. Почти два десятка лет с того дня прошло, а вспоминать до сих пор больно, как едва не потеряла свою доченьку…

продолжение http://proza.ru/2023/11/25/750