Почему Гегель был большим революционером чем Маркс

Сок Волгин
ПОЧЕМУ ГЕГЕЛЬ БЫЛ БОЛЬШИМ РЕВОЛЮЦИОНЕРОМ ЧЕМ МАРКС

I.

Поскольку определенная форма идеи должна владеть массами что бы они были определённой материальной силой, то чем сильнее и чем более революционна идея, -тем, очевидно, сильнее и революционнее масса. Стало быть тот чьи идеи более сильные должен быть назван большим революционером в сравнении с тем, чьи идеи не так сильны.

Марксисты считают что наиболее сильной идеей является та согласно которой в обществе окончательно исчезают все классовые и индивидуальные различения: принцип "от каждого по способностям каждому по потребностям", предполагает что даже потребности станут у всех одинаковыми. ...У меня, например, не сможет уже зародиться идея усовершенствовать тот или другой строительный материал или технический механизм, ибо для этого у меня должна быть потребность в более совершенном материале... Но так как мою потребность в новом строительном материале нельзя мгновенно удовлетворить то либо общественный идеал всё ещё будет не реализован либо моя потребность в новом материале должна быть объявлена контрреволюционной и подрывной...

Всякое созидание нового требует преобразования старого и даже определенного разрушения старого. Созидание и разрушение как бесконечный процесс внутри общества требует определенного различения созидающего и созидаемого; не только предметов которые мы преобразуем, но и других индивидов: родители созидают детей, мастера подмастерий, профессора студентов; процесс бесконечного созидания требует определенного интерсубъектного взаимодействия, стало быть бесконечного различения двух сторон.

Поэтому те идеи в которых различия лишь вычищают с позиции логики Гегеля можно считать только первоначальными: первый продукт нашей мысли при созерцании некоего радикального раздвоения общества есть "манифест" о радикальнейшем и впредь воспрещающем различенность объединении... Но так как подобные формы идеи не совместимы с понятием бесконечного созидательного разрушения то безразличность и чистота этих идей в себе делает формы этих идей не действительными и слабыми. Ибо, как говорит Гегель: "Действительность, есть всегда единство всеобщности и особенности, разложенность всеобщности на особенности, которые представляются самостоятельными, хотя они носимы и хранимы лишь внутри целого. Поскольку не имеется этого [разложенного -В.К.] единства, нечто не действительно..." («Философия права»)

II.

Другим важным аспектом любой политической философии и тех идеалов, которые в ней выступают является то как мы мыслим понятие силы, посредством которой мы собираемся осуществить политический идеал. И есть две основных формы силы: а) нигилистическая и б) истинно бесконечная: сквозьциркулентная сила. Первая форма силы стремится к тому, что бы искоренить и только нигилизовать свою противоположность: сила как индивид стремится искоренить тирана, сила как коллектив наёмных рабочих стремится искоренить коллектив предпринимателей, сила как нация движется целью порабощения или искоренения других наций. Первая форма силы перестает быть силой как таковой при достижении своих целей: если пролетариат искоренил всех капиталистов то против кого он может существовать в качестве силы? Это конечная форма силы, она испаряется и в политическом идеале осуществлённом посредством нигилистической силы, - сила не может существовать; такому понятию нет больше места. Что же касается истинной формы силы то нигилизм первой силы низводится в ней до момента: она расплавляет окосневевшую противоположность и исходя из различения меры, необходимой для восстановления целостной жизненности политического организма, осуществляет свой, уврачевательный суд, над исключившим себя из целого, органом.

Но, истинно бесконечная сила даже после того как произошло объединение противоставших друг другу противоположностей общества, восстановление жизненности Организма не перестает существовать как таковая, так как она из нигилистической превращается в сквозьциркулентную силу и продолжает осуществлять правосудие всюду, где возникает момент распада живых интерсубъектных связей: сила, которой тем легче осуществлять своё правосудие или идею индивидуального права, чем интенсивнее общий культурный и интеллектуальный прогресс который она инициирует.

Истинно бесконечную силу, так как она снимает свой нигилизм и существует как сила объединения противоположностей, сила их сжатия и опосредствия можно считать аннигилентной. Траекторию этой силы, в самом абстрактном виде, можно сравнить с положенной на бок восьмеркой, рисуя которую мы снова и снова, двигаясь через центр, соединяем,- лево и право, конец и начало друг с другом.

По Гегелю истинная идея должна содержать в себе данное превращение,- нигилистической силы в аннигилентную. - Идея, в которой сила являет себя как нигилизм и только как нигилизм, сила в которой не обращается на себя и не конституирует интенсивное взаимодействие противоположных сторон, их бесконечное и устойчивое опосредствие есть лишь первоначальная и более слабая форма идеи нежели та, в которой нигилистичность силы снимается и односторонность движения силы (лишь как бы во вне) становится обращением на себя: "...сила же,- говорит Гегель,- показывает себя силой лишь благодаря тому, что она обнаруживает себя и в своем обнаружении ВОЗВРАЩАЕТСЯ К САМОЙ СЕБЕ…» (ЭФН1)

III. Третий момент посредством которого наша идея становится подлинно революционной, относится к центру всякого организма или к его ядру. Никто например не считает, что внутри атома, в клетке животного организма, или внутри планеты Земля,- ядро является лишним. Поскольку сама наша жизнь зависит от центростремительной центробежности крови внутри нашего организма и стало быть от ядра которое сообщает, посредством пульсации это движение нашей крови,- от сердца,- никто не считает ядро в человеческом организме тем, что нужно преодолеть. Однако как только заходит речь о политическом универсуме, этот "предмет", как сфера законодательного представительства и производная от неё сфера правительства полагается только больным, окаменевшим внутри политического организма и потому с точки зрения идеала марксистов, чем-то лишь преграждающим путь творческой силе народа. Поэтому это ядро (правительственный аппарат) необходимо лишь временно, для осуществления диктатуры пролетариата и чистый бесклассовый идеал не предполагает совсем никакого ядра. -Последнее, как полагают марксисты, следует растворить в теле народа или искоренить из него, ибо для их идеала не предусмотрена внутренняя циркуляция силы и ни о какой, происходящей из центра и в центр бежащей пульсации жизни в нём, речь никогда не велась.

То что, поэтому нам следует в этом вопросе отметить так это тот факт что Гегель вполне осознавал необходимость того первоначального идеала согласно которому освобождение творческой силы народа требует определенного расплавления тех костных форм которые преграждают движение освободившейся силе. Но Гегель считал это только первоначальным моментом: не осуществляющее своей непосредственной функции сердце должно быть подвергнуто хирургическому вмешательству, и тем не менее, не исключение этого органа из нашего тела является целью такого вмешательства, а определенное обновление сердца. Последнее может в какой то мере препятствовать обращению крови внутри нашего организма, но исцеленное или здоровое сердце не только не строит барьеров движению нашей крови; оно именно и активирует это движение и проводя сквозь себя нашу кровь сердце является тем инструментом, который делает это движение истинно бесконечным и непрекращающимся.

IV.

Истинно бесконечная сила поэтому формирует в себе органическое и принципиально необходимое для поддержания жизни целого организма ядро. - Мышление поднятое до понятия этой поистине революционной и бесконечной силы есть более развитое и преодолевшее односторонность мышление. Поэтому тот, для кого политический идеал не остается пустой абстракцией силы, лишь вычищающей различения и лишь застывающей после искоренения противоположностей, но определяется бесконечным соединением созидания и разрушения, интерсубъектностью и сквозьциркулентной, пульсирующей сквозь ядро силой, - является большим революционером, чем тот, кто остается в начале пути формирования политического идеала, и пребывает в пределах лишь первоначальной и только ближайшей необходимости преодоления радикального раздвоения общества.

_________________________

«…теория становится материальной силой, как только она овладевает массами». (К. Маркс "К критике гегелевской философии права"); «Идеи становятся силой, когда они овладевают массами.» (В. И. Ленин «Удержат ли большевики государственную власть» ПСС т.34, стр. 332.)