Прелесть прот. А. Ткачева о антихристе в 3 храме

Аллексей
Царебожническая прелесть прот. А. Ткачева о антихристе в 3-ем храме

Предисловие

   Уже идет не первый год год, как ТК Спас в некоторых передачах пугает зрителей темой прихода антихриста, скатывается в обсуждение конспирологических теорий, технофобию и ложно толкует Откровение Иоанна. Тема Апокалипсиса звучит в передачах Р. Голованова не реже, чем в сектах СИ, у пятидесятников или адвентистов. А технофобия в передачах антиглобалистки А. Б. Шафран -- это само собой разумеющееся. В психиатрии же ... это реальный признак психического расстройства.
    Все это благодаря увлечению не православными учениями некоторых ведущих и редакторов. Недавно на ТК Спас я услышал популярную в кругах царебожников конспирологическую теорию о перенаселении планеты, которой лет 200 и которая давно уже опровергнута.
    Не отстает и канал раскольников-царебожников "Царьград" с его ведущими, прот. А. Ткачевым в частности.

Заблуждения прот. А. Ткачева и Р. Голованова о антихристе в 3-ем храме

   Святые отцы Восточной православной церкви не придавали такое огромное значение темам последнего времени и Откровению Иоанна. Его толковали немногие. Да и с чего бы ему придавать огромное значение, если в нем нет ни одной заповеди Иисуса Христа. А Священное Писание говорит: "Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека." (Еккл. 12,13) и "Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто." (Сирах. 3:21).
   Ну а сегодня они (Р. Голованов и прот. А. Ткачев) решили истолковать 2 Фесс. 2.4. https://dzen.ru/video/watch/6531c3e843f30e4aa09debf4
   Выдающийся богослов и христианский философ блж. Августин говорит о восседании антихриста в храме: "Признаюсь, что я вовсе не понимаю этих слов.". А Роман Голованов и прот. А. Ткачев святее и мудрее всех святых видимо, что решили: вот оно, сбывается. Особенно нелепо выглядит буквальное понимание ими богословия апостола Павла. Подобным образом думали иудеи: придет Мессия, станет царем иудейским и положит конец римскому владычеству. И не узнали Мессию.
   Также написавший авторитетное в церкви "Толкование на Апокалипсис" св. Андрей Кесарийский не утверждает, что он постиг смысл слов Откровения Иоанна: «Потому же и мы приступаем к изъяснению виденного блаженным Богословом не как постигшие глубину сокрытого в нем духа, ибо не осмеливаемся и не имеем в виду даже изъяснить всего сказанного в буквальном смысле, но желаем только дать упражнение уму в дальнейшем стремлении, презрении, как непостоянного, настоящего и желании будущего, как вечного».
    У святых отцов нет единого мнения насчет 2 Фесс. 2.4. Они толковали это место по-разному. прот. А. Ткачев ссылается на "Слово о Христе и антихристе" св. Ипполита Римского, где тот предполагает, что при антихристе будет восстановлен храм Иерусалимский. Но в издании книги есть сноска от редакторов Казанской Духовной Академии:
"Это мнение Св. Ипполита о том, что при антихристе будет восстановлен древний Иерусалимский Храм, впрочем, оспаривается другими Святыми Отцами. Говоря о восстановлении Иерусалимского Храма, обычно указывают на слова апостола Павла: в Церкви Божией сядет он, выдавая себя за бога (2 Сол. 2:4) и на пророчество Даниила о поставлении мерзости запустения на святом месте (Мф. 24:15). В отличие от Ипполита, Кирилла Иерусалимского, Иоанна Дамаскина, Иринея Лионского, — целый ряд Святых Отцов под Церковью Божией разумели Церковь Христианскую. Таково мнение блаж. Иеронима, блаж. Феодорита, блаж. Феофилакта, св. Андрея Кесарийского, блаж. Августина, преп. Ефрема Сирина. Последний говорит следующее: «Он явится и войдет в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно в Церкви Божией. Он не отклоняет в другое какое–либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, — но с презрением отвергает все культы ложные, чтобы можно было пленить Церковь»; и далее: «…будет управлять Церковью под личиной истины» (Творения, Ч. 7, с. 246–247). Также и св. Андрей Кесарийский говорит, что антихрист «на самом деле сядет в Божественном храме — Церкви Вселенской» (Толк. на Апок., с. 177). Блаж. Феодорит пишет, что апостол «храмом Божиим называет церкви» (Творения, Т. 6, с. 79–84). С последним мнением соглашается и Святитель Феофан Затворник и прочие Отцы, и, особенно, св. Иоанн Златоуст, который в своем пространном трактате «Против иудеев» писал, что «Иерусалимский храм никогда не восстановится», и что «ни один пророк не обещал, что они (иудеи) получат избавление от нынешних своих бедствий» (Творения, Т. 1, с. 698,703). Что же касается пророчества Даниила о последней седмине, то и здесь очевидно, что мерзость запустения антихристом будет установлена также в Церкви Божией, которая, действительно, является местом святым, но никак не Иерусалимский храм, поскольку нынешние иудеи поклоняются, как учат все Св. Отцы и Свящ. Писание (Откр. 2:9; 3:9), отнюдь не Богу, а диаволу, и следовательно, храм ими восстановленный не может уже быть истинным Храмом Божиим, равно как и местом святым или святилищем. Такая мысль вполне подтверждается и Священным Писанием, где Сам Господь незадолго до Своих крестных страданий произнес следующее пророчество на Иерусалимский Храм: се оставляется вам Дом ваш пуст (Мф. 23:38), что и исполнилось, когда Святой Дух засвидетельствовал оставление Храма Своей благодатью раздранием надвое церковной завесы (Мф. 27:51). Объясняя эти слова Св. Златоуст обращает внимание, что Господь именует Иерусалимский храм уже не Дом Мой, а дом ваш, т. е. — иудеев–богоотступников, тем указывая на совершенное запустение его. Итак, запустение на бывшем святом месте уже существует на протяжении почти двух тысячелетий, а об антихристе говорится, что свою мерзость он водрузит на том месте, которое вплоть до его пришествия будет священно, т. е. подразумевается не что иное, как Церковь христианская. Следовательно, под пременением жертвы всегдашней (Дан. 12:11) необходимо понимать прекращение открытого (легального) христианского богослужения и жертвоприношения, как это и объясняли Ириней Лионский и Ефрем Сирин. С этого времени жертва и возлияние христианские станут приносится в той пустыне, куда — как возвещает Апокалипсис — убежит Жена — Церковь Христова, чтобы укрыться от лица змея до второго и славного Пришествия Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа."
   Если ранние отцы Церкви еще расходились во мнениях, то более поздние св. отцы конкретно говорят о восседании антихриста в храме христианском (в храмах). А преп. Иустин (Попович) даже помещает это в труде по догматическому богословию:
"К тому же будет он стараться воссесть – и воссядет – в христианских храмах, как Бог, и будет провозглашать себя Богом – единым и всеистинным." (преп. Иустин Попович, "Догматика Православной Церкви", том 4, Эсхатология)
   Об этом же говорит авторитетное толкование св. Андрея Кесарийского. Приведу и некоторых других святых отцов здесь:

"Здесь, сказано, антихрист сядет во храме Божiем или Иудейском, прежде Божественном, но потом за дерзновение против Христа разрушенном и, как ожидают богоборные Иудеи, имеющем быть восстановленным антихристом, или присвояя себе чуждое и, как сказал Апостол, показующи себе, яко Бог есть (2Сол.;2,;4), на самом деле сядет в Божественном храме - Церкви Вселенской." (св. Андрей Кесарийский)
"И будет восседать в храме Божием - не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах." (св. Иоанн Златоуст)
"Таким образом он явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно в церкви Божией. Он не отклоняет в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, - но с презрением отвергает все культы (ложные), чтобы можно было пленить церковь." (преп. Ефрем Сирин)
"Не сказано: в Иерусалимском собственно храме, а просто: в храме, во всяком храме Божием." (блж. Феофилакт Болгарский)
   Еще более нелепым выглядит, что прот. А. Ткачев связывает действия США в угоду еврейскому правительству с "пружинками" мировой истории и исполнениями пророчеств. Будто бы исполнение библейских пророчеств зависит от США, а не от Бога.
    Именно От Бога зависит исполнение библейских пророчеств. Об этом говорит, например, апостол Петр: "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию." (2 Пет. 3,9).
    Также апостол Павел указывает на некоего "удерживающего" от Бога: "И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь" (2 Фес. 2, 6-7)
   свт. Феофан Затворник говорит в толковании на эти слова:
"После всего сказанного сами собою понятны слова: во еже явитися ему в свое ему время. «Явитися» не Господу и не отступлению, а человеку беззакония — антихристу. Свое ему время — не то, какое ему бы хотелось избрать, а какое назначено ему Божественным Промыслом. Он явится не против воли Божией. В Божиих планах мироправления стоит и он, и подготовка его, и последствия того. Не потому так, чтобы Бог хотел такого зла людям, а потому, что люди сами себя до того доведут. Этот момент отодвинул Бог до последней возможности, ожидая, не явится ли кто еще желающий к Нему обратиться и служить Ему. Когда уже некого будет такого ждать, примет Господь удерживающую руку, зло разольется, и антихрист явится. Дал Бог свободу и не хочет отнимать ее, только окружает ее всегда такими указаниями, которым внимая она может избирать доброе направление. Но не приневоливает, ждет, чтобы она сама избирала доброе. Если она избирает злое, сама виновата. Это, однако ж, не нарушает Божиих благих намерений. Господь возьмет все Свое и не потерпит никакого ущерба по причине уклонения многих. А они свое получат: возлюбили пагубу, и она придет на них."
   Что до иудеев со строительством ими храма. Да хоть десятый храм пусть строят. Прот. А. Ткачеву и Р. Голованову что до этого? Это иудеи ожидают строительства третьего храма, а не христиане. У нас есть где молиться и совершать богослужения. Этот храм не будет Божиим и Бог не будет благоволеть от этого к иудаизму. Посмотрите что сделал Иисус со смоковницей, что он сказал о разрушениях храма, о самом Иерусалиме. https://bible.optina.ru/new:lk:13:34

Заключение

   Реальный источник этого нездорового интереса прот. А. Ткачева к третьему храму иудеев -- это секта царебожников "Царьграда" и дружба с ними. Название канала, где он давно является одним из ведущих, говорит само за себя. Кто не уверен, посмотрите биографии ведущих, их увлечения и высказывания. Особенно вредны в последние годы их высказывания против вакцин и прививок. И прот. А. Ткачев в этом не отстал от них.
    Апокалиптические события они видят в свете своих ожиданий "прихода православного царя", и не православного соответветственно (антихриста). А также ожидают ряд политических событий как созыв земского собора и т.п.
    Другая составляющая учения царебожников* -- это антисемитизм и вера в заговор евреев. Прямую ссылку на сайт царебожников в России не даю. Но об этом можно почитать вот в этой статье https://www.ng.ru/facts/2000-11-15/1_analis.html . Можно также вспомнить ненавистные слова царебожника Сергия Романова против движения хабад, которое якобы является тайным мировым правительством, управляет Россией и миром. Чтобы подогреть ненависть к евреям, царебожники выдвигают подобные мифы: что антихрист воссядет в третьем храме.
    Двенадцать апостолов были из евреев. Множество святых были из евреев. Это их не смущает.
    А что говорит царебожник увлекающийся конспирологическим учением царебожников, впавший в прелесть прот. А. Ткачев? Он тоже верит в тайный заговор евреев: "Поскольку Америка -- это таранное орудие еврейского лобби американского, то Америка выполняет тайные указания какого-то небольшого числа посвященных людей, посвященных в тайны мира, и в главные пружины мировой истории. Они разжигают пожар войны на Востоке.", "Очевидно, это не случайно. Очевидно, приводятся в действие пружины мировой истории, о которых не говорят в газетах и по телевидению, о которых говорят только люди религиозные, да и то полушепотом друг другу на ухо. Не сбываются ли пророчества? Не доживем ли до антихриста?" https://dzen.ru/video/watch/6531c3e843f30e4aa09debf4
   Нет, не сбываются. Все это могло сбыться еще в первом веке. Но, как было сказано апостолом Петром, это дело долготерпения Божия -- а оно (долготерпение) вам не известно.
   Это еретики ожидают явления антихриста. Святые ожидают пришествия Христа. И об этом прямо сказано в самом конце той же книги Откровение Иоанна: "Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!". И в послании к Фессалоникийцам: "Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему" (2Фес. 2,1). И далее сказано как проводить это время ожидания. св. Андрей Кесарийский говорит: "для Святых желательно пришествие Христово, как воздающее многоразличную награду. Посему и сия книга, как приводящая читающих ее к блаженному концу и покою, есть свята и боговдохновенна."
* конспирологическое учение, технофобию, цифрофобию, движение против вакцин, не православное толкование Откровения Иоанна -- царебожники изначально заимствуют из антиутопий и научной фантастики, книг пятидесятницы М. Рэлф (попытка смешать антиутопии с христианством), поэтому встретить среди них читавших антиутопии не редкость.

Послесловие

    Конечно, в прелесть может впасть любой человек, особенно увлекающийся не православной, мирской философией с ее взглядами на мир и христианство (в данном случае на книгу Откровение Иоанна). Не просто так святые предупреждали: "
"Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол. 2.8)

"мы должны тщательно исследовать все то, что вошло в наши сердца или предложено нам каким–либо догматом, очищено ли это божественным, небесным огнем Св. Духа или принадлежит к иудейскому суеверию, или происходит от надменности мирской философии и носит только личину благочестия. Мы так и поступим, если будем исполнять апостольское наставление: не всякому духу верьте, но иcпытывайте духов, от Бога ли они (1 Иоан 4, 1)." (преп. Иоанн Кассиан)

   Многолетняя дружба прот. А. Ткачева с царебожниками,- на их канале "Царьград" он вещает,- привела к увлечению и проникновению их не православным учением. И в этой связи я не понимаю: почему вещающий на огромную территорию прот. А. Ткачев еще не в запрете за многолетнее распространение заблуждений и лжеучений царебожников. Из его уст нормально услышать очередную теорию заговора, технофобию, вакцинофобию, нездоровый интерес к последним временам и ложные толкования Откровения Иоанна. Дайте ему отдохнуть от заблуждений. И если хоть одного человека он отвратил от вакцины, и тот погиб, то как причастный к убийству, по канонам он вообще не может быть священником. А он отвратил много людей своей лжепроповедью в противогазе и многими другими высказываниями о вакцинах. (Вакционофобия -- это еще одно лжеучение царебожников, если вы не знали. Их сектантский сайт 3рим пестрит антиваксерской деятельностью.)
   Прот. Игорь Тарасов за одно видео на ТК Союз в духе царебожников, был запрещен и лет 5 пробыл в запрете, пока наконец не покаялся и не удалил свою страницу с лжеучениями. прот. А. Ткачев годами распространяет в интернете и на телевидении лжеучениия царебожников, и ничего ему за это не бывает (почему-то).
    С другой стороны, ереси, так и другие лжеучения царебожников и антиглобалистов, среди которых сегодня цифрофобия, технофобия, вакцинофобия, конспирология, борьба с биометрией -- захватывают множество умов даже людей образованных, как проф. В. Ю. Катасонов или доц. О. Четверикова, реж. Никита Михалков и др. От этого не застрахован никто, и священники тоже.
    Еще лет 10 назад прот. А. Ткачев говорил прямопротивоположные вещи и имел православное отношение к Откровению Иоанна: https://www.youtube.com/watch?v=uVKIXty4KgI А сейчас он следует конспирологическим теориям, немного страдает технофобией, как и все царебожники, ему чудится везде антихрист, заговорщики, и толкует Откровение Иоанна как вздумается. Ему хочется видеть, что он оперелся на церковное толкование Откровения Иоанна, но он оперелся на мнение царебожников, аккуратно подстроенное под мнение святого отца.