Готская православная церковь. Ариане

Ислам Гурайш
Крымская Готия (гр. ;;;;;;, Готфия), именно так именует готское княжество св. Иоанн Златоуст (347-407 г.г.), располагалась в установившихся границах на территории к востоку и северу от Сюмболона (Балаклавы), доходя до Сугдеи (Судак). Прокопий Кесарийский так писал о крымских готах "…Здесь же, на этом побережье есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию". Название Дори происходит от крепости Дорос, которая была духовным центром Готии. Это место известно сейчас как Мангуп. Но так его стали называть с конца VII в., когда крепость захватили хазары.В IX в.был заключен договор о разделе Крыма: Херсон и южный берег Крыма закрепились за Византией, а остальная часть полуострова - за Хазарией.
До этого лонгобарды, германские племена ушли в стороны современной Италии, и стали частью итальянского народа.
В период 1-й волны миграции (сер. II в.) Г. продвинулись на юго-восток вдоль Вислы и Зап. Буга и появились на Волыни и в Подолье, что отражено в предании о гот. переселении в Скифию. 2-я волна в том же направлении датируется сер. III в. Двигаясь на юг, они присоединяли к себе мн. негерм. племена, постоянно пополняя миграционный поток. Вместе с Г. на юг перемещалось смешанное население, значительную часть к-рого составляли славяне и представители западно-балт. племен. Возглавляемые Г. переселенцы в кон. II в. разделились на 2 части: основная масса заселила Волынь и Подолье, остальные в нач. III в. достигли сев. границ Римской империи.
В правление Теодориха и его преемников восстанавливались и строились арианские и правосл. храмы в Равенне, Риме, Вероне, Медиолане и др. городах. Церковные владения были разбросаны по всему королевству. Правосл. Римская Церковь при остготах утратила положение государственной, но сохранила свое влияние. Руководствуясь принципом веротерпимости, арианин Теодорих настойчиво добивался поддержки рим. духовенства. Он даровал арианскому и рим. духовенству ряд привилегий (право церковного убежища, отмена судопроизводства в праздничные дни и др.). Была признана юрисдикция папы над клириками. Конунг активно вмешивалсяв дела Римской Церкви, судил и оправдывал епископов, восстанавливал отрешенных от сана, поддерживал Церковь во время ее конфликта с К-польским Патриархатом (см. «Энотикон»), выступал против симонии при выборах пап и епископов (Cassiod. Varia. I 9; II 29. 30; III 7. 37).
В начале правления Теодориха преобладало стремление к сближению с наиболее влиятельными кругами итало-рим. знати. Конунг покровительствовал развитию наук и искусств, привлекал ко двору рим. философов и писателей (Боэций, Кассиодор, Симмах, Эннодий). Подъем культуры в Италии этой эпохи получил название Остготское возрождение. Прорим. политика Теодориха вызывала недовольство остгот. военной знати, и в последние годы он начал от нее отходить. Часть старой рим. аристократии и высшее духовенство стремились освободиться от власти остготов, опираясь на помощь Византии. С 520 г. стали усиливаться противоречия между остгот. и рим. знатью. Одновременно шло сближение пап и Византии, объединение верхушки Римской Церкви и сенаторской оппозиции. Теодорихом были обвинены в измене и казнены Боэций (524), Симмах (525), арестован папа Иоанн I (526).
Напрасно церковная легенда ввергнула душу короля-арианина в жерло Этны, напрасно предавала её дьяволу. В народном представлении Теодорих остался одним из покровителей и заступников Равенны, не менее могущественным, чем святые Ромуальд и Аполлинарий. Гробница готского короля посещается всеми путешественниками, бывающими в Равенне. Что привлекает их сюда? Память Теодориха едва ли может быть кому-нибудь дорога. И однако, посещение этого мавзолея оставляет в душе каждого путешественника, не историка и не эрудита, след более глубокий, чем простое любопытство. Это одно из тех мест на свете, где почему-то дано живо ощущать ход веков, где такое отвлечённое понятие, как "история", чувствуется с захватывающей силой и близостью. Здесь мы невольно верим в существование общности с прошлым, в какую-то странную, тончайшую и сложнейшую связь между нашей судьбой и судьбой легендарного короля.
Похоронен Теодорих в Равенне, в Италии.
К слову сказать вся Византия когда-то была арианской,до прихода сирийского проповедника.
Прим* Лонгобарды означает - длиннобородые.