Манифест человеческого общества

Владислав Пантелеев
Владислав Львович Пантелеев
Манифест человеческого общества

Введение. Краткое изложение основной идеи
Человек – это животное, главным видоспецифическим оружием которого являются абстрактные поля мозга, которые позволяют решать задачи, не связанные напрямую с биологическими потребностями. Человек счастлив только если он реализуется во всех своих трёх ипостасях: как животное, как человек и как творец, способный создавать то, что до него никто ещё не создавал.
В настоящее время 10 % людей на Земле голодает. Однако подавляющее число остальной популяции живёт беспрецедентно сытно. В условиях переизбытка ресурсов абстрактные поля, эволюционно предназначенные для их поиска, отключаются. Наш мозг в буквальном смысле деградирует, за последние 100 тысяч лет он уменьшился на 200-250 грамм. Ясно, что деградация главного инструмента выживания вида прямо угрожает сохранению популяции.
Мозг один из самых энергозатратных органов, и поэтому человек не способен интенсивно размышлять более чем 3-4 часа в сутки. Получается, остальное время мы реагируем на внешние раздражители инстинктивно, склонны к упрощениям, ошибкам, подлогу и обману. При этом функционально мозг человека состоит из трёх сотен полей, число нейронов в которых, так же, как строение кровеносной системы и метаболизм, у разных людей отличается количественно, а иногда и качественно. Фактически с точки зрения изменчивости строения мозга впору разделять человечество на разные виды, которые отличаются друг от друга больше, чем пресловутые кошка с собакой. И поэтому разные люди зачастую не могут договориться друг с другом.
Несовершенство строения мозга заставляет людей реагировать на несовместимую с ними, непривычную картину мира биологически, – агрессией или избеганием. Поскольку наша кратная индивидуальная изменчивость по мозгу представляет собой ценнейший ресурс, получается, что неконсолидированная человеческая популяция обкрадывает саму себя, используя разнообразие потенциала мозга её членов как повод к конфронтации и даже вооружённому противостоянию. И даже строит на этой основе жестокий отрицательный искусственный отбор, который усредняет потенциал разнообразия популяции.
Для разворота градиента развития человеческого общества необходимо с одной стороны всемерно сохранять биоразнообразие популяции по мозгу, с другой – осознанно консолидировать всё общество в целом.
Эта задача может быть выполнена повышением уровня осознанности жизни каждого члена общества и прививанием ему с самого раннего детства адекватных инстинктивных программ и ценностей. Речь идёт о самых базовых ценностных установках, которые прошли эволюционный отбор и закрепились в большинстве традиционных человеческих обществах.
Каждый человек должен жить осознанной жизнью, опираясь на доказательные научные предпосылки и наблюдаемый опыт. Он должен целенаправленно развиваться во всех своих трёх ипостасях: биологической, социальной и творческой. При этом, ему необходимо адекватно выстраивать своё место в обществе. Он должен быть готов понимать свою ответственность за результативность и направленность своей жизни, а также  уровень и качество своего социального конформизма. Предельно упрощая, можно, скажем, мусорить, обманывать или предавать окружающих людей. Вопрос в том, как потом выстраивать с ними отношения и жить на свалке. В пределе, то, какой выбор сделает для себя человек, сводится к уровню его интеллектуального и эмоционального потенциала. Именно по этой причине его и нужно старательно развивать.
2.5 млрд лет назад на планете Земля самозародилась жизнь. 100 млн лет назад у прародителей человеческой популяции появился рептильный мозг. 50 млн лет назад он обзавёлся лимбической системой, а 2.5 млн лет назад – неокортексом. Мы находимся накануне очередного качественного структурного скачка, при котором в мозг будут интегрированы нейроинтерфесы для подключения модулей памяти или, к примеру, разного рода усилителей. Аналогично этому в человеческой популяции должны самозародиться процессы, направленные на оздоровление социального климата популяции и повышение уровня индивидуального самосознания всех его членов. Этого можно добиться массовой, масштабной и целенаправленной популяризацией развиваемых в настоящем Манифесте принципов среди всего населения страны. На первоначальном этапе эта работа должна выполняться силами всех людей, которые способны понять то, о чем мы здесь говорим.

Пролог
Каждый человек носитель уникальной конструкции мозга и поэтому представляет собой величайшую ценность. Проблема состоит в том, что эволюционно развившийся мозг не предназначен для постоянных размышлений, тем более - абстрагированных от биологических задач. В итоге большую часть времени люди действуют не разумно, а инстинктивно.
Тем не менее, человечество смогло выйти на доселе невиданный уровень науки и производства. Это создало условия для формирования нового миропорядка, основанного на творческой эффективности и принципах осознанного конформизма.
Мы призываем к созидательной, творческой, эффективной и осознанно консолидированной жизни.
Работая на опережение, нужно целенаправленно, массово и настойчиво пропагандировать с детства соответствующие стереотипные инстинктивные программы, научно обоснованные знания и проверенные базовые человеческие ценности.

Далее полный текст Манифеста.

Предпосылки
Эволюционно сформированный мозг человека с точки зрения структурной организации и метаболизма крайне несовершенен. Причина этого в том, что человеческий организм не запланирован и реализован сверх разумом, а является результатом приспособления к окружающей природе методом проб и ошибок длительностью в десятки миллионов лет. Два миллиона лет назад в ходе эволюции над рептилоидным мозгом возникла надстройка, называемая неокортексом. Этот «новый мозг» был призван решать задачи, связанные с биологическим распространением вида в природе. По эволюционным меркам совсем недавно, всего считанные десятки тысяч лет назад, в неокортексе появились тормозные поля, которые со временем позволили людям начать решать абстрактные задачи, не связанные с биологическими потребностями. Они являются основным видоспецифическим оружием выживания.
В итоге, в известном смысле, мозг человека можно условно разбить на три разные конкурирующие части. Это приводит к тому, что человеку постоянно приходится, что называется, «договариваться» самим с собой. Проблема усугубляется тем, что в неравной борьбе чаще всего одерживает верх рептилоидная часть мозга как наиболее древняя, обкатанная миллионами лет эволюции и находящаяся в стратегически выигрышном положении. Поэтому большинство людей между абстрактным творчеством, полезной, но скучной работой и деятельностью, связанной с получением биологических преференций, почти всегда выбирают последнее. Это не плохо и не хорошо, это эволюционно оправданная данность, которая смогла предоставить нашему виду конкурентные биологические преимущества в условиях жизни в дикой природе. Однако на данном историческом этапе в условиях переизбытка у большинства популяции пищевых ресурсов и свободного времени былое видоспецифическое преимущество уже мешает прогрессивному развитию и даже начинает создавать реальные предпосылки для исчезновения нашего вида. Например через эскалацию мировой напряжённости в условиях современных достижений научно-технического прогресса.
Плотно упакованная нейросеть головного мозга устроена сложно, а значит, расходует значительное количество энергии, метаболитов и кислорода. При этом мозг вынесен из тела, имеет связанные с этим понятные ограничения по массе и возможностям создания энергетических депо в непосредственной близости. Как следствие, он быстро устаёт и не способен интенсивно размышлять более нескольких часов в день даже в наиболее благоприятных условиях. Кроме того, для сравнения, масса нервной ткани, обслуживающей деятельность желудочно-кишечного тракта, примерно в полтора раза больше массы головного мозга. В результате люди большую часть жизни управляются не разумом, а инстинктами и склонны жить по базовым для них биологическим законам, подключая ресурсы абстрактных полей неокортекса только эпизодически, в основном, в процессе решения задач, сложных для решения рептилоидной частью мозга. Тот факт, что люди основную часть жизни живут по биологическим законам, как животные, реагируя на внешние раздражители стереотипно, обусловлено физиологически и эволюционно, и из этих соображений необходимо исходить при построении теории человеческого мироустройства. Ей можно объяснить (но не оправдать!) лень, воровство, агрессию, зависание в деструктивных эмоциональных состояниях, коррупцию, бытовую преступность, любовь к химическим источникам поднятия гормонального статуса и другие пороки человеческого общества. Значительная часть инстинктивных программ закрепляется к началу полового созревания, однако некоторые из них формируются в течение жизни. Всё это означает, что человек должен уделять внимание не только интеллектуальному и эстетическому развитию, но и обязан целенаправленно оттачивать свои инстинктивные программы. Об этом же должно также заботиться и всё общество.
К моменту рождения нейросеть головного мозга содержит максимальное в течение жизни число нейронов – порядка 100-170 миллиардов. Большой разброс обусловлен индивидуальной изменчивостью. У младенца нейроны ещё не изолированы микроглией и почти не имеют связей. Первичное созревание коры головного мозга, в процессе которого создаются условия для появления электрохимического взаимодействия между нейронами, завершается к 8-9 годам, с этого времени у ребёнка начинает формироваться воля и способности к целенаправленному изучению наук. С 11-13 лет начинается период полового созревания, в процессе которого мозг практически всецело переключается на решение задач, связанных с размножением, – тот самый «трудный возраст». Направление и интенсивность увлечений подростка, общий контекст его развития в этот период всецело обусловлены биологической мотивацией. Формально окончательное формирование головного мозга завершается приблизительно к 27 годам.
Важно понимать, что люди рождаются с кратной количественной и даже качественной разницей в структуре и метаболических возможностях своего мозга. С одной стороны, это является базисом для эволюции, но с другой – мешает выстраивать эффективные социальные связи, способствует эскалации мировой напряжённости, оказывает негативное давление на процессы демографии и поэтому должно заставить человечество выработать грамотный подход к эффективному социальному взаимодействию.
Человеку важно понимать, что у него в распоряжении изначально порядка 100 лет жизни, в днях это 36500 дней, из которых ни один не повторится. В каждых сутках 16 часов или 960 минут бодрствования. Ежесекундно делая тот или иной выбор, каждый из нас формирует направление своей жизни общей длительностью около 35 миллионов минут. И текущий жизненный человеческий контекст – это всегда результат суммы всех выборов, сделанных к данному моменту жизни.
Управляемый большую часть времени инстинктивно, подверженный влиянию периодических гормональных скачков, человек зачастую не может договориться даже сам с собой. Найти общий язык с другими людьми, у которых оригинальная непохожая конструкция мозга, а также отличающаяся скорость метаболических реакций, ему тем более сложно. Но это означает только то, что нужно учиться грамотно выстраивать и свою жизнь, и социальное взаимодействие, а предъявлять претензии в первую очередь к себе. Воспользуйтесь этой информацией в момент назревания очередного конфликта для того, чтобы предотвратить его. По этой причине, кстати, расхожие речевые конструкции вроде «Нужно поступать с людьми так, как я хочу, чтобы они вели себя со мной» не работают, по крайней мере, полноценно.
На протяжении сотен тысяч лет наши далёкие предки выживали небольшими отрядами порядка нескольких десятков человек, в которых каждая особь была кровно заинтересована во всех своих соседях. К такому формату социальных связей адаптировались все системы и органы чувств нашего организма. По этой причине люди способны эффективно взаимодействовать только с ограниченным числом совместимых собеседников одновременно. Со времён появления первых городских поселений, а это с точки зрения эволюции произошло совсем недавно, численность людей увеличилась, и внезапно человек столкнулся с тем, что в его окружении появились незнакомые люди, на взаимодействие с которыми нет ни знаний, ни энергии, ни времени. Психика человека, разумеется, ещё не адаптирована к взаимодействию внутри разросшейся популяции, и это провоцирует бытовую преступность и эскалацию мировой напряжённости.
В начале XX века рабочие в европейских странах сражались за право перехода с 12-часового трудового дня на 10-часовой, крестьяне работали на поле от зари до зари, а где-то ещё процветало рабство, – большинство населения Земли было занято трудом перманентно. С тех пор достижения научно-технического прогресса привели к тому, что необходимость в поддающемся алгоритмизации труде упала настолько, что появилось понятие скрытой безработицы. Для того, чтобы хоть как-нибудь занять людей, приходится создавать экономически необоснованные рабочие места. В скором будущем несмотря на имеющийся отрицательный опыт (!) можно предсказать массовый перевод населения на некий базовый подушевой доход, пожизненно выплачиваемый по факту существования гражданина. А право на занятие немногочисленных рабочих вакансий нужно будет заслуживать тем или иным способом, например, лояльностью к власти или волонтёрской активностью.
Вообще говоря, у человеческой жизни нет смысла. Если человек будет влачить жалкое существование без пользы для окружающих, досрочно завершит его суицидом или вовсе не родится, – это так или иначе непосредственно отразится только на ближайшем окружении, которое тоже не вечно. В известном приближении глобальный смысл существования человечества состоит в изменении биосферы Земли, в частности, в поднятии углеводородов и других подземных и подводных ресурсов планеты на её поверхность. По крайней мере, это то, чем оно занимается в качестве компонента экосистемы Земли. Но даже если не только человечество, но и сама Земля вместе с Солнечной системой исчезнут это не окажет хоть сколько-нибудь заметного влияния ни на нашу галактику Млечный путь, ни тем более, на саму Вселенную. Получается, инстинкты самосохранения и продолжения рода у людей обусловлены тем, что мы, ныне живущие, являемся потомками тех наших предков, у которых они были в известной мере развиты. Эволюция работает по негативному сценарию, и все, у кого не было жажды к жизни, просто исчезли, поскольку имели небольшую вероятность оставления потомства. Постоянно появляющиеся из-за индивидуальной изменчивости мозга и под давлением агрессивного влияния окружения приверженцы идей «свободной» жизни без «обременения» в виде детей, а также другие наименее приспособленные к текущему биологическому контексту люди естественным образом постоянно вымываются из популяции. По крайней мере когда такое деструктивное и асоциальное поведение принудительно не рекламируется, создавая искусственный тренд.
Нужно понимать, что несмотря на наличие множества программ борьбы с голодом, 10 % населения планеты голодает. Кроме того, значительное число людей живёт за чертой бедности. Тем не менее, благодаря достижениям наиболее творческой части населения, развитию финансовых институтов и коммуникационных технологий, уровень комфорта и благосостояния человечества в целом постоянно увеличиваются. Вместе с этим растёт и количество свободного времени, которым оно, к сожалению, не способно в полной мере распорядиться. В ответ на такой спрос, растёт и предложение в виде потока мусорного развлекательного контента. На этом фоне у людей пропадает мотивация к развитию, преодолению, творческой активности. Это провоцирует изменение инстинктивных программ. Постепенно отходят на второй план или вовсе пропадают базовые инстинкты: размножения, самосохранения, защиты территории. В некоторых популяциях может происходить физиологическая дезадаптация, снижается гормональный статус и фертильность, повышается уровень агрессии или, наоборот, апатии, поведение становится имитационным и стереотипным, а сознание, несмотря на накопление человечеством гигантского количества знаний, – более примитивным.

Понимая, что беззаботная жизнь расхолаживает и ослабляет перед внешними угрозами и внутренними слабостями, люди обязаны самостоятельно заботится о своём развитии и принимать на себя ответственность за свою жизнь. Например, достижения в области медицины заменили естественные эволюционные процессы отбора искусственными. Врачи ставят рекорды спасения недоношенных младенцев, но не в состоянии обеспечить их здоровьем. В результате средний уровень здоровья населения падает. При этом важно понимать, что современная медицина занимается в основном обезболиванием и купированием симптоматики, в ряде случаев она даже спасает жизни. Но сделать человека здоровым может только он сам, своими мыслями и образом жизни.
Человеческое существование управляется основанной на регулировании гормонального фона довольно примитивной, однако тем не менее, вполне действенной системой подкрепления, которая заставляет людей размножаться, создавать научные открытия, заниматься другим творчеством или совершать деструктивные действия, которые в обществе принято называть преступными. Даже у микробов существует сигнальная система, которая ограничивает скорость их размножения при достижении барьеров в чашке Петри. Человеческая же популяция на фоне переизбытка энергии реагируют на перенаселённость деструктивно и неадекватно. Вместо того, чтобы направить экспансию в менее населённые части Земли или открытый космос, грамотно и справедливо перераспределить природные и производственные ресурсы, оптимизировать технологии генерации и аккумулирования энергии, оптимизировать социальное взаимодействие и в крайнем случае, согласованно отрегулировать рождаемость, люди реагируют на перенаселение и другие внешние раздражители агрессией, внутренней и внешней, либо избеганием. И если в прежние времена это хотя бы способствовало положительному отбору, то начиная с изобретения огнестрельного оружия дало начало массовому отрицательному, – создались условия для выживания не самых доминантных, сильных, смелых, брутальных и сообразительных, а наиболее наглых, а вместе с ними заодно и самых беспринципных, соглашателей и приспособленцев.
Всё это нивелирует ценность крепких, здоровых социальных связей и дополнительно провоцирует людей на энергетически малозатратное преимущественно биологическое существование, склонность к упрощению восприятия, зависание в статических образах и социальных ролях, поиск искусственных заменителей радости от собственных побед и достижений, праздное времяпрепровождение, коллективные заблуждения, нарушения мышления и в пределе – фактически уход в параллельную реальность. Люди всё менее склонны активно задействовать аналитические поля головного мозга. А со снижением отбора по мозгу падает эффективность и даже ценность человеческой жизни. Данное обстоятельство ставит человеческий вид под угрозу исчезновения и поэтому требует немедленных мер реагирования.
В текущем эволюционном контексте человек перед лицом сложившейся угрозы сохранения целостности популяции с целью сохранения своего вида просто обязан активно использовать свой главный видоспецифический инструмент выживания – ресурсы своего неокортекса. Попросту говоря, мы должны вспомнить что мы являемся людьми, потомками тех особей, которые возможностями своего интеллекта смогли победить в конкурентной борьбе неандертальцев, заселить весь земной шар, выйти в космос, создать полностью автоматизированные производственные линии, освоить сложные медицинские манипуляции и имитацию искусственного интеллекта в виде генеративных алгоритмов предсказания. Люди должны осознать, что человек не только биологическое существо, которое способно эффективно подстраиваться под окружающий контекст. Мы силой ресурсов своего мозга можем изменить естественные эволюционные процессы, что совершенно недоступно для животных. Проблема в том, что на фоне переизбытка энергии при закрытых базовых потребностях снижается мотивация на перманентное развитие. Человек, что называется, «засыпает» или продолжает развиваться, но «горизонтально». В основном это касается тех людей, у которых не запущены высокоранговые инстинктивные программы, а это большинство популяции.
Поскольку биологический рептилоидный мозг силой интеллекта победить крайне сложно, решение этой проблемы нужно искать внутри достаточно универсальных подходов:
1. Можно попытаться со своим биологическим мозгов договориться. К не связанным напрямую с немедленным получением удовольствия обязанностям можно приступать уверяя себя, что это продлится не долго. Так человек повышает шанс увлекшись, уделить работе и созиданию достаточно внимания.
2. Можно периодически создавать ситуации невозврата, когда биологическое поведение менее оправданно, чем человеческое.
3. В некоторых случаях допустимо подменять первичные стимулы вторичными, например, обуславливать биологические радости результативными творческими достижениями.
4. Можно представить себя уже находящимся в искомом контексте. При этом происходит смена инстинктивных программ на более адаптированные и, вероятно, высокоуровневые.
5. Нужно высокую интенсивность базовой физиологической мотивации научиться переносить на творческую и всю обязательную к исполнению деятельность. Утрируя, если человек очень хочет в туалетную комнату, он туда обязательно попадёт, причём, в обозримое время. Поэтому в известном смысле нужно творческие задачи сделать базовыми.
На данном этапе развития человечества создались предпосылки для того, чтобы на основе имеющихся научных знаний и достижений НТП на фоне всё большего количества высвобождаемого свободного времени был создан новый общественный строй. Его задача заключается в том, чтобы целенаправленно использовать биологическое разнообразие человечества в личных интересах каждой личности и всего общества, а не некоторой его наиболее «активной» части.
В данный момент население в основной своей массе не готово к жизни в такой парадигме. Необходимо по возможности повысить уровень осознанности взрослого населения, но поскольку взрослого человека изменить очень непросто, следует сделать упор на грамотное социально и творчески ориентированное воспитание подростков. Нужно вырастить из детей поколение более грамотных, цельных, стрессоустойчивых, знающих, деятельных и творчески эффективных членов общества, которые имеют иммунитет к деструктивной манипуляции, разбираются в законах окружающего мира и социальном мироустройстве, стремятся реализовываться не только в биологическом контексте, но и в творческом и как следствие, демонстрируют социально ориентированное поведение.
Дети в России и в пределе – всего мира должны воспитываться не столько на одних сказках или мультипликационных фильмах, сколько на едином познавательном культурном и наукоёмком массиве информационных материалов, нормирующем лабильную для запечатления картины мира психику ребёнка на единые здоровые знания и привычки. Детство нужно использовать не на просмотр праздного оторванного от реальности контента и другие увеселения, а на подготовку к взрослой жизни, разумеется, в игровой форме и под грамотным уместным контролем со стороны взрослых и всего общества. Для этого нужно как минимум критически переосмыслить содержание учебной программы, саму методику обучения в средней школе и даже некоторые социальные стереотипы. Например, ежегодную игру в Деда Мороза здоровому ребёнку из благополучной семьи можно видоизменить, предложить ему заранее придумать «волшебство», способное украсить праздник тем детям, которым действительно нужна внешняя поддержка со стороны социального окружения.
Детей с самого раннего возраста необходимо приучать к постоянному анализу прошлого и текущего жизненного контекста, а также прогнозу относительно будущего. Речь не идёт о том, чтобы создавать казарменные условия, тем более, – для всех поголовно. Однако каждому ребёнку необходимо с самого раннего возраста успеть запечатлеть уместную строгость и серьёзность отношения к жизни. При этом, разумеется, важно учитывать объективные возрастные и индивидуальные физиологические и психические особенности развития личности.
Каждый человек должен приобрести привычку задавать себе следующие вопросы:
1. Чему я научился за последнее время?
2. Кто мои друзья и близкие?
3. Как я выгляжу со стороны, например, на видео?
4. Как я двигаюсь в пространстве, грамотна и содержательна ли моя речь?
5. Совпадают ли мои слова с моими делами?
6. Как я ещё могу применить свои таланты?
7. Чему я могу научить других?
8. Какую помощь и советы люди обычно у меня просят?
9. Что я согласен делать не обменивая это на материальные ценности или похвалу, бесплатно?
10. Какую жизнь я хочу прожить?
11. Как я буду жить через год, пять лет, десять если ничего не изменю в своей жизни?
12. Какое творческое наследство я оставлю после себя?
Критерии оценки эффективности жизни могут быть разделены на субъективные (радость, ощущение счастья, удовлетворения от жизни) и объективные, среди которых можно отметить объективно измеряемые творческие результаты, достигнутый уровень благосостояния, набор социальных поведенческих инстинктов и даже, вероятно, относительный уровень гормонального фона как показатель общего состояния здоровья. Уровень т. н. «успешности» индивида с учётом всех обстоятельств понятие трудно формализуемое. Вероятно, можно разработать некий интегральный показатель, который учитывал бы как объективные результаты деятельности человека, так и уровень субъективного ощущения радости от жизни.
Президент Российской Федерации В. В. Путин правильно отметил, Россия перевыполнила план по революциям. Наша многонациональная большая по территории страна имеет все предпосылки для кумулятивного развития, свободного от гражданского противостояния, тем более, – вооружённого. Более того, при массовом задействовании самого ценного ресурса страны – интеллектуального потенциала её народонаселения – мы можем само понятие «критика» научиться использовать исключительно конструктивно, в контексте развития. Для этого человеческое общество должно представлять собой эффективный союз сильных, творчески ориентированных людей, которые осознанно строят социальное взаимодействие на основе понимания научно обоснованных данных о физиологии человека, социальных и личностных особенностях его поведения, а также учитывают исторический опыт и текущий контекст.

Цели
Целью настоящего манифеста является декларация базисных установок для построения в России подлинно человеческого общества – социальной среды реализующихся в творчестве индивидов, плодотворно сосуществующих по человеческим высокоуровневым законам. Эту идею необходимо сделать национальной и реализовать в самой ближайшей перспективе.

Постулаты человеческого общества
В здоровом обществе не может быть «неудачных» или «плохих» людей, кроме, в известной степени, тех, кто влачит деструктивное асоциальное существование агрессивного иждивенца. Но даже в этом случае важно понимать, что поскольку каждый человек рождается с индивидуальным набором параметров нейронной сети головного мозга, этим он представляет большую ценность для общества. Вопрос в том, чтобы создать грамотную модель социального и политического мироустройства, которая предоставляла бы возможности самореализации и позволяла бы объединить в пределе – вообще всех членов этого социума.
Грамотный шаблон реагирования состоит в том, чтобы, понимая человеческую физиологию и основные законы социализации, приобрести привычку целенаправленно выстраивать отношения, направленные на извлечение максимальной эффективности для всех участников диалога и общества в целом. Люди просто обязаны учиться грамотно воспринимать собеседника и разговаривать на его языке. По возможности, в прямом смысле этого слова. Такая стратегия выживания эволюционно оправдана в условиях агрессивной окружающей среды. Когда среда обитания благополучна, не содержит прямых конкурентов, внешних врагов, разного рода опасностей и трудностей, ослабляется стимул для консолидации общества и снижается уровень мотивации на индивидуальное развитие у его членов. Поэтому обоснованной парадигмой человеческого сытого, благополучного существования является создание условий постоянного искусственного дефицита ресурсов и поддержание высокой поисковой активности. При этом совершенно не обязательно результаты своих биологических или творческих успехов разбазаривать. Более оправданно искать пути превращения количественных достижений в качественные.
В целом, человеческую жизнь можно условно разделить на этапы: детство, юность, взросление, зрелость, которые проживаются сообразно своему контексту. Детство и юность должны являться подготовкой ко взрослой жизни. В период взрослой жизни человек находится под интенсивным влиянием гормональной системы организма и должен успеть решить задачи, связанные с продолжением рода, самоопределением в жизни, творческой реализацией, накоплением добавленной стоимости и передачей своих талантов, опыта и ресурсов по наследству потомкам и обществу.
Каждый человек имеет сильные и слабые стороны, это неизбежно, поскольку является следствием его индивидуальной структурной и метаболической организации. По этой причине не бывает «плохих» или «хороших» людей. Каждый человек имеет свои т. н. слабые стороны, но в чём-то компетентен более, чем большинство из его окружения, и в этих областях можно и необходимо у него учиться. Поэтому если создаётся впечатление, что человек «плохо соображает», это означает, что именно в этой конкретной области знаний или умений он слаб и его нужно в этом поддержать. При этом, сам человек должен иметь возможность рассчитывать на симметричную осознанную помощь и поддержку со стороны в идеале – всего окружения.
Саму жизнь нужно понимать в более широком контексте своего рода и своего окружения и в пределе – всей популяции. Если наследник значительных богатств живёт исключительно личными биологическими интересами, он ставит эти богатства под угрозу уничтожения или как минимум неэффективного нецелевого использования и превращает в деструктивный пассив. Если наследнику внушить, что имеющиеся у него ресурсы принадлежат не ему лично, а всему роду, который их, собственно, и заработал, и что его задача как минимум их сохранить, а лучше максимально преумножить для следующих поколений, а если и потратить, то в интересах рода и человечества на глобальные проекты, – в таком случае в классической парадигме перехода из количества в качество коллективные достижения рода получают шанс подняться на новый более глобальный уровень.
Работа индивидуально очень оригинального, подверженного колебаниям гормонального фона человеческого мозга сильно отличается от работы компьютера, человеческая память выраженно динамическая, изменчивая. В этих условиях оптимальный способ организации социального взаимодействия должен строиться скорее на грамотной системе нормированных на парадигму развития общественного и индивидуального благосостояния принципов, чем на своде ограничивающих и карающих за преступления законов.
Даже само развитие интеллекта с самого детства должно происходить на фоне осознанности, а не страха за наказание. Образно говоря, нет сложности наказать ребёнка, вопрос в том, как потом выстраивать с наказанным отношения доверия и кооперации, любви и искренности. Тем не менее необходимо понимать, что есть дети и взрослые с таким складом ума, которые в принципе способны к эффективному выстраиванию отношений только в условиях жёстких внутренних или внешних ограничений и даже на каком-то этапе – наказаний.
Крайне важно с самого детства воспитать в гражданах определённые паттерны инстинктивных программ, проще говоря, целенаправленно воспитать сильных, грамотных, стрессоустойчивых, здоровых, творчески ориентированных и эффективных, критически мыслящих, социально адаптивных членов человеческого общества. В идеальном случае, жизнь таких людей будет формировать собственные постоянно обогащаемые представления о жизни, а не нормы уголовного или административного законодательства.
Определённая часть общества выраженно манипулируема и склонна следовать за лидером. Таким объединяющим лидером должна стать высокая эффективность и ресурсоёмкость многонационального консолидированного общественного строя.
Для лучшего понимания разберём показательный пример сознательного отношения к жизни. Поскольку групповая изменчивость по сравнению с индивидуальной крайне невелика, именно это доказывает несостоятельность любых националистических идеологий. Поэтому важно осознавать, что националистические идеи несостоятельны с точки зрения физиологии человека, а также основ теории социального мироустройства, а не по той причине, что они кажутся «плохими» или, например, запрещены какой-либо религиозной доктриной. Человек должен в большей степени осознанно управляться внутренним арбитром, нежели страхом за нарушение культурных, религиозных или законодательных запретов.
Человечеству необходимо понять преимущества такого более высокоуровневого подхода к жизни. Главным препятствием этому служит ограниченность ресурсов головного мозга. Лишь несколько процентов населения не способны мыслить на высоком уровне, жить творческими и общественными интересами по физиологическим показателям. Подавляющее большинство родившихся детей имеет достаточный потенциал для активной творческой реализации и вполне способно выстраивать грамотные социальные отношения. Необходимо создать среду, в которой каждый член общества найдёт применение своим разнообразным талантам.
К неудачам, ошибкам и промахам необходимо относиться рационально, рассматривая их как часть собственного опыта, используя для анализа своих мыслей и поступков, а также как повод компенсировать их своими дополнительными достижениями.

Обдуманные действия
1. Необходимо создать и отладить полную версию научной, универсальной, всеобъемлющей и объединяющей методической базы крайне разнородного и на данный исторический момент пока ещё не подготовленного к консолидированной осознанной жизни человеческого общества. Средством достижения этой социальной модели должны стать уникальные ресурсы каждого человека – выявленный и реализованный потенциал аналитических центров головного мозга, грамотные инстинкты социализации и общее здоровье. Главной задачей будет их максимальное раскрытие и использование, а главными критериями успешности – научность и результативность. Впоследствии на такой теории будет основываться общее политическое управление в новой социальной парадигме.
2. Перевод общества на более высокий уровень может быть по-настоящему реализован исключительно путём осознанной самоорганизации членов самого общества. Поэтому все те, кто на это способен, должны начать непосредственное внедрение и всемерную популяризацию предлагаемой парадигмы человеческого общества, по крайней мере, в пределах своей компетенции. Здоровая, направленная на повышение личной и коллективной эффективности идея социального договора попутно должна привлечь изрядную долю революционно настроенного общества, а также всех тех политиков, журналистов, блогеров и просто обывателей, которые в настоящее время паразитируют на критике окружающего контекста.
В то же время, такой переход большинством населения, которое встроено в существующую мировоззренческую парадигму, просто непонятен и поэтому отвергается. Тем не менее можно предположить, что наши потомки будут относиться к системе нашего социального мироустройства так же, как мы относимся к жизни в эпоху Средневековья или далёкой древности.
3. В начале можно будет рассчитывать только на тех, кто по своей конструкции мозга, воспитанию и мироощущению уже готов к более грамотной общественной парадигме, либо уже живёт в ней. По предварительным оценкам, на первоначальном этапе число таких активных последователей может составлять порядка 1 % от числа всех жителей страны. При благоприятном исходе в процесс самооздоровления популяции должны будут вливаться всё новые и новые её члены. Важно запустить самоорганизующийся нарастающий процесс по крайней мере, с минимальной критически значимой интенсивностью. На начальном этапе достаточно будет добиться положительного эффекта хотя бы в отдельно взятом регионе страны. Возможно, успешный пилот может быть реализован и в меньшем масштабе.
В любом случае, потребуется осуществить целенаправленное продвижение, рекламу, буквально – сделать крайнюю важность кумулятивной направленности личности на творческую самореализацию и осознанную социальную консолидацию популяционным девизом. В современных условиях именно так нужно сублимировать биологически оправданное стремление людей к доминантности, а также высвобождающиеся благодаря достижениям НТП энергию и время человека.
4. Действовать нужно по двум направлениям. Во-первых, нужно повсеместно поднять уровень осознанности жизни и общую грамотность населения. Во-вторых, требуется с детства прививать людям творчески и социально ориентированное здоровое инстинктивное поведение. Необходимо создать предпосылки для миграции каждого члена общества по уровням ранговой иерархии наверх. При этом важно, чтобы это достигалось не имитацией, а настоящей экспертностью и реальной творческой результативностью самой личности, а также не зависело от субъективной оценки со стороны третьих лиц.
В качестве пояснения приведём примеры.  Вместо того, чтобы воспитывать в людях толерантность к другой расе, образу жизни или религии, необходимо культивировать осознанное, научно обоснованное понимание важности биологического разнообразия, принципиальной неоднородности человечества, ценности для популяционной устойчивости и дальнейшего развития каждой индивидуально организованной личности как данности. Параллельно с этим нужно учить социальному взаимодействию даже внутри несовместимых личностных типов отношений, таких как конфликтные, отношения отмены, ревизии и прочих.
Социализация должна основываться не столько на страхе перед нарушением норм уголовного или административного законодательства, сколько на осознанном и одновременно инстинктивно приобретённом иммунитете против общественно деструктивного поведения. Проще говоря, в идеале, люди должны жить не по закону и тем более, не по «понятиям», – они должны по «пониманию», то есть в интересах всей популяции, грамотно и социализировано строить свою жизнь основываясь на понимании того, как устроен мир. Перефразируя слова Президента России В. В. Путина, каждый человек может делать что угодно, но он должен понимать, что ему, его ближайшему окружению и его потомкам придётся жить в обществе и обстановке, которую он создаёт своими мыслями и поступками.
Вопреки расхожей библейской заповеди, невозможно и не нужно учить «любви к ближним», а тем более, – «любить врагов ваших». Любовь в принципе является пограничным состоянием психики. Этот эволюционный механизм изначально служит физиологическому сближению, однако при неумелом использовании часто приводит к трагедиям. Но самое главное, в пограничном состоянии невозможно находиться долго, оно изматывает, и поэтому любовь не может продолжаться долго. Кроме того, если судить по обилию у людей вредных привычек, склонности к иррациональному поведению, обилию потребляемого мусорного контента, получается, что человек по факту не любит даже себя. Как же он может не на словах, а на деле любить всех окружающих, а тем более, – своих врагов? Вместо красивых, но деструктивных и ошибочных заповедей нужно внушать людям базовые знания и годные для социализации инстинкты. А затем на этой основе приучать с осознанным пониманием и уважением относиться и к себе, и к другим членам общества, видеть в каждом из них реальную ценность. Это не означает, что, к примеру, нужно всем подряд улыбаться, это зачастую просто физически невозможно. Ресурсы человека ограничены, но их должно хватать на то, чтобы сканировать ближайшее окружение, бережно к нему относиться, правильно понимать весь контекст человеческих отношений и при необходимости осознанно стараться оказать уместную и грамотную прямую помощь, поддержку или просто, например, дать толковую обратную связь. Такое поведение нужно закреплять на уровне инстинктов ещё с детского возраста. Оно должно естественным образом гормонально подкрепляться изнутри и в итоге стать неотъемлемой составляющей общепопуляционной культуры.
5. Предлагаемая модель высокоуровневого человеческого мироустройства предполагает наличие определённого потенциала интеллекта и вообще – минимально необходимой ресурсной базы головного мозга. Поэтому всех потенциально способных к этому детей необходимо с самого детства переводить на самостоятельную парадигму образования. Речь не о том, чтобы закрыть школы, а о том, чтобы перенести ответственность за обучение на самих учащихся. Разумеется, при этом нужно учесть особенности детской психики. В частности, её возрастную незрелость, поскольку первичное созревание неокортекса в обычных условиях завершается приблизительно к восьми-девяти годам. И поэтому определяемое индивидуально первое время учащегося следует приучать к постоянному процессу познания, развивать поисковую активность, самостоятельность, привычку глубоко погружаться в знания, учиться «как в последний раз», по-настоящему. По крайней мере, главные дисциплины нужно учить до настоящего понимания, до полного погружения в материал, а не до тех пор, пока не получишь положительную оценку со стороны взрослого учителя. Важно с детства целенаправленно подготавливать и развивать ресурсы головного мозга к осознанной творческой жизни, заботиться о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения. Для этого важно использовать по-настоящему нетривиальные индивидуальные подходы к каждому учащемуся, приучать его самого искать оригинальные действенные способы усвоения трудного для его понимания учебного материала. К примеру, в принципе невозможно выучить историю или любую другую науку по одному школьному учебнику. По одному учебнику можно выучить только сам учебник, можно даже получить за знание этого учебника положительную оценку. По-настоящему разобраться в материале, сделать его частью своего мировоззрения можно только если получится вдумчиво изучить предмет с разных сторон, попытаться оспорить и защитить его постулаты, решить ряд связанных с ним локальных задач или даже, возможно, масштабных проектов.
Попытки проводить находящимся в период полового созревания подросткам уроки патриотизма или приучать их к раздельному сбору мусора крайне неэффективны. Вместо этого нужно с раннего детства прививать высокоуровневое социально ориентированное инстинктивное поведение. Ребёнок должен сообразно своим способностям и уровню развития успеть глубоко погрузиться в самые базовые знания об мире, целенаправленно учиться расставлять причинно-следственные связи, уметь выделять главное. Зная физиологию, он должен ясно понимать, что имитационное поведение куда проще и на короткой дистанции биологически зачастую эффективнее настоящей научной или творческой деятельности. Однако оно фактически является попыткой обмана самого себя, со всеми вытекающими последствиями, и поэтому не может быть определяющим в жизненном человеческом контексте.
Таким же точно обманом является привычка обижаться на кого-то кроме самого себя. Тем более, что чувство обиды деструктивно уже само по себе. Призванное экономить энергию мозга, оно, являясь по сути зависанием психики в эгоцентричном состоянии, сопровождается бесполезным расходованием энергии, времени, а зачастую и других бесценных ресурсов. Бывает, что человек, подверженный колебаниям гормонального фона или находящийся под давлением тех или иных когнитивных искажений восприятия, сам с собой не может договориться. Иногда нам с вами даже бывает стыдно за наши поступки. Почему мы не можем, создавая себе алиби и индульгенцию на свои недостатки и промахи, предоставить право на ошибки другим? Нужно научить детей рассматривать ошибки как инструмент и повод для развития. В конце концов, даже любой конфликт является благом, поскольку, если он решается грамотно, он переводит отношения на новый уровень. Нужно приучать детей из каждой потенциально негативной и проблемной ситуации извлекать те или иные дивиденды, трансформировать её на благо себе и окружающим.
С точки зрения физиологии нервной и гормональной систем мужчины отличаются от женщин больше, чем разные виды млекопитающих, например, лисы от волков. С этой точки зрения можно даже вести речь о том, чтобы выделить мужчин и женщин в отдельные подвиды. Совершенно очевидно, что несмотря на популярность в обществе феминистических движений, для оздоровления института семьи, улучшения демографической обстановки и укрепления здоровья нации необходимо в процессе воспитания грамотно учитывать половой деморфизм. Абсолютное равенство, как и абсолютное равновесие, наступает только после смерти. Можно и необходимо декларировать и реализовывать социальное равенство между полами. Однако пытаться уровнять то, что не может и не должно быть уравнено в принципе является ошибкой. Не нужно идти против эволюционных процессов.
Человеческое общество исторически сегрегировано по расовым, национальным, религиозным, культурным и другим признакам. До сих пор это в большинстве случаев являлось основой для межнациональных и религиозных конфликтов, уменьшающих численность и интеллектуальный потенциал популяции. Между тем, богатство этого биоразнообразия можно и необходимо использовать для повышения этого потенциала. Например, для целей экспансии в открытый космос. Тем более, что солнечная система не бесконечна, всего через один миллиард лет Земля окажется в условиях несовместимого с биологической жизнью излучения от умирающего Солнца. И если части общества для того, чтобы активно использовать своё главное видоспецифическое оружие – нижние отделы лобных долей коры головного мозга – необходим страх перед внешней угрозой, то вот для них готовая реальная, а не надуманная опасность. Все остальные люди должны самостоятельно, не ожидая прихода разного рода спасителей или, наоборот, тиранов, грамотно распорядиться имеющимся у них оригинальным набором ресурсов.
6. Ещё раз подчеркнём, совершенно точно не следует тратить энергию на критику, обличения, протестные движения в любой их форме. Всё это является питательной средой для эскалации деструктивных асоциальных процессов и способно помешать воплощению любой, самой сильной, полезной и конструктивной идеи.
В целом, необходимо исходя из современных знаний о природе вещей, физиологии человека и законах социальных отношений создать и массово пропагандировать общую теорию здорового человеческого общества, которая будет подходить для абсолютного большинства людей со здоровой психикой. Она должна демонстрировать научно обоснованное направление развития, которое будет являться ориентиром для всех членов человеческой популяции. Нормируя человеческую популяцию на здоровые отношения, она должна способствовать эффективной реализации творческого и биологического потенциала каждой свободной личности.