Нам песня строить и жить помогает

Федоров Александр Георгиевич
    Какая музыка звучала в 60-е года прошлого века из репродукторов или приемников?

    Репродуктор, или как говорят сейчас, приемник проводного вещания, не выключался в доме моих родителей в Ершове (где я тогда жил и учился в средней железнодорожной школе 29) ни днем, ни ночью. В 12 ночи прекращалась трансляция передач, а с 6 часов утра «Гимн Советского Союза», как будильник, подымал народ на «строительство коммунизма», т.е. пробуждал к трудовому дню. Мы настолько привыкли к этому постоянному звуковому сопровождению, что не замечали его. Наоборот, его отсутствие делало жизнь некомфортной.

    Кроме различных репортажей о наших достижениях в народном хозяйстве (эта тема теперь вместе с самим народным хозяйством выпала), о спорте, передач о нашей борьбе за мир и происках поджигателей войны, в репертуаре двух наших радиостанций  (первой программы на длинных волнах и «Радио Маяк» на средних) звучало много музыки.

    Передавали, как это ни странно звучит сегодня, много классической музыки, арий из опер, инструментальной музыки – население приучали к ней, прививали культуру.  И ты невольно ко всему этому привыкал, она становилась частью тебя.
Но отношение к такой музыке в моем окружении и у меня самого тогда было скептическим: – «Опять завели свои симфонии!». И часто приемник на «симфоническое время» временно отключался.
Звучало по радио и много патриотических песен, народных песен и (в хорошем смысле) «псевдонародных» песен советских композиторов, лирических песен из кинофильмов.

    Все время работал мощный информационный и музыкальный конвейер. И он себя оправдывал, являясь составной частью идеологического воспитания. Победой в Отечественную войну мы, в основном, обязаны успехом в ВОСПИТАНИ советского человека, патриота.

    Легкая, как тогда она называлась, и танцевальная музыка звучала гораздо реже.

    Мозг автоматически вполуха сканировал приходящий звукоряд. Отслеживая репертуар, я включал свой слух полностью только при заинтересовавшем меня феномене культуры или новости.
Какой разительный контраст с современностью! Все перевернулось. Теперь с трудом найдешь радиостанцию, в которой звучала бы речь. И день, и ночь гремит только музыка! И какая!
Впрочем, уважаемый читатель, мы говорим с тобой о музыке другого времени.


    Но давайте, дорогой читатель, закончим теоретизировать, а перейдем непосредственно к тем песням, которые определяли основной репертуар тогдашних радиостанций.
    Многие из них незаслуженно забыты, население успешно обрабатывают одной попсой, одними и теми же солистами – в этом тоже скрыта своя идеология, воспитывающая Потребителя, умом которого очень легко манипулировать.

    А раньше у песен были Слова, а у Слов – Смысл; Мелодия, которая запоминалась.
    Дам просто цитаты из песен, «No comment» (без комментариев), как сейчас говорят, а вы сами оцените проникновенность и образность слов. С удовольствием включил бы в приложение мелодию. Желающие услышать эти песни могут найти их в You Tube.

«Где найдешь страну на свете,
Краше Родины моей?
Все края земли моей в расцвете,
Без конца простор полей!».

«Но Москвою привык я гордиться
 И везде повторяю слова
 Дорогая моя столица,
 Золотая моя Москва».

«Далеко, далеко,
Где кочуют туманы,
Где от легкого ветра
Колышется рожь».

«Человек проходит, как хозяин,
Необъятной Родины своей».

«Услышь меня, хорошая,
Услышь моя, красивая,
Заря моя вечерняя,
Любовь неугасимая».

«Мне тебя сравнить бы надо
С песней соловьиною.
С майским утром, тихим садом,
 С гибкою рябиною».

«Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море,
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой».

«Кипучая, могучая,
Никем непобедимая,
Страна моя, Москва моя –
Ты самая любимая».

    Пожалуй, хватит. Песни взяты наугад, те, которые запомнились с тех лет.
Сейчас кого-то эти песни (как говорят сейчас) не зацепят.

    Каким светом, верой в будущее, гордостью за свою Родину, верой в то, что ты тоже хозяин в своей стране и от тебя тоже многое зависит, веет от этих песен….
Да и было чем гордиться стране-победительнице.
    Сейчас эти установки исчезли, в ходу ТОЛЬКО парадигма личного успеха. «Все от разу» – так звучит это понятие на украинской мове.
Вот поэтому от могучей когда-то страны осталось то, что имеем.

    Можно по-разному относиться к этим песням, конечно, Многое  в них было идеализировано и, естественно, с реальностью  не совсем совпадало. Это являлось скорее мечтой, чем реальностью, провозглашенной целью. Но этому пути (пусть и неровно, не всегда последовательно), в то время шло развитие нашей могучей страны, и строились отношения между людьми!

    Прочитал я эту часть – нет, это не воспоминания мальчишки. А (в основном) взгляд сегодняшнего взрослого человека, прошедшего уже определенную школу жизни, но оставшемуся романтиком в душе.

     Но пусть останется все, как есть. Ведь я нынешний – это продолжение того мальчишки из Вернойхена в ГДР (Германская Демократическая Республика), где я жил в далекие детские голы (1954-1957).


     Все мы родом из детства.


      На фото автор на фоне родительского дома. Ершов, 1963 год.