Футуро-контингентное в философии Аристотеля

Юлиан Смирнов
                Футуро-контингентное в философии Аристотеля



Философскую позицию Аристотеля Стагирита, осмысляющего вопрос о будущих контингентных событиях на примере интригующего вопроса о возможности или невозможности «завтрашнего морского сражения», по-латыни можно выразить так:

Cras marina pugna necessarie erit aut non erit. Sed non licet dicere: «Cras marina pugna necessarie erit»; atque non licet dicere: «Cras marina pugna necessarie non erit». Marina pugna cras necessario erit aut non erit. Tantum in hoc est eius necessitas.

(«Завтра морское сражение необходимо будет или не будет. Но нельзя сказать: "Завтра морское сражение необходимо будет"; и нельзя сказать:  "Завтра морское сражение необходимо не будет". Завтра морское сражение необходимо будет или не будет. Лишь в этом заключается его необходимость».)

Иными словами, по Аристотелю, в том, что сражение состоится, нет никакой необходимости, как нет никакой необходимости в том, что оно не состоится. Необходимо лишь то, что сражение будет или не будет. Как видим, сын Никомаха отгораживается от крайностей фатализма, нецесситаризма, но и не только: потомок бога (полубога) Асклепия далёк и от философской апологии случая, случайности, характерной в более позднюю эпоху для Эпикура…


               
*   *   *   *   *