23 ноября. Голый остров

Константин Клюшкин
23 ноября 1960-го года на экраны японских кинотеатров вышел фильм Канэто Синдо "Голый остров".

По словам режиссёра, его целью было создать «кинематографическую поэму», в которой была бы запечатлена жизнь людей, борющихся, как муравьи, против сил природы".

В 1961-м году жюри Московского международного кинофестиваля под председательством выдающегося советского режиссёра Сергея Юткевича  присудило фильму Канэто Синдо "Голый остров" Гран-при - Главный приз фестиваля (наряду с фильмом Григория Чухрая "Чистое небо"). Кстати, в состав того жюри входил великий итальянский кинорежиссёр Лукино Висконти.

В 1963-м году "Голый остров" был номинирован на британскую премию БАФТА в категории Лучший фильм любого происхождения. Но члены Британской киноакадемии присудили эту премию британскому же фильму "Лоуренс Аравийский" режиссёра Дэвида Лина. Причём "Лоуренс Аравийский" получил премию БАФТА и как Лучший британский фильм. Компанию японскому фильму составили такие фильмы, как "В прошлом году в Мариенбаде" Алена Рене, "Вестсайдская история" Джерома Роббинса и Роберта Уайза, "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо, "Сквозь тёмное стекло" Ингмара Бергмана, "Сотворившая чудо" Артура Пенна и др. Безусловно, фильм "Лоуренс Аравийский" является киношедевром. Но неоднократно проявляемое британскими киноакадемиками стремление награждать "свои" фильмы во всех номинациях может свидетельствовать, на наш взгляд, если и не о ксенофобии, то уж, как минимум, о высокомерии и об отсутствии представлении о приличии.

Фильм Канэто Синдо был очень высоко оценен кинокритиками. Даже придирчивый Босли Кроузер из The New York Times в своей рецензии на фильм, который он почему-то окрестил документальным, написал, что красноречие далеко не всегда означает многословие, что в этом фильме, где первое слово произносится лишь на 38-й минуте, "красноречие проявляется в верности, твердости и ясности, с которыми Кането Синдо, автор, режиссер и сопродюсер, передал ритмическую красоту пейзажа, окаймленные горами воды залива и ритмичный труд своего народа, олицетворенного мужчиной и женщиной. В таких пронзительных поэтических образах, как лодка на фоне заката над заливом; женского лица, обращенного вверх, или мальчика, свободно бегущего по холму. То, что в его прекрасной композиции образов нет слов - никаких  диалогов между людьми, только простые, выразительные естественные звуки и нежная, мелодичная, настойчивая (почти слишком настойчивая) музыкальная партитура, делает молчание более трогательным." -

Российские критики не менее, если не более, чем американские, высоко оценили фильм Канэто Синдо. Сергей Кудрявцев поставил фильму максимальные 10 баллов, а другой известный критик Евгений Нефёдов в своей рецензии отметил "«Голый остров» оказался близок нашим соотечественникам по духу не только воспеванием людей труда, день за днём стоически переносящих невзгоды в борьбе с непокладистой природой, но и отстаиванием – в противовес пропагандировавшимся благам цивилизации – ценностей традиционного общества, по-прежнему, невзирая на успехи форсированной индустриализации, сохранявших в СССР огромное влияние. Достижение Канэто казалось тем внушительнее, что такому новаторству кинематографической формы могли позавидовать и ведущие западные авангардисты, озабоченные поисками в области киноязыка." - http://allofcinema.com/golyiy-ostrov-hadaka-no-shima-1960

У меня нет точных данных о бюджете картины и её бокс офисе. Однако, известно, что кинокомпания Kindai Eiga Kyokai до начала съемок была на грани банкротства и не могла финансировать производство фильма. Канэто Синдо вынужден был вложить собственные день в производство фильма. Но средств, собранных фильмом в прокате, оказалось достаточно, чтобы вернуть затраченные средства и спасти кинокомпанию от банкротства.

Известно ещё об одном положительном результате съемок этого фильма. До начала работы над фильмом исполнитель главной мужской роли в филье Таидзи Тонояма, которому на момент начала съемок было 44 года, страдал от цирроза печени, вызванного алкогольной зависимостью, от которой он никак не мог избавиться. Но съемки, осуществлявшиеся в условиях, близких к описываемым в фильме, т.е., на острове, отрезанном от цивилизации, отрезали актёра и от возможностей "прикладываться к бутылке". Благодаря этому актёр смог излечиться и прожить ещё почти 30 лет, за которые он сыграл ещё более 120 ролей, в том числе, в фильме "Женщина-демон".

74% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму "Голый остров" оценки от 8 до 10, причём, 32%, т.е., практически каждый третий, оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Канэто Синдо "Голый остров" (см. Предисловие) составил 8,702, благодаря чему он занял 245-е место в Золотой Тысяче.