Вагинов, Константин. Козлиная песнь

Валерий Варуль
Эксмо. 2008.

Об авторе. Константин Вагинов (настоящая фамилия Вегенгейм) родился в 1899. Коренной петербуржец. Умер в возрасте 35 лет.
 
Оценка творчества литературной критикой. Проза Вагинова представляет собой сложное и многоплановое явление. В ней можно обнаружить влияния петербургских повестей Гоголя и Достоевского, Андрея Белого, античного романа и новелл Возрождения, плутовского романа XVIII века.

Жанр. Книга представляет собой сборник, вероятно, всех произведений автора.

1. Козлиная песнь. Роман. 1929.
2. Труды и дни Свистонова. Роман. 1929.
3. Бомбачада. Роман. 1930.
4. Гарпагониана. Роман. 1933.
5. Стихи. (1919 – 1934).

На 377 страницах разместились 4 романа, а на 225 – стихи.

Сюжет. Стихи, сразу скажу, я не читал, т.к. этот жанр меня не привлекает. А романы прочитаны все, с надеждой, что они будут блистать разнообразием.

Как такового сюжета у романов нет. Ярко выражена автобиографичность. Действующие лица представляют собой как творческих лиц (богема в самом неприглядном виде), так и коллекционеров всякой ерунды (огрызков карандашей, конфетных обёрток, меню, снов, предметов безвкусицы, ругательств и т.п.), готовых на преступление ради пополнения коллекции.

Нарочито нелепы их фамилии: Тептёлкин, неизвестный поэт, Ротиков, Свистонов, Куку, Фелинфлеин, Жулонбин, Анфертьев. Некоторые из них переходят из одного романа в другой. Персонажи периодически собираются для праздного  времяпрепровождения. По сути, все они бездельники.

У романа «Козлиная песнь» есть одна особенность: о чём бы ни писал автор – всё сводится к откровенной эротике или фривольности. Один из персонажей Костя Ротиков занимается собиранием предметов безвкусицы и порнографии. Для него всё кончилось тем, что ничего, кроме безвкусицы, он уже не воспринимал. Один из героев не может сделать предложение любимой девушке, а неизвестный поэт – юноше. Все персонажи переживают не только драматические, но и трагические ситуации.

В романе «Труды и дни Свистонова» Свистонов – успешный прозаик. Он занимается тем, что собирает среди людей типы, которых переводит в свой роман, искажая их образ по своей прихоти. В результате, прочитав о себе, прототипы становятся глубоко несчастными людьми. В конце и сам автор как бы переходит в атмосферу своего произведения и заканчивает жизнь в окружении своих персонажей.

Каждый роман заканчивается трагично. Отсюда и название первого романа «Козлиная песнь» (буквальный перевод слова «трагедия» с греческого языка), которое бы подошло и ко всем остальным.

Впечатление. Когда прочитал первый роман, который был так хорош, что я чуть не соблазнился при написании отзыва поместить из него одни цитаты. Введение героя под именем «неизвестный поэт», сильно интриговало. Мытарства и переживания творческой личности описаны очень хорошо. Молодые люди познают мир через грёзы, вызываемые опиумом – эти видения мастерски увязаны с реальной жизнью. Создаётся впечатление, что по Петербургу в 20-х гг. поэты ходили толпами, и эта атмосфера очень хорошо передана.

Если коротко, первый роман вызвал интерес, второй – недоумение, третий – безразличие, четвёртый - скуку. Напрашивается вывод: Вагинов написал первый роман, потом спохватился, что что-то не досказал, написал другой и т. д. 3-й, 4-й. Нужен был творческий миксер, чтобы всё это перемешать и объединить в один.

 Тогда мнение критиков приобрело бы более веское значение. При чтении я больше вспоминал Андрея Белого, чем Гоголя и других писателей, названных критикой. В романах, на мой взгляд, нет целостности. Они как бы собраны из отдельных сюжетов, некоторые из которых (сюжетов) остались незаконченными.

Я специально не стал распространяться о художественных особенностях произведений, т.к. это прекрасно сделано у другого читателя
http://my.mail.ru/community/knigi/6715D4F646EBCA99.html, для которого Вагинов из плеяды великих.