Ненависть

Владимир Пастернак
    


 

               
      «Я солдат. Я знаю, что такое смерть. В прошлой операции бандиты убили двоих моих товарищей. Я должен, наверное, ненавидеть всех их, потому что почти из каждого окна в нас стреляли. Что поделать: таких соседей послали нам Небеса. Но нужно оставаться человеком, потому что… просто потому, что так надо. И я знаю, что семена любви и человечности рано или поздно прорастут.

      Сегодня я вышел на окраину лагеря на дежурство. По инструкции, любого, кто подойдет к лагерю ближе, чем на 30 метров, я должен остановить. Если необходимо, то даже выстрелом. Но к лагерю подошла девчонка, чумазая, как и все они здесь, в пустыне. На вид ей было лет 10-12. Я никогда не видел таких глаз, огромные, в пол-лица глазища, черные и бездонные. Такие бывают только у детей. Взгляд был диковатый, но какой-то насмешливо-лукавый.
Она показала мне рот, потом на мусорный бак. Я понял, она голодна и хочет покопаться в мусорном баке, чтобы забрать наши объедки. Ее грязная ручонка, как ни странно , сделала жест, я бы сказал, исполненный грации, совсем не похожий на движения нищих на наших площадях. Нет, в ней было какое-то дикарское благородство, заставившее меня вспомнить прочитанные в детстве книги Фенимора Купера. И мне стало стыдно. Мы, взрослые, играем в наши взрослые игры, а страдают вот эти невинные детки. Она мотнула головой, ее волосы рассыпались дикими прядями по плечам. Она что-то сказала на своем языке, которого я не понимал. Я показал на себя и сказал «Рони». Это моё имя. Она ткнула в себя и сказала «Амина». Вот и познакомились.

      Я сделал успокаивающий жест, попросил подождать. Она не поняла слов, но, как видно, поняла интонацию. Через минуту я возвращался с едой из своей сторожки. Я вытащил ей свой дневной паёк, а заодно то, что сам беру с собой на дежурства перекусить : колбасу, крекеры,  колу. В полдень придут ребята, принесут с собой что-нибудь, с голода не помру. Амина улыбнулась и взяла то, что я ей протянул. Потом наши глаза встретились и я увидел как потеплел ее взгляд, она что-то снова сказала на своем языке.

      Я не знаю ее язык, но нам не нужен был переводчик, люди всегда могут понять друг друга, если того хотят. Я ответил ей на моем языке «на здоровье, прибегай еще».

      Я знаю, что нас настраивают друг против друга, но этот ребёнок — такой же ребёнок, как моя младшая сестрёнка, точно так же любит сладкую шипучку и печенья, точно так же хочет жить в мире. И наше сегодняшнее общение западёт ей в голову. Она поймет, когда вырастет, что мы с ней никакие не враги, мы просто люди, и не важно, какой мы национальности, расы, религии, какую мы форму надеваем.

 *********

      Я подошла к вражескому лагерю. Брат сказал, что меня не тронут, даже если поймают, и я прекрасно смогу разузнать, сколько там в сторожке человек дежурит.
Ой, я сказала «человек»? Зверей, конечно.
А если и тронут, то пусть, я не боюсь стать мученицей за свой народ и свою веру — о чем может еще мечтать человек?
      Он меня поймал, эта сволочь в зеленой униформе. Но он узнает, что наши девочки не слабее наших мальчишек. Я выдержу, я попаду в рай. Я сказала ему, что не боюсь его, и показала на голову и на мусорный бак: твоя голова будет валяться в помоях.

       Потом этот трус вынес мне еды. Папа часто говорил, что они нас боятся и пытаются задобрить своими подачками. Не нужно бояться, нужно брать, они обязаны нам всем, пусть платят дань, пусть трепещут. Я взяла еду и смело посмотрела ему в глаза. Напоследок я ему сказала:
««Когда я вырасту, я убью тебя.» 
      Он что-то пролепетал в ответ на своём собачьем языке...»

                (автор: Рошель Касоб)

      Да простит меня автор за то, что использовал рассказ вместо предисловия. Разумеется, этот сюжет – литературный вымысел, но я привёл его не случайно.


                НЕНАВИСТЬ
               
      Произошедшее со мной почти четверть века назад, точно, не вымысел.
 
      Свой трудовой путь в Израиле я начал со стройки. Наша бригада состояла из  русскоязычных, кроме «бугра». Его родители эмигрировали в конце сороковых. Йоси был «таймани», так здесь называют выходцев из Йемена. Не знаю, где он нахватался русских слов, но пары десятков, из которых половина матерных, хватало для нашего общения.
   
      Наша бригада электриков расположилась на обед рядом с арматурщиками из Газы. Их было четверо или пятеро, один из них – молодой парень, на которого я обратил внимание. Он косился в нашу сторону и улыбался. Арабы заканчивали свой незатейливый обед и оттуда быстро распространился запах свежезаваренного крепкого кофе.
 
      Как обычно, я выкладывал на расстеленную газету снедь, заботливо уложенную супругой, а в завершение вытащил из сумки полную упаковку сахара. Только подумал «зачем мне столько сахара?», ко мне подошёл тот самый молодой араб и что-то сказал на своём языке. Мои знания арабского были не на много выше иврита и состояли из одного  ругательного слова «шармута», часто употребляемого на стройке. Однако по жесту не трудно было понять, что ему нужен сахар. Не долго думая, я оторвал кусок газет и, свернув кулёк, щедро отсыпал половину своего сахара.  Парень взял кулёк и произнёс длинную фразу по-арабски. «Не стоит благодарности», - подумал я, а вслух произнёс: «На здоровье!».

      То, что произошло в следующее мгновение, заставило меня вскочить на ноги. Я успел заметить резкий взмах ноги, рассыпавшийся по грязному бетону сахар и сцепившихся мёртвой хваткой араба и нашего бригадира Йоси. Дальше всё прокрутилось, как при рапидной съёмке: бегущие арабы с обрезками арматуры в руках, испуганные лица моих коллег, перекошенный от злости рот Йоси, извергающий отборный русский мат вперемешку с «шармутой» и неизвестно откуда появившиеся здесь полицейские.
Когда полицейская машина увозила разбушевавшихся арабов и нашего Йоси, я всё ещё стоял с полупустой пачкой сахара в руке.
 
      На следующий день мы узнали подробности. Оказывается, Йоси услышал всё сказанное мне парнем из Газы. То, что я принял за благодарность, по-арабски звучало так: «если бы ты пришёл в мой дом и попросил сахар, я бы перерезал тебе горло, собака».

      Не правда ли, чем-то напоминает сюжет Рошеля Касобы?

                «ГЕРОИ» СОПРОТИВЛЕНИЯ

      7 октября на нашу страну напали террористы ХАМАСа. Возможно, среди них был  тот молодой араб, которому я почти четверть века назад отсыпал сахар. Он мог быть среди боевиков с автоматом в руках  или среди простых «мирных» жителей Газы с ножом и топором.

      Я смотрел сорокатрёхминутную нарезку из снятого камерами  террористов. Очевидно, они снимали, чтобы потом хвастаться своим «героизмом». Эти сорок три минуты – часть, разрешённая к показу, остальное запрещено из цензурных соображений. Ничего не поделать, некоторые из родственников жертв этой бойни не дали своего согласия. Их можно понять, не каждый захочет, чтобы надругательство  над трупом его дочери или матери показывали общественности.
Увиденное мной напоминало фильм ужасов. Или нет – это был низкопробный боевик, где режиссёр сильно переборщил со стрельбой и кровью. 
После просмотра я подумал: обязательно найдутся подонки, которые скажут: «Всё это  фейки, выдуманные евреями... не было никаких изнасилований и отрубаний голов... лучше посмотрите, что они творят с мирными жителями Газы!»
Уверен, что фальшивые всхлипы об «убитых палестинских детишках в результате варварских бомбардировок» – это лишь стыдливая маскировка полной солидаризации с террористами ХАМАС.
 
      Неспроста мне сейчас вспомнился один из героев повести Василия Аксёнова «Затоваренная бочкотара». Этот персонаж, никогда не бывавший в Халигалии (вымышленная автором страна), но знавший о ней абсолютно всё, лучше самих халигалийцев. Таких «знатоков из далёка» после зверского нападения боевиков ХАМАС я слышу сегодня со всех сторон, с праведным блеском в глазах они  рассказывают мне о том, что происходит в МОЕЙ стране.
 
      Не собираюсь углубляться в трёхтысячелетнюю историю еврейского народа на Земле обетованной, буду говорить о том, чему стал свидетелем за годы жизни в Израиле.

      Хорошо помню, когда боевики Хамас в 2007 году вытеснили из Газы ФАТХ, возглавляемый, покойным ныне, Ясером Арафатом. Между двумя этими палестинскими "конторами" всегда существовала неприязнь, временами переходящая в кровавую ненависть, но одно у них было общее – ещё большая ненависть к евреям. Что же мешало им объединиться в борьбе с «незаконным сионистским образованием»?

      ФАТХ, скрипя сердцем, признавал право Израиля на существование и главной целью считал создание своего независимого государства со столицей в Иерусалиме. Все понимали, что такое неприятное признание было необходимо Ясеру Арафату лишь для получения бесконечной финансовой помощи, поступающей от спонсоров со всего мира.

      Руководство террористической организации ХАМАС было намного честнее конкурентов: с момента своего образования в 1989 году своей главной целью они объявили уничтожение государства Израиль. Программные документы ХАМАС даже не включали пункт о создании своего государства в границах 1967 года, как это провозглашали сторонники Арафата. Ни много ни мало, они хотели всю землю Палестины от реки Иордан до Средиземного моря. ХАМАС не лукавил и на вопрос зарубежных журналистов «а что будет с евреями ?», всегда честно отвечал:
«СБРОСИМ ИХ В МОРЕ»

      Когда-то давно я вместе со своим новым работодателем, израильтянином в четырёх, а то и в пяти поколениях ехал к его родителям. Их дом находился в предместьях Иерусалима. Большая часть пути проходила среди изумительных пейзажей. По обе стороны шоссе вверх по холмам поднимались ряды деревьев. Нахшон, так звали моего начальника, заметив, как я любуюсь лесными массивами, сказал: «Шестьдесят лет назад здесь были только груды камней и небольшие клочки выгоревшей под палящим солнцем земли. Все эти леса посадили первые еврейские переселенцы.» 
По мере приближения к Иерусалиму ласкающие взгляд пейзажи, внезапно, обрывались и мы ехали мимо арабских деревень. Как я не вглядывался, но в них ни то что деревьев, даже зелёного кустика не было видно.

«Почему здесь абсолютно нет зелени», - спросил я Нахшона.  Его ответ на долго врезался в память: «ОТ НЕНАВИСТИ ЗДЕСЬ НЕ РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ»
 
      За прожитые годы на глаза попадались десятки, если не сотни опросов об отношении арабского населения Израиля и Палестинской автономии к евреям. Эти опросы проводят регулярно различные инстанции и организации. Местное арабское население с израильским гражданством, по большей части, относится к евреям без ненависти и пользуется такими же правами.
Арабы Палестинской автономии считают евреев своими врагами, захватившими их земли и не дающими создать своё независимое государство. При этом, они не хотят слышать о том, что ещё в 1948 году могли его создать по решению ООН, как это сделали евреи.

      Ненависть воспитывается с раннего детства. Все учебники в школах, все детские книжки изобилуют картинками, где евреи изображены то в виде шакалов или свиней, то обезьян. Все тексты призывают к их уничтожению. Кстати,  учебники и книги в автономии издаются на деньги ЮНЕСКО под эгидой ООН. Время от времени спонсоры из ООН просят убрать из школьных учебников призывы к насилию по отношению к евреям и прославление шахидов, но эти робкие просьбы ничего не меняют. До сих пор, даже в учебниках математики(!) можно встретить задачки, вроде:  «герой сопротивления убил трёх евреев...сколько евреев осталось?
 
     Прежде, чем перейти к завершающей части этого изрядно затянувшегося очерка, настоятельно рекомендую ознакомиться с видео недавнего опроса школьников младших классов арабской школы в Восточном Иерусалиме.
Вот ссылка на этот короткий ролик: http://www.youtube.com/watch?v=jN9huMycPHI

      Теперь представьте себе, каков уровень ненависти к евреям не в автономии, а в Газе, где каждый «мирный» житель мечтает только об одном – убивать евреев, а каждый ребёнок на вопрос «кем ты хочешь стать», не задумываясь, ответит «шахидом». Ни врачом, ни инженером, ни учителем или астронавтом, а шахидом. Правда заключается в том, что их с детства приучают не к ЖИЗНИ, а к СМЕРТИ во имя Аллаха.
«Это  не фейк» – говорю я вам, «специалисты по халигалии из далёка», сочувствующие террористам Хамас; «это  не фейк» - говорю я «плакальщикам» и «плакальщицам» по невинным мирным жертвам от рук сионистских агрессоров»

      Увы, в любой стране на войне всегда есть жертвы среди мирного населения. Особенно, когда боевые действия проходят в тесной городской застройке, а в Газе всё усугубляется в разы, потому что свои огневые точки террористы, намеренно, располагают на территориях школ, мечетей, больниц, жилых домов и боевые туннели тоже вырыты под ними. Кстати, о туннелях. Вместо создания своего государства и улучшения благосостояния его граждан, львиная доля многомиллиардной спонсорской помощи ушла на строительство сотен километров туннелей для террористических атак на Израиль.

      Опять кто-то скажет знакомое «это всё – еврейские выдумки и наговор на борцов за освобождение Палестины».
 
      Раз уж вы такие специалисты, то должны знать, что ещё в 2005 году Израиль ДОБРОВОЛЬНО оставил «незаконно захваченную» территорию Газы. Хочу уточнить, что до появления еврейского поселения Гуш Катиф здесь был безлюдный заброшенный пустырь, откуда систематически велись ракетные и миномётные обстрелы Израиля. Тысячи еврейских поселенцев с помощью полиции и армии в один день были насильно выселены из своих домов, оторваны от своих процветающих сельско-хозяйственных бизнесов, в которых, кстати, наравне с евреями трудились палестинские арабы из Газы.  Ариэль Шарон и его окружение  совершили роковую и непростительную ошибку, наивно полагая, что полное размежевание с Газой принесёт мир и спокойствие народу Израиля. Видимо, поддались на требования высокопоставленных «специалистов по халигалии» из ООН и забыли, что целью Хамаса всегда было и остаётся не возврат территорий, не своё независимое государство, а уничтожение соседнего. Простая и ясная цель – «сбросить евреев в море».

                ЗДЕСЬ НЕ РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ

      Некогда цветущий Гуш-Катиф, где вместе с еврейскими поселенцами трудились и зарабатывали на «хлеб насущный» жители Газы, очень быстро снова превратился в запущенную свалку, откуда опять полетели ракеты и мины.

      7 октября копившаяся годами ненависть мутным кровавым потоком вырвалась наружу. Вместе с хорошо обученными и вооруженными боевиками через границу прорвались многие сотни «мирных» жителей с мотыгами, ножами и топорами. Эти «герои сопротивления», как они сами себя называют, убивали на своём пути всех без разбора. Ненависть не делала различия между женщинами и мужчинами, стариками и молодыми. Убивали всех, включая младенцев. Но этого было мало, им хотелось не просто утолить свою ненависть, убив евреев, они глумились над трупами (те самые кадры, которые не вошли в сорокаминутную хронику). Десятки изнасилованных, обезглавленных и обезображенных трупов...
Но не только это. Они утащили в свой «мордор» 250 заложников.

      Так действовали «герои сопротивления» в тот злополучный день:
 
«Папа, я только что убил еврейку и её мужа, говорю с её телефона! – кричит в экстазе юный «мирный» житель.  – Я  своими руками убил десять евреев!».  «Я горжусь тобой, сынок! Иди и убей ещё!», - радостно кричит папаша – «мирный» житель Газы...

      Ненависть, копившаяся годами, рано или поздно, должна была выплеснуться наружу – их готовили не к жизни, а к смерти.

     Уверен, среди прочитавших этот очерк, кто-то спросит: «Что вы сами творите сейчас в Газе, убивая женщин и детей?!»  Вступать с ними в полемику не хочу и не буду, отвечу здесь.

      Любая война – ужасна по своей сути и жертвы среди гражданского населения неизбежны, но...
Израильские солдаты никогда специально не целились в детей, не насиловали палестинских женщин, не запирали людей в домах и не сжигали заживо, не вырезали младенцев из чрева матери и не запекали в духовке...
А ещё, хотите верьте, хотите нет, но я говорю искренне:
«Мне жаль палестинских детей, убитых в Газе во время боевых действий Армии Обороны Израиля. Несмотря на то, что их воспитали в ненависти к евреям и готовили стать шахидами.  Они, всё равно, дети!»

      Завершением очерка пусть будут слова умной женщины, матери, Премьер-Министра государства Израиль Голды Меир:

«МИР НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ НАСТУПИТ ТОГДА, КОГДА АРАБЫ БУДУТ ЛЮБИТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ ОНИ НЕНАВИДЯТ ЕВРЕЕВ.»