Древняя индия в XV -VI в. в. до н. э

Надежда Хисметова
Автор Головизнина Наталья Сергеевна

В Индии во второй половине II тыс. до н.э. наряду с упадком древней цивилизации в долине Инда возникают и развиваются классовые общ-ва в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада. Рассматриваемый период ознаменовался новыми крупнейшими достижениями в области произ-ва и созданием величественных памятников духовной культуры.

Возникновение рабовладельческих отношений.

Развитие производительных сил неизбежно повлекло за собой коренные изменения в общественных отношениях. Большие и лучшие участки пахотной земли стали переходить во владение отдельных семей. Военнопленных уже не истребляли, а превращали в рабов. Владение рабами стало одним из главных показателей богатства и высокого положения в общ-ве. Термином для обозначения раба стало слово "даса" - "враг", "чужой". Это говорит о том, что первыми рабами были военнопленные. Существовало, по-видимому, и долговое рабство, но оно было ещё редким явлением. Иногда свободные продавали в в рабство себя или своих детей. Дети рабынь считались рабами. Впрочем, если они были рождены от хозяина, то часто ничем не отличались по своему положению от других его детей. Рабов продавали, дарили, передавали вместе с другим имуществом как приданное, их приносили в жертву. В общем, их положение мало отличалось от домашнего скота. Слова "раб", "сын рабыни" считались ругательскими.

  Образование государства.

С усилением общественного неравенства военный вождь племени (раджа), который ранее выбирался собранием и мог быть смещён им, всё более возвышался над племенем. Опираясь на родо-племенную аристократию, раджа имел возможность заставить племенное собрание провести угодное ему решение. В источниках имеются упоминания о кровавой борьбе за эту должность между представителями знатных и могущественных родов в племени. Со временем должность раджи становится наследственной. Одновременно росла роль брахманов, ранее бывших в общине простыми исполнителями религиозного ритуала и постепенно превращавшихся в профессиональных жрецов. Органы племенной администрации постепенно превращаются в органы классового господства и угнетения. Позже искусство гос. управления стало называться "данданити" - "наука о наказании".

Оформление сословного строя. Варны.

Постепенно стало определяться деление всех прежде равноправных свободных на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям, - варны. Родо-племенная аристократия составила составила две привилегированные варны - брахманов, в которую вышли знатные жреческие роды, и кшатриев, в которую вышла военная знать. В источниках сохранились упоминания о борьбе между брахманами и кшатриями за политическое преобладание. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составляющая третью варну-вайшьев. Всё более частые войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называют шудрами. Это были отбившиеся от своего племени люди, потомки побеждённых в обычных в этот период межплеменных войнах, вытесненных с мест, где они раньше жили, лишённых, таким образом, земли. В период расцвета первобытно общинного строя подобные "чужаки" или просто не принимались в общину и  этим обрекались на гибель, или принимались и становились равноправными общинниками. Когда появилось общественное неравенство, чужаки если и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел и не участвовали в племенном собрании, так же как и в племенном культе: они не проходили обряда посвящения "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дважды рождёнными" в отличие от "един рождённых" шудр. Шудры составляли 4-ую. низшую варну. Когда окончательно сложилось рабовладельческое гос-во, деление всех свободных на 4 варны было объявлено извечно существующим порядком было освещено религией. По наиболее распространённой богословской версии, бог - творец всего существующего. Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бёдер, шудр - из ступней. Переход из одной варны в другую запрещался, т.к. принадлежность к варне определялась рождением. Впрочем. фактический переход из варны в варну всё же имел место. Основной системой варн являлось закрепление уже сложившегося общественного неравенства и установление порядка привилегированности, согласно которому высшей считалась варна брахманов, за ней шла варна кшатриев, затем - варна вайшьев и, наконец, - шудр. Ограничивалась возможность смешанных браков даже между "дважды рождёнными" различных варн (раньше - только шудрам и "дважды рождённым"). Для каждой варны идеологами господствующего класса была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни. Государственное управление оставалось в ведение двух высших варн (жреческие обязанности - брахманам, военное дело кшатрием). Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремёслами и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трёх высших варн. Позднее вайшьи стали мало отличаться от шудр. Значительные изменения произошли и в семейных отношениях. Существовала патриархальная семья. Женщины и дети находились в положении рабынь.

Индия в первой половине I тыс. до н.э.

Исторические предания относят важнейшие царские роды долины Ганга к 2-м главным династиям - Лунной и Солнечной. К Лунной династии относятся цари, утвердившиеся в верхней части долины Ганга. К Солнечной династии относились царские роды средней части долины Ганга, куда и переместился центр политической жизни. К началу VI в. до н.э. сущ. 16 гос-в. В результате ожесточенных войн между ними возвышается гос-во Магадха (дин. Маурьев в VI веке до н.э. стала во главе раб. державы общеиндийского масштаба).