Гвоздь программы

Эгрант
- С Сергунькой моим прямо сладу не стало. - Жаловалась старушка Матрёна Ивановна на своего семилетнего внука, соседке, живущей в доме, через огород. - Понимаешь, Тамара Степановна, как родители-то его завербовались на заработки на три года в Африку и оставили мне мальца, так они же и не сказали, что он такой кручёный. Я ж его только при рождении и видела раньше. Вот вчера, к примеру, он что учудил. Поставила я в печь противень с семечками. А малый меня спрашивает, зачем, мол, жарить-то, можно же и сырыми их есть. Я ему объяснила, что сырыми можно, но жареные лучше, да и пошла на двор, гусям корма насыпать. Вернулась назад, сразу к печи, посмотреть прожарились ли семечки. А там, на противне, поверх семечек, мои очки лежат. Я спрашиваю сорванца, ты зачем это сделал, очки то денег больших стоят. А он мне: "Ты же говорила, что очки плохие, стала плохо в них видеть. Вот я и, что жареные-то лучше. Дааа, ему палец в рот не клади. Тут, намедни, я ему говорю, что у меня аллергия на лук, так он отвечает – «Ну что тут поделаешь, бабушек же не выбирают».

Сидевшая тут же пятнадцатилетняя соседская внучка, Наташка, приехавшая из Ярославля к бабушке на две недели, сказала:
- Баба Матрёна, а хотите, я вашего Серёжку отучу баловаться?
- Ой, так сделай милость, девка, надоумь мальца бабу-то слушаться. А ты сегодня приходи к нам в русской печи париться*. Я печь-то с утра протопила. Уже и внутрь слазила, сажу в печевище пообтёрла. А то я боюсь, что мой сорванец один-то и не полезет в печку.
- Да как же я, бабушка Матрёна, с ним голая-то туда полезу, он же мальчик.
- Ой, да глупый он ещё совсем.

Первый раз Серёга должен был париться внутри русской печи. Он-то с родителями в городе жил, а там у них ванна была. А теперь у бабушки в деревне всё непонятно и в новинку. Страшно в печь лезть, темно там. Но когда Наташка разделась догола, и залезла в печь, Серёге уже было стыдно отказываться. Да и он первый раз в жизни увидел голую девчонку, он как-то раньше и не задумывался, что у них всё по-другому сделано. Ему стало интересно и захотелось всё это потрогать, а тут такой случай представился.
Он залез в печь следом за Наташкой, бабушка сунула им зажженную свечу, чтобы не было совсем страшно, прикрыла лаз железной крышкой и сказала, чтобы потели.
В печи было тесно и жарко. Притихший Серёга, при слабом свете свечи, старался разглядеть те места у соседки, которые отличались от его тех мест. Но потрогать, даже при слабом свете, он стеснялся, поэтому, что было силы, дунул на свечу. Их нора потонула во тьме. Серёга протянул руку и дотронулся до плеча Наташки, но тут в печи раздался глухой, словно звучащий из-под земли голос:
«Прочь руки. Не балуй».
Серёга отсел, даже спрятал свои руки за спину.
Бабушка отодвинула крышку лаза, сунула детям таз с горячей водой, мочалки. Ребята стали мыться. Но тут Серёга решил продолжить изучение интересных мест на Наташкином теле. И только он протянул руку к ней, опять раздался тот же голос: «Не балуй».

- А кто это тогда в печи говорил? – спросил Серёга, когда они с Наташей пили чай после "бани".
- Так это Домовик, – улыбаясь, ответила девочка, - ты можешь и сейчас с ним поговорить. Он мой друг и всегда стоит рядом, только мы его не видим.
- Привет, Домовик!
- Привет, Серёжа – ответил тот же глухой, как и в печке, голос. Мальчик, а кого ты больше всего любишь? Любишь крепко, крепко. Без кого ты сильнее всего скучаешь и хотел бы видеть сейчас.
- Больше всего на сете я люблю пельмени.

В другой день, вышла Наташа из дому, видит стоящего у забора Сергея. Девочка тихонечко подошла к нему сзади. Ей стало интересно, чем же он там занимается. Я парень-то ножом что-то вырезает на заборе. Уже вырезал крестик - букву «Х».
- Привет, сосед! – Сказала Наташа. Что ты тут делаешь?
- Ножик вот нашёл. Пробую.
И тут раздался глухой голос Домовика:
- Мальчик, а какой смысл есть в твоей работе? Ну, напишешь ты плохое слово. Ну, будут люди мимо ходить и возмущаться, а тебе с того какая корысть? Ты если уж нож хочешь испытать, то настрогай лучины бабушке для растопки печи. И потрудишься и благодарность получишь.
- Так я же не умею.
Тут Наташа предложила, что научит. И они пошли к поленнице дров. Нарезав изрядно лучины, Наташа пошла на речку, купаться. Сергей увязался за ней.
Идут они по дороге, вдоль домов. Серёге не идётся просто так, спокойно, подхватил камень с дороги, да запустил его в клюющих у дороги траву, кур.
Куры с громким кудахтаньем разбежались прочь.
И тут опять Домовик спрашивает пацана своим подвальным голосом:
- Сергей, ну и зачем тебе это нужно было? Ну, нет в этом камне никакого смысла. А представляешь, шёл бы ты сейчас мимо и пригляделся, как куры клюют, это же очень интересно наблюдать за животными.
И куда бы Сергей не ходил вместе с Наташей, их сопровождал незримый Домовик. И стоило мальчику сделать какой-нибудь глупый или хулиганский поступок, звучал голос, объясняющий, почему это плохо и что нужно сделать, чтобы была польза.
Уже через неделю бабушка Маша рассказывала соседке, каким хорошим стал её внук. Да каким помощником важным стал.
А всё твоя Наташа его таким сделала.

Лето подходило к концу, Сергей готовился пойти во второй класс. А ещё, в деревню к ним приехал цирк, и Серёжа с бабушкой пошли в сельский клуб. Наташа, сославшись на то, что уже это представление видела в Ярославле, осталась дома. Были и жонглёры, и клоуны, и дрессированные собачки. Но вот вышел ведущий представления, по-цирковому – шпрехшталмейстер, и объявил номер:
- А теперь, дорогие зрители, «гвоздь программы». Пред вами выступят актёры оригинального жанра.
На сцену вышли два клоуна в масках. В руках у одного, того который был ростом пониже, была большая кукла, выглядевшая, как рыжеволосый мальчишка.
Клоун без куклы обращается ко второму:
- Здравствуй! Как зовут этого парня, у тебя на руках?
- А пусть он сам ответит.
И тут кукла, открывая рот, начинает говорить глухим голосом:
- Я Домовик. Я живу в вашей деревне. Обычно я невидим, но сегодня решил вам показаться.
Зрители стали задавать вопросы, Домовик всем отвечал. И было понятно, что он знает всё про деревню, про её жителей. Народ смеялся, удивлялся, аплодируя актёрам.
Когда номер закончился, ведущий представил зрителям актёра с куклой – чревовещателя**:
- Уважаемые, это ученица нашего цирка и ваша односельчанка.

Маска была снята, и все увидели их Наташку.

*Если какая-то семья не имела собственной бани, людям приходилось мыться даже в русских печках. После прогорания дров и остывания печи, хозяин избавлял печку от золы, сажи и угля.
** Чревовещатель — сценический приём, при котором человек говорит, не шевеля губами, создавая иллюзию, что голос исходит не из него. Приём используется в сфере развлечений, например в цирке, кукольном театре.

На фото картина Льва Овчинникова «Из печи» 1992 г.