Армянские рассказы

Анатолий Сэт
                Автограф  Зары  Долухановой


     После  окончания  института  я,  вместе  со  своим  приятелем,   получил  направление  на  работу  в  Киров,  в  проектно-изыскательский  институт,  занимавшийся  вопросами  мелиорации  в  российском  Нечерноземье.
     Работа  наша  была  связана  с  постоянными  разъездами  по  Кировской  области.  Наш  отдел  гидрологии  состоял  в  основном  из  женщин,  а  мужиков  было  трое:  начальник  отдела  и  мы - мой  приятель  Коля  и  я.
     В  понедельник  мы  с  Колей  разъезжались  по  объектам,  возвращаясь  в  город  к  выходным.  За  выходные  отсыпались-отмывались-отъедались  с  тем,  чтобы  на  следующей  неделе  снова  разъехаться. 
     Такой  режим  работы  хоть  и  был  утомителен,  но  имел  свои  преимущества.  Не  надо  было  сидеть  на  рабочем  месте  от  звонка  до  звонка,  поскольку  в  поле  был  предоставлен  сам  себе,  получив  полную  свободу  распоряжаться  временам  по  своему  усмотрению.  К  тому  же  можно  было  позволять  себе  некоторые  вольности,  на  что  начальство  закрывало  глаза – желающих  терпеть  всякие  бытовые  неудобства  было  немного.
     Весной  следующего  года  мы  готовились  к  большим  наблюдениям  за  половодьем  на  юге  области.  Коля  на  машине  с  оборудованием  и  приборами  выехал  в  Санчурский  район,  а  я  должен  был  прилететь  в  Санчурск,  где  мы  встречались.
     По  дороге  в  аэропорт  я  увидел  афишу  прошедшего  накануне  концерта  Зары  Долухановой  и  был  раздосадован  тем,  что из-за  такой  своей  работы  не  смог  побывать  на  этом  концерте.
     Голос  Зары  Долухановой  был  мне  знаком  с  детства.  У  нас  было  несколько  пластинок  с  записями  оперных  арий  в  исполнении  Зары  Долухановой.  Голос  её  с  первых  же  нот  пленял  своей  красотой  и  необычным  «национальным»  тембром.
     В  1976  году  Зара  Долуханова  приезжала  в  Ленинград,  и  мне  посчастливилось  слышать  её  голос  в  зале  Ленинградской  филармонии.  Билеты  на  её  выступление  были  раскуплены  очень  быстро,  но  меня  провёл  на  её  концерт  приятель  Коля,  который  подрабатывал  в  гардеробе  филармонии.
     Что-то  писать  о  её  выступлении  я  не  стану – это  неблагодарное  занятие.  Скажу  только,  что  голос  певицы  завораживал слушателей  своим  волшебным  звучанием.
     Когда  заявленная  программа  завершилась,  Зара  Александровна  по  просьбе  благодарных  зрителей  спела  ещё  несколько  романсов  и  завершила  своё  выступление,  исполнив  «Цицернак»  («Ласточка»).  У  многих  слушателей  повлажнели  глаза…
     В  аэропорту  я не  без  труда  купил  билет  до  Санчурска.  Самолёт  Ан-2   местных авиалиний  вылетал  через  два  часа.
     В  несколько  суматошной  обстановке  аэровокзала  моё  внимание  привлекла  группа  людей,  стоявших  у  большого  панорамного  окна.  Подойдя  поближе,  я  узнал  Зару  Долуханову  и  рядом  с  ней  парня  (это  был  сын  певицы)  в  окружении  нескольких  людей.
Оказалось,  что  завершая  свою  концертную  деятельность,  Зара  Долуханова  совершала  прощальное  турне  по  городам  Советского  Союза.  Из  Кирова  она  летела  в  Пермь,  а  далее  её  путь  лежал  через  Урал  в  Сибирь.
     Набравшись  смелости,  а  точнее  сказать,  нахальства,  вспомнив  немногие  армянские  слова,  я,  осторожно  раздвинув  людей,  подошёл  к  певице  и,  сняв  шляпу  произнёс:
     -  Барев  дцез,  Зара  Александровна!  Кнерек!  Хндрем  автограф  (Здравствуйте.  Извините.  Пожалуйста  автограф).
     Зара  Александровна  посмотрела  на  меня  с  изумлением  и  даже,  как  мне  показалось,  с  некоторым  испугом.
     Да  и  то  сказать:  к  вам  подходит  какой-то  бородатый  тип  в  ватнике,  в  болотных  сапогах,  в  немыслимой  шляпе  (свою  старую  фетровую  шляпу  в  последней  экспедиции  на  Надым  мне  подарил  институтский  приятель),  с  рюкзаком  за  спиной  и  с  полевой  офицерской  сумкой  на  боку,  обращается  к  вам  на  армянском  и  просит  автограф.  Что  должен  подумать  человек,  да  ещё  ТАКОЙ  человек?!
      Пока  стоявшие  люди  приходили  в  себя  от  моей  дерзкой  выходки,  я  достал  из сумки  «Журнал  гидрологического  обследования»,  ручку  и  Зара  Александровна  расписалась  на  первой  странице журнала.
     В  это  время  подошла  администратор  филармонии  и  Зара  Долуханова  в  сопровождении  поклонников  пошла  на  посадку  в  самолёт.
     Этот  журнал  с  автографом  великой  певицы  я  храню  до  сей  поры  и  всякий  раз,  открыв  его,  досадую,  что  не  смог  тогда  ещё  раз  побывать   на   концерте  и  услышать   её  волшебный  голос. 


                Инженер-губернатор

   
     После  окончания  института  летом  1977  года  я  через  Ереван  приехал  на  родину  отца  в  село  Мовсес  Шамшадинского   (ныне  Таушского)  района  к  бабушке  Варди.
     Поначалу  меня  беспокоило  то  обстоятельство,  что  армянского  языка  я   не  знал,  но  на  моё  счастье  у  бабушки  на  летних  каникулах  жила  моя  двоюродная  сестричка  Рузанна,  одна  из  дочек  тёти  Асмик.
Рузанне  было  двенадцать  лет,  и  она  свободно  говорила  по-русски,  став    моим  переводчиком.  Несмотря  на  юный  возраст  Рузанна   была  вполне  самостоятельной  барышней,  очень  хорошо  разбиралась  в  хозяйственных  вопросах  и  была  настоящей  помощницей  бабушки  Варди.
     Мне  на  тот  момент  исполнилось  27  лет  и  после  четвёртого  курса,  сдав  государственные экзамены  по  военным  дисциплинам  (в  институте,  где  я  учился,  была  военная  кафедра,  готовившая  из  студентов  военных  инженеров-синоптиков)  я,  как  и  некоторые  мои  однокурсники,  отпустил  бороду,  придававшую  солидность – так,  по  крайней  мере,  считали  обладатели  бород.
     Весть  о  моём  приезде  быстро  разлетелась  по  селу  и  к  бабушке  стали  наведываться  родственники  и  знакомые,  которых  я  не  знал – до  этого  я  побывал   у  бабушки,  когда  мне  было  семь  лет.  Им,  видимо,  интересно  было  посмотреть  на  заезжего  нового  человека.
     Начались  и  мои  визиты  к  родственникам,  во  время  которых  меня  сопровождала  Рузанна.   
     Вот  в  один  из  дней  я  пришёл  к  Вальтеру – двоюродному  племяннику  моего  отца.
     При  первой  встрече-знакомстве  Вальтер  спросил,  где  я  учился  и  кто  я  по  специальности.  Я  ответил,  что  учился  в  Ленинграде  и  по  специальности  инженер-гидролог.
      К  моменту  следующего   моего  прихода  у  Вальтера  собралась  большая  компания  его  приятелей.
     За  столом  было  шумно  и  весело.  Было  много  тостов,  было  рассказано  множество  весёлых  историй,  спето  много  песен…               
     Конечно,  я  не  всегда  понимал,  о  чём  говорят  (Рузанна,  как  могла,  пересказывала  эти  истории),  но  то,  КАК  это  рассказывалось,  с  каким  артистизмом  эти  истории  преподносились,    не  могло  меня  оставить  равнодушным,  и  я  c  интересом  слушал,  начиная  с  помощью  Рузанны  понимать  живую  речь.
     Время  летело  для  меня  незаметно,  но  ответственная  Рузанна  вспомнила,  что  должна  сходить  по  поручению  бабушки  на  почту  и  я  вышел  её  проводить.
     Когда  я  вернулся  к  столу,  то  был  несколько  удивлён:  было  тихо  и  все,  сидевшие  за  столом,  смотрели  на  меня  с  каким-то  особенным  интересом.  Молчание  продолжалось, пока  один  из  приятелей  не  спросил  что-то   у  Вальтера.  Я  ничего  не  понял,  кроме  слов  «институт»  и  «губернатор».  Естественно,  обратился  к  Вальтеру  со  своим  вопросом.  Оказалось,  что  пока  я  провожал  Рузанну,  у  Вальтера  спросили,  где  я  учился  и  кем  в  результате  стал.  На  это  Вальтер  ответил,  что  учился  я  в  Ленинграде  и  теперь  стал  (тут  он  задумался,  вспоминая  слово  «гидролог»,  но  не  вспомнил  это  редкое  для  него  слово)  «инженер-губернатор».  Вот  это  сообщение  и  повергло  компанию  в  изумление,  после  чего   другой  приятель,  уже  при  мне,   спросил:  «В  каком  институте  надо  учиться,  чтобы  стать  губернатором ?»
     В  итоге  всё  выяснилось  и  веселье  продолжилось.  Выпили  и  за  «гидролога»,  и  за  «губернатора»,  за  Ленинград,  за  присутствующих…   Но  с  лёгкой  руки  Вальтера  меня  с  того  момента   иначе  как  «губернатор»  не  называли.
     Отец,  бывал  после  этого  в  селе  неоднократно,  всякий  раз  привозя  оттуда  приветы  «губернатору».   


   
                Opacus

          У  моего  отца  был  младший  брат  Арарат  Артёмович.
     Дядя  Арарат  окончил  десятилетку  в  селе  Мовсес   и  осенью  того  же  года  был  призван  на  действительную  срочную  военную  службу  в  ряды  Советской  Армии. 
     Впервые  дядю  Арарата  я  увидел,  когда  мне  было  лет  девять.  Отслужив  срочную  службу  в  Белоруссии,   дядя  заехал  по  пути  в  Подмосковье,  где  мы  жили  тогда. 
     Через  пару  дней  он  уехал  в  родное  село,  но  пробыл  там  недолго  и  вскоре  вернулся  в  Белоруссию,  где  прошла  его  военная  служба,   женившись  на  девушке,  с  которой  познакомился  на  службе.  Прожив  некоторое  время  в  Белоруссии,  дядя  Арарат  между  делом  окончил  автошколу,  а  затем  вместе  с  женой  перебрался  в  Крым,  устроился  на  работу  и,  будучи  мастером  на  все  руки,  начал  строить  дом.
     Вскоре  родились  сыновья-погодки. 
     Несколько  забегая  вперёд,  замечу,  что  при  получении  паспортов  старший  Араратович  стал  белорусом,  а  младший  Араратович,  для  равновесия,  был  записан  армянином .  Мальчишки  росли  здоровыми  и  крепкими,  занимались  классической  борьбой  и  в  финале  местного  чемпионата,  выступая  в  одном  весе,  одолели  всех  соперников  и  встретились  в  финальной  схватке,  где  ни  в  основное,  ни  в  добавочное  время  победителя  так  и  не  удалось  выявить,  поскольку  один  ни  в  чём  не  уступал  другому.  Но  после  переговоров  с  дядей  Араратом,  младший  уступил  победу  старшему  «попавшись»  на  простом  приёме. 
      Переехав  в  Крым,  куда  к  тому  времени,  окончив  службу  и  выйдя  в  отставку,  перебрался  вместе  с  семьёй  мой  отец,  мы  с  женой  стали  часто  бывать  в  доме  дяди.
     К  тому  времени   его  сыновья   весной  были  призваны  на  службу  в  армию  и  дядя  Арарат,  если  не  бывал  в  отъезде,  приглашал  нас  на  выходные  к  себе.   Мы  приезжали  в  пятницу  вечером  и  в  субботу  ехали  на  море  на  дядиных  «жигулях», а  в  воскресенье  вечером  уезжали  к  себе.
     Дядя,  казалось,  умел  абсолютно  всё,  удивляя  своими  познаниями  в  самых  разных  вопросах.  Рассказчиком  он  был  великолепным  и  истории,  случившиеся  с  ним,  или  с  его  знакомыми,  рассказанные  в  лицах,  забыть  было невозможно.
     Вот  как-то  в  очередной  наш  приезд  приехали  мы  на  море.  День  был  тёплым,  но  облачным.  Я,  вспомнив  курс  общей  метеорологии,  посмотрел  на  облако,  закрывшее  солнце,  сказал  жене:  «Гляди,  похоже  на  altocumulus».  Дядя  Арарат  мельком  глянул  на  небо  и  вдруг  сказал:  «Да,  altocumulus  opacus».
     Я  потерял  дар  речи:  дядя,  всю  жизнь  проработавший  шофёром,  не  только  подтвердил  наличие  «altocumulus»  -  высококучевого  облака,  но  и  совершенно  правильно  назвал  его  разновидность  «opacus» - плотное,  непросвечивающее.   Сразу  вспомнилась  практика  по  общей  метеорологии  и  то,  с  каким  трудом  преподавателю  удалось  втолкнуть  классификацию  облаков  в  наши  гидрологические  мозги  (гидрологи  «ветродуйскую  науку»  не  слишком  жаловали  и  лекции  по  общей  метеорологии  нещадно  прогуливались).
     Немного  придя  в  себя,  я  спросил,  откуда  дядя  знает  эту  латынь?  Арарат  Артёмович  охотно  рассказал,  что  после  авиационной  «учебки»  служил  метеонаблюдателем  на  аэродроме  под  Лидой,  что  в  Белоруссии,  а  латынь  эту  с  тех  пор  запомнил  накрепко.  Да  так,  что  разбуди  его  среди  ночи – всё  равно  не  ошибётся.
     Дядя  Арарат  много  лет  работал  в  местной  автошколе  ДОСААФ  инструктором  практического  вождения.  Обучал  он  курсантов  очень  тщательно,  стараясь  привить  им  навыки,  которые  смогут  уберечь  в  дальнейшем  от  роковых  ошибок  начинающих  шоферов.  Думаю,  что  очень  многие  бывшие  его  ученики  вспоминали  уроки  вождения  с  благодарностью.
     В  своей  дальнейшей  жизни  мне  ещё  не  раз  приходилось  удивляться  очень  неожиданным  знаниям   простых  людей,  не  получивших  специального  образования.  Ярким  примером  тому  дядя  Петя  Осетко,  с  которым  я  познакомился  в  Восточной  Сибири.  Но  это  уже  другая  история.