Психофизический организм и его ощущения

Николай Мальцев-Ганичев 2
    ОЩУЩЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО (БИОЛОГИЧЕСКОГО) ОРГАНИЗМА

Психофизический (биологический) организм создает все свои ощущения в себе и для себя. Ощущения, следовательно, организм создает, а не воспринимает, т.е. ощущения не попадают в организм из внешней среды, из среды его обитания.
Что касается человеческих существ, то человеческое существо может воображать, что запахи попадают к нему через систему дыхания, звуки – через ушные раковины, а свет, цвет, блеск – через зрачки глаз. Такой неадекватностью в отношении ощущений могут страдать и так называемые ученые люди – авторы различных учебных пособий для школьников и студентов.
Например, Н. В. Крылова, Л. В. Наумец заявлены в качестве авторов учебного пособия «Анатомия органов чувств (глаз, ухо) в схемах и рисунках», где можно найти соответствующее данному: «Слуховой анализатор обеспечивает восприятие звуковой информации об изменениях в окружающей среде, что позволяет своевременно реагировать на звук, исходящий от предметов, определять направление звука и его силу» (с. 50). Чтобы реагировать на звук, он должен уже для организма быть в качестве того явления, на которое организм будет реагировать. Далее на странице 81 можно найти соответствующее такому: «Через преддверную мембрану улиткового протока колебания перилимфы передаются эндолимфе и основной мембране улиткового протока, на которой располагается рецептор слухового анализатора – кортиев орган. В рецепторе механические колебания эндолимфы превращаются в электрические, характеризующие нервный процесс» (Н. В. Крылова, Л. В. Наумец. Анатомия органов чувств (глаз, ухо) в схемах и рисунках. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ООО «Медицинское информационное агентство», 2004.). Механические колебания эндолимфы не могут превращать себя в электрический процесс, но при взаимодействии эндолимфы в состояниях ее колебания с кортиевым органом в нем могут возникнуть электрические процессы.
Соответственно странице 80: «В органе слуха, который является периферической частью слухового анализатора, выделяют два отдела: 1) вспомогательный (проводящий звук), к которому относится наружное ухо и среднее ухо, часть внутреннего уха; 2) отдел, воспринимающий звук, - кортиев орган». Понятно, что до слухового анализатора – кортиева органа звука нет, но могут быть условия возможности создания организмом звука, если исправен слуховой рецептор – кортиев орган, а также остальные структуры, участвующие в создании организмом слухового ощущения – звука. Колебания можно условно назвать звуковыми, если они могут быть условием создания организмом звука. Безусловно: колебания – это колебания, т.е. определенный процесс изменений состояний областями некоторой среды, взаимодействующих между собой.
Соответственно тому, что можно найти в данном пособии: «Органы чувств состоят из специализированных нервных чувствительных рецепторов, вспомогательных органов и различаются по сложности анатомического строения» (с. 3, «ВВЕДЕНИЕ»). Можно заметить, что органы чувств не могут различать себя («различаются») никак и ни по каким признакам. Наблюдатель может различать органы чувств, исследователь может различать. Далее: «Каждый из органов чувств является частью анализатора, который по И. П. Павлову, состоит из трех частей:                - периферическая часть – рецепторы, определяющие специфику органов чувств, трансформирующие энергию внешнего раздражителя в нервный процесс;                - кондуктор (проводник) путей проведения нервного раздражения – нервы и экстероцептивные проводящие пути спинного и головного мозга;                - корковый конец анализатора – нейроны проекционных зон коры головного мозга (зрительные, слуховые и т.д.), где происходит анализ и синтез полученных ощущений» (там же).
Можно задать несколько вопросов: 1) как периферическая часть может трансформировать энергию внешнего раздражителя в нервный процесс? 2) почему рецептор является началом процесса, а корковая часть концом? Что можно ответить по первому случаю? Энергия – это, вроде как, активность или физическая величина для физика. Активность, как и физическая величина, не существует сама по себе: что-то должно быть активным; кто-то должен интерпретировать измерение или вычисление, чтобы получить физическую величину. Если физик получает для одной ситуации физическую величину и для другой – аналогично, то он может вообразить, что одна физическая величина как-то связана с другой, т.е. из одного места одна и та же физическая величина попала в другое. И если он может как-то результатом своего воображения воспользоваться, то он может считать не достойным внимания то, что в действительности происходит или произошло. По второму случаю: организм, конечно, в чем-то есть техническое устройство, но не до такой степени, чтобы считать, что именно с внешнего раздражителя начинается процесс создания ощущений. Иначе: где начало и где конец – это проблема. Активировать рецепторы организм может (а это установленные факты) не зависимо от процессов в среде обитания.
«В данном атласе-пособии рассматриваются два органа чувств: орган зрения и преддверно-улитковый орган (орган слуха и равновесия)» (там же, «Ведение»). Как могут рассматривать себя два органа чувств («рассматриваться») – это может быть ведомо исключительно данным авторам: Н. В. Крыловой и Н. В. Наумец. У нас на такое воображения не хватает.
«Орган зрения – organum visus (глас – oculus) состоит из глазного яблока – bulbus oculi и окружающих его вспомогательных органов – organa oculi accessoria; является периферической частью зрительного анализатора. Зрительный анализатор обеспечивает восприятие формы, величины, направления движения, удаленности, пространственного соотношения и свойств предметов, анализ светового изменения окружающей среды и формирует зрительные ощущения и образы» (с. 4, «ОРГАН ЗРЕНИЯ»). Согласно нашей версии схем ориентации авторов пособия, каждый из них, что видит, то и поет, особо не задумываясь о том, а ЧТО ОН СОБСТВЕННО ВИДИТ? Если после операции слепорожденный не может, не дотрагиваясь до того, что для зрячего есть куб и шар, не может их отличить, хотя на ощупь, будучи незрячим, он их отличал, то ЧТО есть зрительно для него куб и шар? Если хирург устранил недостаток органа зрения по природе, например, как Чезелден, удалил катаракту с обоих глаз 14-летнего мальчика, то для мальчика первоначально нет ни куба, ни шара, которые есть для зрячего. Он должен, видимо, уметь создавать ориентационные модели в виде шара и куба, чтобы их потом отличать. Иначе: то, что каждый из нас видит, якобы, за пределами границ своего организма, видит за пределами своего собственного тела, что не одно и тоже: организм и физическое тело – это разное. Они у нас соответствуют друг другу, хотя свой собственный организм нам неизвестен, а у каждого его физическое тело – это ориентир, ориентационная модель, соответствующая организму. Метафора: надводная часть айсберга – это физическое тело, а организм – и надводная, и подводная часть айсберга. Если подойти рационально, то отдельное физическое тело – это некая абстракция, модель; в действительности такового быть не может. Организм связан со всем остальным. Он, вряд ли конечен. Да, не имея определенных технических средств и возможностей, исследователь вынужден фантазировать (метафора: совершать преодоление пропасти в два прыжка), но уметь отделять свои фантазии от добытых фактов тоже полезно, возможно, даже необходимо, чтобы не рухнуть в действительную пропасть.
«Благодаря наличию мышц радужка играет роль диафрагмы, регулирующей количество света, поступающего в глаз» (с. 9). Если свет – это ощущение, создаваемое организмом, то как он может попасть в организм из внешней среды? Если свет – это не ощущение, а электромагнитный процесс в среде, то тогда как авторы бы назвали то, что получает организм с помощью зрения при взаимодействии с электромагнитным процессом своих защитных структур зрения? «З р и т е л ь н а я  ч а с т ь  с е т ч а т к и  - pars optica retinae -  имеет сложное строение, воспринимает световые раздражения и превращает их в нервный процесс. Самый внутренний слой этой части сетчатки светочувствительный, содержит фоторецепторы, или зрительные клетки – палочки и колбочки, воспринимающие световые лучи. Наружный слой – пигментный, прилежит к собственно сосудистой оболочке» (с. 10), что тоже очень интересно: во-первых (а это медицинский факт), чувствительной частью палочки и колбочки, которые находятся в последнем слое сетчатки, обращены к мозгу, а не в сторону зрачка; во-вторых, что для авторов световые лучи? Как они проникают к чувствительным частям палочек и колбочек? И как бы авторы объяснили, что человек может видеть вращающуюся стрелку со скоростью 1000 оборотов в секунду? И не видеть движения часовой стрелки? Или спицы колеса, которое вращается со скорость 60 оборотов в секунду?
Если биологический (психофизический) организм создает ощущения в себе и для себя, т.е. ощущения – это неотчуждаемые продукты его жизнедеятельности, то, естественно, в среде обитания организмов, а для человеческих существ – это атмосфера, воздушная среда или воздух, ощущений нет, т.е. если запахи, звуки, свет и цвет – это ощущения, то в воздушной среде их нет. Если же это принять, то люди не могут общаться с помощью слов, знаков, сигналов, жестов. Но именно установка, согласно которой люди общаются с помощью слов, а на бумаге и ином материале могут быть знаки, буквы, тексты и иллюстрации, есть основа Научно-Библейского Проекта.
«Колебания стремени в окне преддверия передаются перилимфе и распространяются по лестнице преддверия до вершины улитки, где через просверленное отверстие – геликотрему – по перилимфе барабанной лестнице спускаются до улиткового окна, затянутого вторичной барабанной перепонкой, и, ударяясь об нее, затухают» (с. 81). Интересно, кто и когда просверлил отверстие (геликотрему) в вершине улитки? И: «Человек воспринимает звуки частотой 16 000 – 20 000 Гц. Звуки речи имеют частоту 150 – 2500 Гц» (там же). Из чего можно сделать вывод, что звуки речи по частотной характеристике не могут быть восприняты. Как Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России могло рекомендовать данное учебное пособие – это вовсе не загадка!!! Они все такие, полуграмотные кретины обыкновенные.
Колебания не есть нечто самостоятельное. Где-то может иметь место колебательный процесс. Что-то может совершать колебания. И колебания одной области среды не могут быть переданы другой области этой же среды, которая взаимодействует с совершающей колебания областью. Только условно можно считать, что одна область среды передает колебания взаимодействующей с ней областью. В действительности при взаимодействиях изменяются состояния взаимодействующих областей. Каждая область совершает свои собственные колебания. Наиболее наглядно это можно себе представить, наблюдая колебания частей водной поверхности. Если матрос на палубе видит вдали огромную волну, то не она через некоторое время ударит о борт корабля, а часть водной поверхности, что на момент наблюдения далекой волны находится в спокойном состоянии.