Шалом, православные! Часть Первая

Георгий Коротков 777
        Для человека лучше испытать несправедливость, чем совершить её  (Сократ)
               
               
                Есть люди, которые предпочитают обратное (автор)
               
    
     Под этим углом и рассмотрим одну из животрепещущих тем, берущую начало еще с дореволюционного периода – русские и евреи.
   
     Но так далеко углубляться мы, конечно, не будем. Хотя бы потому, что никто из нас не жил в те времена, а совершенно противоположные взгляды на события, факты и собственную историю говорят за то, что для начала - тут бы, в своей жизни, в чем-то разобраться.
    
     Возьмем советский период, в котором родилось большинство наших читателей.
   
     «Россия – огромная страна. Это многогранный бриллиант, который обтачивался веками. Каждая его грань – это этнос со своими вероисповеданием и философией, решивший стать частью чего-то большего».
    
     Замечательные слова актера Максима Летучего на 100% подходят и к СССР.
   
     Национальный вопрос – язык, письменность, образование, творчество, литература, знание русского для общения и деловой переписки, доступа к огромному богатству русской культуры, веками обогащаемой и совместно используемой всеми народами нашей страны, в СССР был, если и не решен окончательно, то находился под пристальным вниманием и контролем всех партийных, силовых и общественных организаций.
    
     Главное доказательство эффективности советского подхода к этому сверхсложному процессу: в абсолютном большинстве все советские дети, подростки и молодежь, где бы мы ни жили и какой бы национальности ни были – не парились по этому поводу от слова «совсем».
    
     Да, в советское время существовала огромная куча бытовых и жизненных проблем, начиная от дефицита продуктов, качества обуви, одежды, других товаров, вопросов прописки и т. д.  Но и в помине не было межнациональной вражды, грызни и дрязг.
   
     А вот еврейский вопрос всегда, даже в СССР, выделялся своей специфичностью, как на бытовом, так и на государственном уровнях.
   
     Представителей земли обетованной не брали не только в космонавты (или туда они и сами особо не рвались? ;).
    
     Как правило, им был ограничен или даже закрыт путь в руководство КПСС, МВД и, совершенно точно – в КГБ.
    
     О том, что помимо русских в нашей стране есть еще и евреи, я узнал лет в 7-8.
    
     Тётя пригласила меня и маму покататься за городом на лыжах, и мы приехали к ней на электричке в один из выходных.
   
     На обратном пути домой, возвращаясь с лыжных горок обратно к электричке, на узкой заснеженной тропинке мы встретили странную процессию пожилых женщин в черном.
   
     Угрюмые каменные лица, поджатые губы и сердитые взгляды темных глаз из под черных платков - резко контрастировали с веселыми розовощекими лыжниками, снующими с веселой детворой по белоснежной равнине.
    
     - Евреи. Хоронят кого-то. Вон там в лесочке кладбище у них еврейское, сказала тётя Алла, показывая на лесистые холмы в отдалении.
    
     В детстве мне постоянно приходилось жить у родителей мамы или папы.
   
     Сколько себя помню, ни в бытовых разговорах, ни на праздничных застольях никто из моих дедушек и бабушек и их знакомых ни разу не говорил о евреях.
 
     О Хрущеве и кукурузе, о ценах и прочих насущных вопросах – да, разговоры велись постоянно. О евреях – ни разу. Видимо, в бедных глухих смоленских и тамбовских деревеньках, откуда родом мои предки, шанс встретить живого еврея был меньше, чем того же белого медведя.
 
     Но с родителями дела обстояли иначе.
 
     В небольшой московской конторке, где мама работала экономистом, среди сотрудников был один дядя, с которым мне очень нравилось общаться.
   
     Слишком стеснительный, я всегда некомфортно чувствовал себя среди взрослых, особенно, если они обращались ко мне напрямую.
   
     Единственным исключением был этот пожилой улыбчивый человек с маминой работы. Он умел так разговаривать со мной своим приятным и доброжелательным голосом, так шутить, улыбаться и общаться, что я сразу забывал о других тётях и дядях и сразу чувствовал себя, что называется, в своей тарелке.
    
     - Самуил Яковлевич у нас – душа компании, его все любят и ценят, улыбалась мама, когда передавала мне приветы от него и рассказывала о своих сослуживцах.
    
     Тем не менее, именно от мамы я впервые услышал, что у дружбы и общении с евреями может быть и другая сторона медали.
    
     В конце семидесятых-начале восьмидесятых в СССР активно возникали и развивались различные общественные движения. Фестивали КСП, клубы самодеятельной песни, любителей книг, садоводов и др.
   
     Однажды маму с сестрой вместе с другим родителями и их детьми пригласили на творческие семинары ораторского и актерского искусства, основ психологии, общения, воспитания детей по доктору Споку и мн. другие новомодные курсы.
   
     Проводилось все это на природе, на берегу реки, в течение 3 недель. Организаторами были несколько одаренных творческих людей, евреев по национальности.
   
     Мама и сестра приехали оттуда, переполненные невероятными эмоциями, взахлеб рассказывая о том, с какими интересными людьми они там познакомились и общались.
   
     Но все самые радостные и позитивные впечатления сильно омрачал один эпизод. Рассказывая о нем, мама несколько дней очень сильно переживала и всё никак не могла успокоиться. 
    
     За 2 дня до отъезда организаторы выездных семинаров договорились с руководством ближайшего совхоза о работе по уборке клубники. Довольно распространенная в СССР практика, когда определенная часть собранного урожая вместо оплаты передавалась сборщикам ягод.
   
     Условия были простые и понятные: каждое 10-е ведро клубники получал сборщик.
   
     Надо знать мою маму, чтобы понять с каким стахановским энтузиазмом она ринулась в 7 утра вместе со всеми в бескрайние поля уходящих за горизонт гряд с сочной краснеющей клубникой.
   
     Спустя 10 часов адского труда под палящим солнцем, согнувшись в три погибели в позе буквы «Зю», смертельно уставшая, но счастливая и мечтающая, как она привезет свою добычу, накормит нас до отвала, наварит компотов и варений на весь год, одарит сочной и спелой ягодой ближайшую родню, мама, еле передвигая ноги, кое-как доплелась до спальной палатки, оставила своё клубничное богатство у входа, легла и заснула, без задних ног.
   
     А перед входом, охраняя трудовой сон своей хозяйки, красовался рекордный сбор клубники из 8 ведёр. По словам председателя, самый большой за всю историю совхоза собранный одним человеком за один день.
   
     Проснулась мама поздно.
   
     Выспавшаяся и счастливая, она выползла из палатки и ..обомлела.
   
     Вместо её чудесной парадной шеренги из 8 вёдер перед ней сиротливо, стыдливо прижавшись друг к другу, стояло всего 2 ведра клубники..
   
     Пока она спала руководители организовали экспроприацию законно нажитых клубничных доходов, а потом, как учили классики марксизма-ленинизма, провели учёт и перераспределение. Всем поровну, как при коммунизме.
   
     Светлые идеалы Октябрьской революции в одночасье слегка померкли от прозы жизни.
    
     В результате, всем кто собирал и не собирал клубнику, досталось ровно по 2 ведра. 
    
     - У меня руки и ноги отваливались, спина вообще потом две недели не разгибалась, возмущалась мама, а они все поделили, меня не спросив.
   
     - Да ладно бы еще с теми уровняли, кто со мной вместе целый день на грядках корячился! Так нет, сами на плантации вообще не появлялись, а себя любимых за чужой счет одарили по полной. Вот умеют же евреи так всё чужими руками организовать, что себя драгоценных никогда не обидят!
   
     Судя по всему, такой инцидент с евреями случался у мамы впервые в жизни. Правда, он быстро забылся и в нашей семье никто о нем больше не вспоминал. 
 
     С тех пор ни одного плохого слова о представителях земли обетованной от неё я не слышал.
 
    А вот у папы с ними не заладилось и очень крепко.

    Узнал я об этом, когда у меня самого уже родились дети.
 
    Наш отец - самородок. От природы одаренный к рисованию, музыке, игре на гитаре, математике и каллиграфии, до конца жизни он работал в НИИ горной промышленности штатным Кулибиным.
    
    2 курса горного института, высший разряд рабочих специальностей токаря-фрезеровщика, золотая голова и руки в придачу - делали его незаменимым специалистом по изготовлению экстраординарных, технически сложных изделий для задач творческого НИИ. 
    
    Но главным смыслом жизни отца после водки была наука.
   
    Без научного руководителя, самостоятельно, он написал доклад-исследование по теории разрушения твердых пород. Эта работа оказалась востребованной и важной темой в геологии.
   
    Заключение на это исследование пришло ему от академиков, работавших в СССР в профильной отрасли.
    
   «Актуальность темы и практическое значение вашего исследования для горно-рудной промышленности СССР диктует необходимость защиты докторской (!) диссертации и скорейшего внедрения ваших открытий в научную и практическую работу».
   
    Отцу предложили защитить кандидатскую, а затем - докторскую диссертации. По его исследованиям.

    Правда, для этого нужны были публикации в научных журналах и еще одно маленькое условие. В исследованиях должен быть соавтор публикаций и открытий. Тогда ему давали зеленый свет в науке и этого самого соавтора в придачу.
    
    Академики-рецензенты были евреями, а в соавторы они назначили ему Исаака Шварца, директора института, где он работал.
   
    Отец очень переживал. Так сильно, что злость и обида пересилили амбиции.
 
    Он отказал себе в праве на защиту диссертаций, научную деятельность и карьеру, категорически отвергнув все многочисленные и настойчивые попытки примазаться к его открытиям.
    
    Эх, товарищи евреи, что вы докопались до моего отца!?
   
    У вас своих золотых голов с избытком хватало на СССР, Россию, Израиль и весь мир вместе взятые!
   
    Дался вам мой отец - тихий одинокий алкоголик, недоучившийся инженер-самоучка, все вечера, выходные и праздники жизни просидевший над своей теорией разрушения..   
 
    Парадоксально, но в моей жизни вместе с русскими, грузином и армянином, именно евреи (знакомые и незнакомые) без всяких условий, оплат и вознаграждений, помогли в самые критически важные моменты, протянув руку помощи.    
     ( См. http://proza.ru/2022/01/01/785  )               
                ***               
     Впервые задуматься о своей национальности кадетам нашего класса довелось в 11 лет, на первом общем собрании.
   
     Сразу после поступления в 1972 году в Московскую военно-музыкальную школу свежеиспеченные суворовцы были собраны в ленинской комнате первой роты.
   
    (Лучшие КаДетские рассказы и миниатюры - чит. по ссылкам:
http://proza.ru/2021/05/11/250     Роялисты
http://proza.ru/2021/05/10/1220    Пропаганда. Н-да..
http://proza.ru/2021/05/10/1207    На вершине мира
http://proza.ru/2021/09/18/343     Немец на все времена
http://proza.ru/2022/10/16/789     Железно! Железный человек с железной аргументацией
http://proza.ru/2023/05/09/676     Витина двушка
http://proza.ru/2023/07/01/1264    Кадетская братва и лайфхаки в СССР чч. 1-6)
   
     Наш офицер-воспитатель – майор Парамонов - начал собрание с представлений друг другу.
   
     Он зачитывал список фамилий по алфавиту.
   
     Каждый, кого называли, вставал и должен был сообщить свое имя, город, из которого он приехал и ..свою национальность.
   
     Так мы узнали, что в нашем классе есть русские, украинцы, один белорус, один молдаванин, один татарин и один еврей.
   
     Узнали и ..забыли.
   
     Национальность не имела для нас никакого значения. Вообще.
   
     Мы были Сашки, Мишки, Женьки и другая советская пацанва, которой предстояло вместе жить, расти, сдружиться, стать товарищами – своими на всю жизнь сначала в классе, потом по кадетке.
   
     И вот тут, надо признаться честно, с самого первого класса, единственная национальность, которая никак не хотела растворяться в новизне кадетских будней, резком повороте судьбы – было еврейство нашего одессита.
   
    Причем, не из-за национальности, а из-за его человеческих качеств.
   
    Боря с самого начала иногда шел в какой-то перпендикуляр ко всем.
   
    Еще не поступив в кадетку - во время сдачи вступительных экзаменов - он умудрился перессориться на волейбольной площадке со всеми, кто играл с ним в пионербол.
   
    Да, он стал кадетом, своим, одним из нас. Но, если время от времени возникали обычные для любого коллектива мелкие стычки, притирки, короткие ссоры, обидки или разборки с его участием – ему прилетали ответки не как всем, типа, сам дурак, балбес, а по его одесской национальности - конкретно.
   
    И вот что интересно: среди наших преподавателей, аккомпаниаторов и педагогов тоже были евреи - Роза Григорьевна, Рахиля Григорьевна, Лариса Яковлевна и др. Но все они пользовались искренней любовью и уважением, как среди кадетов, так и среди самих педагогов. 
    
    Единственный случай скандального «антисемизма», известный мне, произошел в самых младших классах, когда нам было по 11-12 лет.
   
     И в центре этой некрасивой истории, увы, оказался ваш покорный слуга.
   
     Тут надо сделать одно важное пояснение. 
    
     Хотя время от времени со многими из нас случались случаи выдающегося разгильдяйства, одним из немногих постоянных и системных раздолбаев был я.
   
     Больше всех опаздывал (из-за своего неосознанного перфекционизма, когда не мог оставить недоделанной или не доведенной до совершенства любую работу или занятие), менее других отличался внимательностью и дисциплиной.
   
     Я умудрялся оставлять книги на выездных мероприятиях, однажды забыл казенную фанфару в Большом театре. Вершина моего раздолбайства – памятный выезд на открытие праздничного концерта в Дом офицеров КГБ.
   
    Спросонья я надел на левую ногу остроносый лакированный парадный ботинок, а на другую ГД – грубый тупорылый кирзовый башмак. В таком виде и выступал со всеми на сцене перед представителями советских спецслужб.
    
    Так вот, разгильдяи не всегда виноваты во всех своих залетах и ошибках. Просто они чаще всего подставляются в силу своего пофигизма и им чаще всего прилетает.
    
     За 7 лет кадетки я ни разу и ни от кого не слышал слов ненависти, возмущения или претензий к евреям.
   
     Шуточки, подколы друг друга, анекдоты – это да. 
   
     И буллинг нашего единственного еврея – это скорее реакция на его человеческие качества, характер, зачастую диссонирующие с обычными, привычными нам всем поступками и реакциями, вне зависимости от национальности.
   
     Спустя 6 лет, за тягчайшее гнусное преступление против малыша, которого он пытался домогаться, его исключили из кадетки и навсегда – из нашей жизни.
   
     Ну а в самом начале, в младших классах, обидные дразнилки Боре прилетали по поводу и без.
   
     Однажды мы сидели на перемене в классе по сольфеджио и в перепалке с Борей, в которой участвовало пол-отделения, именно мои слова в его адрес услышала входившая в аудиторию наш преподаватель - Людмила Петровна Дикунова. 
   
     - КОРОТКОВ, ВСТАТЬ!!!
   
     Раздался её гневный голос.
   
     Звенящая в ушах тишина мгновенно заполнила класс.
   
     В такой ярости нам, малышам, никогда не доводилось слышать никого из преподавателей.
   
     - КАК ТЫ СМЕЕШЬ ТАК ОБРАЩАТЬСЯ К СВОЕМУ ТОВАРИЩУ!!!?
   
    Дрожащий от гнева голос учителя набатом бил по моей психике.
   
    Я стоял красный, с пылающим лицом, понимая, что совершил что-то постыдное и некрасивое.
   
    Да, он еврей, ну и что? А ты – КАЦАП!!
   
    Незнакомое слова царапнуло слух.
   
    Дальше - целая отповедь на повышенных тонах, от которой на глаза непроизвольно начали наворачиваться слёзы.
   
    Эти предательские слёзы брызнули, когда Людмила Петровна, всегда очень хорошо, по-доброму, относившаяся ко мне, напоследок пригвоздила очень обидным, но справедливым:
   
    - В тихом омуте черти водятся!
   
    Извинись и садись на место.
 
    Глотая слёзы, я извинился, и, буквально раздавленный позором и обидой, понурой тенью поплелся на место.
 
    С обидой именно к преподавателю, потому что точно знал: только что мне досталось за всех и за каждого - я был одним из самых последних в классе, кто досаждал Боре с его национальностью.
 
    Случай этот не имел никаких последствий, быстро забылся и все шло своим чередом.
 
    Никаких эксцессов с еврейским вопросом больше не возникало ни в нашем классе, ни во всей кадетке.
 
    Даже тогда, когда два шакала из старшего класса - почти год лишали нас с Андрюхой Першиным части положенной всем еды.
 
    Из-за нехватки мест в столовой нас посадили за их стол (все кадеты сидели по 4 человека, но строго по своим классам).
 
    Один из старшеклассинов, наполовину еврей, наполовину русский, сразу объявил, с гадливой улыбочкой потирая свои паучьи ручки, что теперь мы каждый день должны отдавать им из казенных харчей все, что они скажут.
 
    Одна русская сволочь, другая полурусская – объедали малышей почти год.
 
    Это при том, что есть хотелось всем и порой очень сильно. Даже четырехразового питания не хватало для интенсивной жизни, учебы, активном занятии спортом и мальчишеским играм. Растущим детским организмам требовалось больше калорий, витаминов и энергии, чем мог дать скудный армейский паёк.
 
    Если бы кто-то из старших кадетов узнал об этом оброке, думаю влетело бы им обоим по полной.
 
    Отнять чего-то вкусное у младшего кадета где-то на улице или в роте –  в этом не было ничего необычного. Но объедать малышей месяцами, лишая части пайка, – это  прямое шакальство, недопустимое в кадетке в принципе.   
 
    Уже в шестом, предвыпускном классе, я точно определился с выбором профессии. Я мечтал работать опером в легендарном МУРе.
 
    Музыкальных способностей Бог не дал и пришлось резко менять свое будущее. Вместо дирижерского факультета я твердо решил поступать в Высшую школу милиции.
 
    И вот - на крутых поворотах, в самые ключевые моменты, судьба сводила с замечательными людьми – русскими, грузинами и евреями, благодаря которым, мне удалось попасть туда, куда в Советском Союзе мало кому доводилось попадать.
 
    Оркестр Почетного Караула-Высшая школа милиции-Институт стран Азии и Африки при МГУ-учеба и загранстажировка в Северной Корее-Высшая школа КГБ-АПН-Гостелерадио-1-й канал центрального телевидения-работа переводчиком, экономистом в Посольствах и торгпредствах обеих Корей.
 
     А один раз – даже удалось избежать смерти..
См. опус № «Всё и сразу»  http://proza.ru/2021/05/09/92

    Итак, все по порядку. 

    В самый жесткий по условиям армейской службы Оркестр Почётного Караула московской комендатуры, где из 21 срочника только за 2 года при мне три солдата тронулись умом, я по обыкновению попал, как и положено раздолбаям – ни за что.

     После окончания кадетки четверых выпускников, не захотевших стать военным дирижерами, отправили на факультет дирижеров в учебный оркестр.

     Советская назидательная система – в действии.    

     Не хочешь быть дирижером - заставим ..быть военным музыкантом на этом же факультете.

     Двое кадетов вдрызг напились во время своего дежурства, попались на глаза дежурному и начальство решило разогнать по разным оркестрам всех четверых – от греха и соблазнов подальше. 

     Два года были очень тяжелыми, но этот факт биографии – служба в элитном подразделении, встречи-проводы правительственных делегаций, глав государств - значительно помогли мне в дальнейшем.

     В самом оркестре среди музыкантов, конечно же были евреи, хотя и не много.

     Ситуация с еврейским вопросом была почти зеркальной тому, что и в кадетке. Хохмочки, анекдоты были – унижений, оскорблений и уж тем более дискредитаций по национальности – не могло быть и в помине. Все музыканты реально занимали должности – по способностям.

     Советская система железобетонно держала национальный вопрос под своим контролем.

     Спустя много лет от Сергея Чернышева, товарища по армии, я узнал, что оказывается существовал – гласно или негласно – лимит на прием в оркестр музыкантов еврейской национальности.

     О Сергее Чернышеве читайте по сылкам:    http://proza.ru/2023/10/01/1354

 "Мой армейский друг - русский Казанова, гений джаза и приколов».               

   http://proza.ru/2023/10/01/1354  «Звёзды зажигаются на Земле под музыку военных маршей».

     Однажды Сергей лично обратился к начальнику, чтобы устроить своего сокурсника-пианиста к нам в оркестр и получил неожиданный ответ: «Лимит на евреев оркестра – исчерпан».

     Отслужив в Советской армии, я подал документы на поступление в Высшую школу милиции.
 
    После тщательного изучения моей биографии, проверки родственников и даже опроса родных с осмотром условий и обстановки нашей квартиры – кадровик лично приходила к нам домой и беседовала с мамой – документы у меня приняли.
 
    К экзаменам меня несколько месяцев без всякой оплаты готовили наш лучший педагог кадетки -  преподаватель литературы и русского языка – Кирюшина Светлана Ниловна, а по немецкому языку - Миша Воробъёв, знакомый сестры по театральной студии, в которой они вместе занимались.

     Интеллигентный еврейский юноша из большой еврейской семьи, студент пединститута и чуть ли не единственный представитель потенциальных женихов «Девичьего царства», как он, улыбаясь, называл свой курс, где на 150 девиц, было всего пятеро ребят – будущих педагогов.

     - Вот у него цветник, с завистью думал я тогда, прикидывая, что у меня после кадетки и армии на курсе опять будет 100 % одних мужиков.

     Именно от Михаила я впервые узнал, что современный немецкий очень схож с древнееврейским и что нас, русских и прочих евреев, украинцев и татаро-монголов – всех советских людей - в Эстонии ненавидят и называют оккупантами…

     В Мишином пересказе, с его тонким изящным юмором, вся эта история прозвучала, как еврейский анекдот.

     Но у меня тогда был легкий шок. В 1985 году эта картина никак не укладывалась в голове.
                ***
     - Обожаю копаться на полках букинистических магазинов, рассказывал мне Михаил о поездке в Таллин. Как только увидел там первый букинистический – нырнул туда с головой.
   
     Стою, роюсь в книгах в своё удовольствие.
   
     Нашел что-то интересное, взял этот фолиант, подхожу к продавщице, протягиваю ей и спрашиваю: «Сколько стоит?».
   
     Та медленно поднимает голову, презрительно смотрит в глаза и с сильным акцентом цедит сквозь зубы:
   
     - Оккупа-анта-ам – бесспла-атна-а.
   
     - Таки бесплатно? Или немножечко бесплатно?
   
     Беру книгу под мышку и делаю вид, что собираюсь уходить.
   
     С девицы вмиг слетает вся спесь и она вопит на весь магазин:
   
     - Кудда! С ва-ас  одиннадца-ать  ру-убле-ей!!!
   
     Возвращаюсь на кассу, протягиваю деньги и вежливо уточняю:
   
     А евреям антисемитские скидки положены?
   
     Девица хлопает глазами и растерянно лопочет:
   
     Я-я? Та-ак ввы-ы? Какки-ие ски-идки-и? 
   
     Оставляю деньги на кассе и выхожу с книгой на улицу.
    
                ***
    В студенческие времена, по холостяцкой молодости, у многих из нас случались краткосрочные романы с разными девушками. Но особа еврейской национальности мне попалась только одна. Правда, какая!
   
     Что такое коготок, запущенный под кожу, а то и в причинные места, я узнал на собственной шкуре.
   
     Обычно, расставания с зазнобами проходили естественным путем – встречи и звонки были все реже и реже и обоим становилось понятно, что отношения изжили себя. Такие романтические эндшпили были почти нормой окончания всех отношений.
    
     Но не с этой девушкой. С ней пришлось объясняться.
    
     1983 год. Теплый летний денек. Мы сидим с Риммой вдвоём на лавочке в самом центре Москвы у кремлёвской стены. Но не там, где лежат мертвые, но «вечно живые» основоположники марксизма-ленинизма и их последователи, а в Александровском саду, где гуляют обыкновенные москвичи и гости столицы.
   
     Впереди у меня целая жизнь, а всего через год-два должно свершиться одно из главных событий – языковая стажировка в Корею. 
   
     На душе у меня спокойно и радостно. Я окончил первый курс, все родные живы и здоровы, есть отличные друзья-товарищи и вообще – жизнь прекрасна и удивительна!
   
     Вот только с Риммой переговорю и все, полная свобода.
   
     Ага, щаз!
 
     У Риммочки на этот счёт было другое мнение.
 
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 Приглашаю на литературные дессертики. Лучшее из избранного.

Опусы: 60 миниатюр длиною в жизнь http://proza.ru/2022/06/04/1556

Исповедь шпиона, которого не было.. чч. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 http://proza.ru/2023/01/01/1076

Военный Айболит или прикольная хохма-быль о Советской Армии http://proza.ru/2022/10/01/1593

Подвиги северокорейских Джеймсов Бондов в России http://proza.ru/2022/12/03/1337

Советский синдром вьетнамского спецназа http://proza.ru/2022/06/25/911

СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ. ПИТЕЙНО-ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ http://proza.ru/2021/05/05/1552

Космос Камилы Валиевой http://proza.ru/2022/02/19/885

ПОДАРОК http://proza.ru/2021/07/13/1396

Как правильно принимать женьшень и кому он полезен
http://proza.ru/2021/08/03/403

Пост-ковидный синдром, лонг-ковидные состояния и их последствия. Симптомы, причины, протоколы лечения http://proza.ru/2021/12/25/1283

Опус 15 В батумской темнице http://proza.ru/2021/05/09/1301

Детям России - крик души,урчание живота и будущее http://proza.ru/2021/09/04/722

МОСКОВСКИЕ ГАНГСТЕРЫ http://proza.ru/2021/06/26/986

Опус 44 Бусы, туземец и белый человек http://proza.ru/2021/05/06/1257

ЖЕНЬШЕНЬ ОТ ТОВАРИЩА СТАЛИНА http://proza.ru/2021/09/12/1253

ОГНЕННЫЙ КРУГ - МИСТИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ В ПХЕНЬЯНСКОЙ БОЛЬНИЦЕ
http://proza.ru/2021/05/09/93

ЖЕНЬШЕНЬ И ИММУНИТЕТ В БОРБЕ С КОРОНАВИРУСОМ http://proza.ru/2021/06/24/36

ДЕТСТВО. О БОЖЕСТВЕННОМ И САКРАЛЬНОМ http://proza.ru/2021/05/07/1790

ПЬЯНОЕ ВРЕМЯ http://proza.ru/2021/05/24/26

ЖЕНЬШЕНЬ. И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ЖИЗНЬ http://proza.ru/2021/06/26/404

МЕТАМОРФОЗЫ И САНСАРЫ НАШИХ ЖИЗНЕЙ. Змея и Лягушка, китайские нищие и Велорикша, Японка и цыгане http://proza.ru/2021/06/08/887

СТАРИК И РЕКА ВРЕМЕНИ. МАКСИМКА http://proza.ru/2021/08/24/1249

РУССКИЙ МАТ КАК МЕРИЛО ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ http://proza.ru/2021/08/26/1044

ГРУ, ШАШЛЫК И СОБАКИ В КОРЕЕ http://proza.ru/2021/07/13/996

ПРАВДА И ТОЛЬКО ПРАВДА. НАСТАВЛЕНИЯ ОФИЦЕРА КГБ http://proza.ru/2021/07/14/1291

Пол-языка до страшной смерти.. http://proza.ru/2021/11/14/163

Две жизни от мамы.. http://proza.ru/2021/10/29/941