Май, 1926

Елизавета Орешкина
К досаде Оппенгеймера, первая же его статья, которую он назвал «О квантовой теории вращательно-колебательных спектров», идеальной не получилась. Хоть Роберт и исправил те ошибки, ради которых он покинул Корсику, Оппенгеймер заметил, что некоторые вычисления оказались «не слишком точными», как сказал Блэкетт.

— И, тем не менее, для первой статьи это всё ещё недурно, — заметил Патрик, вручая студенту журнал, чей запах типографской краски смешивался с ароматом яблочных цветов с улицы.

— Наверно... — Роберт по-прежнему хмурился, но журнал взял. Вот у Дирака — да, недурно; а тут... Хотя и свою фамилию увидеть на странице так странно. И даже... Радостно?

А поводы для радости у Роберта были. В клубе статью уже видели, и Кембриджское философское общество, куда Оппенгеймера позвали по инициативе Блэкетта в январе и где Роберт появился лишь пару недель назад, тоже оценило оригинальность работы.

— Но почему вы так и не приходили? — поинтересовался тогда Блэкетт, когда его ученик наконец предстал перед философским обществом

— А чего там приходить... — буркнул Роберт. — Что мне им рассказывать было? Про пожар или про провода сожжённые?

— И всё же могли бы слушать других, познакомиться с кем-нибудь...

— Знакомился уже, — тихо пробормотал Роберт. Блэкетт замолчал.

И тем не менее мальчишка всё меньше сторонился людей и всё больше беседовал с Дираком, каждый раз восторженно рассказывая наставнику о трудах нового друга и изучая незнакомые идеи. Бывший одиночка и неудачник медленно превращался в талантливого теоретика с «диковатыми» манерами и острым умом, в чьём успехе, быстром или позднем, Блэкетт уже не сомневался. «Наверно...»

— Тут можете не сомневаться, — Патрик позволил себе слегка улыбнуться. — Кстати, как ваши успехи с новой статьёй?

— Ну... Она получается более... Абстрактной, что ли... Но вроде что-то выходит, — новая работа Оппенгеймера тоже была посвящена взаимодействию двух тел. Однако если в первой статье Роберт рассматривал двухатомные молекулы кислорода и водорода и то, какие спектры электромагнитного излучения возникают от колебания и вращения этих молекул, то в новой работе Оппенгеймер пытался построить модель вращения вокруг друг друга двух тел, исходя из идей квантовой механики.

— Не забудьте потом про расчёты.

— Да я уж помню, — Роберт смутился. — И сам проверю, и Джон согласился глянуть.

— Ваш друг?

— Угу. Только он занят был... Но согласился вот глянуть... Мы с ним по Корсике и путешествовали.

— Хорошо. Рад за вас, — Блэкетт вновь улыбнулся.