Физика и метафизика

Игорь Барнет
1. В дескриптивном смысле "метафизикой" является акт различения между чувственным и сверхчувственным мирами.

2. В функционально-телеологическом смысле "метафизика" есть (по М. Хайдеггеру) "вопрошание сверх сущего, за его пределы, так, что мы получаем после этого сущее для понимания как таковое и в целом".

3. Вопрос об эмпирически данном мире в целом - метафизический вопрос, ибо он уже в своей собственной структуре предполагает предварительное "выступление" спрашивающего "вовне" всего ("в целом") мира, и следовательно обнаружение точки зрения на мир, не принадлежащей к эмпирическому мирозданию (точки зрения ума - "умозрения").

4. Существенное определение метафизики состоит в следующем: метафизика есть предпосылание "истины" бытию упреждающим образом в любом роде (неважно, в форме ли "религии", "морали", "философии" или "науки").

5. "Истина", предпосылаемая бытию, утверждает себя в рамках эмпирического мира (институционализируясь к вышеуказанных формах), но сама она принадлежит (или во всяком случае определяет себя как принадлежащая) сверхчувственному миру. Она образуется в той же самой точке, где зарождается метафизическое вопрошание о сущем мире "в целом".

6. Бытие, попавшее под иго метафизики - всего лишь упреждённое чем-то бытие, - и в качестве такового - взятое под арест. "Сущее", "вещь" здесь не "то" или "это". В том и заключается дело, что "сущим" здесь предстаёт  с а м о  бытие как бытие - как бытие сущего. Таковым "истинно сущим" и выступает "истинный мир" - сверхчувственный мир - в любой своей редакции ("мир идей", "царство небесное", "воля к власти", "совокупность физических законов"). "Истинный мир" и есть зафиксированная так или иначе вещь, занявшая место бытия вещей, а значит - самого бытия. Но эта царственная вещь, уничтожающая бытие, исторически зарождается в бытии же - как упреждающая собой бытие и дающая  н а п е р ё д  такую-то (каждый раз конкретную) истину всему, что ни  е с т ь,  чему только ни  б ы т ь.

7. Оставляя в стороне "религию", давать "истину" бытию наперёд возможно по крайней мере двояко: 1) из сущностного осмысления бытия ("философия"); 2) по математически-эмпирическому методу, из калькуляции сущности сущего ("естествознание", "физика"). Оба пути, равно кульминировавшие в новое время европейской истории, суть метафизика. Метафизика - сущностно - прежде "физики" в современном научно-техническом смысле.

8. Физика же - строго говоря - есть лишь то, что само из себя является чувствам тАк, как оно является: "фюсис". Новоевропейское  и з у ч е н и е  самоявляющейся природы с экспериментально- математической предпосылкой есть род не осознающей себя в качестве таковой метафизики, предопределяющей бытие  и с х о д я  из этой основной предпосылки. В подобном роде метафизики господствует непродуманность собственных истоков.

9. Новоевропейская наука в свете этого не более чем прикладная метафизика. Противопоставление "научной" и "метафизической" теории поверхностно.

10. Вышеизложенное ставит вопрос о существе времени: время обнаруживает себя в качестве необходимого предваряющего  "с т р у к т у р н о г о"  условия для бытия любой метафизики, как предпосылающей  з а г о д я  "истину" бытию. С "исключением" времени теряет смысл различие между чувственным и сверхчувственным мирами.

11. Тем самым метафизика сущностно определена  в н у т р и  субординации времени. Напротив, пространство не структурирует бытие сверхчувственного мира ни в его качестве исторического факта, ни его качестве как "истины". Пространство определено внутри субординации самого  с о б ы т и я  метафизики (как различение, грубо говоря, эмпирического пространства, непосредственно данного внешним чувствам, и идеального сверхчувственного пространства, открытого разуму в умозрении).

12. Бытие же равно "присуще" обоим мирам, различаемым в метафизическом акте. Перед лицом бытия само  р а з л и ч и е  двух миров несущественно. Оно как бы сходит на нет.

13. Таким образом, мы оказались перед лицом "равносильного" со-стояния бытия и времени, которые оба стоят далеко прежде и метафизики, как задающего сверхчувственный мир вопрошания о чувственном мире "в целом", и физики-фюсиса, как поля открытости чувственного мира.