Хорваты и Дорнье-17 на Восточном фронте

Олег Каминский
На снимке: Экипаж хорватского бомбардировщика отмечает 1.000-й боевой вылет эскадрильи.

Одним из основных бомбардировщиков Люфтваффе был двухмоторный средний бомбардировщик Дорнье Do 17 (нем. Dornier Do 17).

Этот немецкий самолет привлёк внимание военного руководства Югославии, которое приняло решение о закупке и производстве Do 17. В результате до конца апреля 1939 года было закуплено и получено от немцев 37 самолётов различных модификаций. Затем производство Do 17Kb1 по лицензии было освоено на авиазаводе в городе Кралево.

Всего перед началом немецко-итальянского вторжения в Югославию в апреле 1941 года в ВВС Югославии было 60 бомбардировщиков типа Do 17.

Как известно, королевская Югославия потерпела поражение в быстротечной войне. Хорватия и Словения объявили о своем выходе из состава Югославии и создании Независимого государства Хорватия, которое, тем не менее, придерживалось прогерманских взглядов.

Вскоре после начала операции «Барбаросса», хорватское правительство решило выступить на стороне Германии против Советского Союза. После согласования с немцами, на Восточный фронт были отправлены некоторые сухопутные, морские и авиационные подразделения, сформированные из хорватских добровольцев.

Среди них была и 13-я бомбардировочная эскадрилья под командованием майора Владимира Граоваца. В августе 1941 года летчики эскадрильи прошли переподготовку на немецком аэродроме Грайфсвальд, расположенном на побережье Балтийского моря.

При этом на вооружение эскадрильи поступили 15 немецких бомбардировщиков улучшенной модификации Do 17Z. Этот самолет развивал скорость до 410 км/час, мог подниматься на высоту до 9 тысяч метров, радиус его действия достигал 2 тысяч километров. На вооружении самолета имелось 4 пулемета MG 15, бомбовая нагрузка составляла 1 тонну. Экипаж самолета насчитывал 4 летчиков. 

Форма одежды летчиков и обслуживающего персонала эскадрильи была такой же, как было принято в Люфтваффе. Только на левой стороне их мундиров был прикреплен специальный знак, указывающий на принадлежность к хорватским ВВС. Кроме того, весь персонал получил соответствующие немецкие воинские звания. 

После завершения подготовки, в октябре 1941 года хорватские летчики прибыли на аэродром Витебск, где вошли в состав немецкой бомбардировочной эскадры KG.3 «Blitz», а эскадрилья получила наименование 10.(Kroat.)/KG.3.

Начались боевые будни эскадрильи. Первым экипажем хорватского бомбардировщика, совершившего боевой вылет в России 25 октября стал экипаж лейтенанта Павелича (Раvеliс).

А уже 27 октября из района Волоколамска не вернулся из боевого вылета Do 17Z-3 W.Nr.3443 (5K+BU). Поначалу пилота капитана Станко Ковачевича (Stanko Kowacewic), штурмана лейтенанта Бориса Бенедика (Boris Benedik), бортрадиста обер-фельдфебеля Юлиуса Патале (Julius Patale) и бортстрелка фельдфебеля Эдуарда Хирстеля (Eduard Hirstel) посчитали пропавшими без вести. Однако позже летчики и самолет всё же нашлись и вернулись в свою часть.

Ноябрь месяц обошелся без потерь, напротив, он обернулся для хорватов приятным сюрпризом: сам командующий 2-м воздушным флотом Люфтваффе фельдмаршал Альберт Кессельринг (Albert Kesselring) 9 ноября отправил летчикам телеграмму с поздравлениями по поводу выполнения многочисленных заданий, в том числе за налёты на Ленинград и Москву, а также на военные объекты, расположенные в верховьях Волги.

Зато 1 декабря эскадрилья понесла первую и весьма болезненную потерю. Тогда в районе Радчино (Pl.Qu. 6661) в воздухе столкнулись два самолета.

При этом Do 17Z-2 W.Nr.1200 (5K+CA) был полностью уничтожен, погиб и его экипаж во главе с командиром эскадрильи майором Владимиром Граовацем (Wlidimir Graowacs), штурманом капитаном Антоном Петрее (Anton Petree), бортрадистом фельдфебелем Вельке Эрга (Welke Erga) и бортстрелком фельдфебелем Стьепаном Райичем (Stjepan Rajitsch).

Другой Do 17Z-2 WNr. 2666 (5K+KS) был на 45% поврежден, все члены экипажа — пилот лейтенант Франц Величан (Franz Welitschan), штурман фельдфебель Михаэль Караматич (Michael Karamatitsch), бортрадист обер-фельдфебель Иван Шаринич (Iwan Scharinitsch) и бортстрелок обер-фельдфебель Михаэль ***дукович (Michael Chujdukowitsch) — получили травмы.

Новым командиром эскадрильи стал майор Никола Микеч (Nikola Mikec), опытнейший летчик, бывший ещё в довоенных югославских ВВС командиром авиационной школы бомбардировщиков.

28 декабря Do 17Z-3 W.Nr.2865 был подбит зенитным огнем и произвел аварийную посадку на Витебский аэродром, получив в итоге повреждения, оцененные в 35%.

Через три дня — 31 декабря — советские зенитчики подбили Do 17Z W.Nr.1148, который совершил вынужденную посадку около Вязьмы. При этом разбилось остекление кабины, самолет был на 30% поврежден, зато летчики не пострадали. Немецкий военный корреспондент Герхард Раухветтер (Gerhard Rauchwetter), находившийся на борту этого самолета, сделал несколько фотографий этого события, а позже опубликовал о нем рассказ. В нескольких километрах от места приземления, потерпевшие крушение переночевали в какой-то деревне. А на следующее утро, пойдя в западном направлении, они встретились с частями Вермахта.

Не менее 8 выведенных из строя самолетов эскадрилья потеряла в январе 1942 года.

Уже в первый же день, около Вязьмы из-за отказа двигателя Do 17Z-3 W.Nr.2825 был поврежден на 30%.

4 числа около Старицы в результате атаки истребителя получил 20% повреждения Do 17Z-3 W.Nr.2700. С большой долей вероятности, можно предположить, что хорватскому самолету нанёс повреждения командир эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка капитан В. В. Ефремов, который, по его докладу, на ЛаГГ-3 атаковал и сбил До-217 в районе Ржева. 

За активные боевые действия хорватские летчики были даже отмечены в сводке Верховного командования Вермахта за 6 января: «В ходе воздушной борьбы особенно отличилось хорватское летное подразделение, выполнявшее смелые атаки с пикирования».

Кстати, в этот же день около Вязьмы при аварии на взлете Do 17Z-3 W.Nr.2630 был поврежден на 30%.

На следующий день Do 17Z-3 W.Nr.2607 (5K+NS) не вернулся с задания из района Холма. Пропавшими без вести посчитали пилота фельдфебеля Зденко Копецкого (Zdenko Kopetzki), штурмана обер-лейтенанта Златко Кудрны (Zlatko Kudrna), бортрадиста обер-фельдфебеля Йозефа Жанича (Josef Schanitsch) и бортстрелка унтер-офицера Мирко Новака (Mirko Nowak).

А вот по советским данным, самолет был сбит в районе Ржева. Из его экипажа два летчика (Zdenko Kopetzki и Josef Schanitsch) спаслись на парашютах и были взяты в плен.

Следующие три «Дорнье» получили 20-процентные повреждения при различных происшествиях.

Так, 12 января на аэродроме Градина при аварии был поврежден Do 17Z-3 W.Nr.3437.

А при аварии на взлете с аэродрома Вязьма 15 января пострадал Do 17Z-3 W.Nr.3443.

17 января на аэродроме Вязьма Do 17Z-3 W.Nr.2808 получил повреждения из-за столкновения с землей.

Гораздо печальней оказалась судьба экипажа Do 17Z-3 W.Nr.2529 (5K+BT), который 18 января не вернулся из полета в район Pl.Qu.4755. Все 4 летчика — пилот штабс-фельдфебель Божидар Телар (Boschidar Telar), штурман лейтенант Бенедик Борис (Benedick Boris), бортрадист унтер-офицер Карл Сивестар (Carl Siwestar) и бортстрелок фельдфебель Манестар Любослац (Manestar Ljuboslaz) — пропали без вести.

26 января во время штурмовки позиций советских войск самолет, управляемый летчиком Богомиром Ротером (Bogomir Roter), был поражен взрывом собственных бомб, сброшенных с низкой высоты.

В этот же день у хорватов произошел крайне неприятный случай: один из самолётов Do 17Z, штурманом которого был фельдфебель Миливой Бороша (Milivoj Borosa), сбросил бомбы прямо на немецкую танковую колонну в районе Ржева, при этом несколько танков и автомашин было поражено. Произошло это в результате ошибки, или злого умысла — точно не ясно. Во всяком случае, немцы расценили это как попытку предательства, но после долгого разбирательства никаких репрессивных мер к штурману не применили.

Понеся чувствительные потери, эскадрилья в феврале-марте 1942 года была отозвана с фронта и отправлена на родину для отдыха и перевооружения. 

Всего за период  боевых  действий  с октября 1941 года по февраль 1942 года летчики эскадрильи совершили  366  боевых  вылетов  и провели  71 штурмовку,  уничтожили  4 деревни, 173  здания,  276 автомашин  и сбили в воздушных  боях 11 (по другим данным  13) советских  истребителей.

Справедливости ради, следует сказать, что на этот счёт есть и другая информация, согласно которой было произведено 2.360 боевых вылетов, уничтожено 150 грузовиков, 5 танков, 3 артиллерийских трактора, сбито 4 истребителя.

Какие из этих данных больше соответствуют действительности — ответить затруднительно.

Тем временем в Загребе, эскадрилья пыталась перевооружаться на новые самолеты типа Ju 88 и переобучала своих летчиков. Однако с перевооружением что-то не заладилось. В общем, эскадрилья получила приказ вернуться на фронт в Россию.

25 июня при перелёте 10 (по другим данным 11 или 13) прежних Do 17Z из Загреба на аэродром Коровье Село (южнее Пскова), в хорватской эскадрилье произошло самое настоящее «ЧП». Дело в том, что когда самолеты уже заходили на посадку, Do 17Z-3 W.Nr.4235 (A1+OZ), неожиданно набрал высоту и ушел в сторону советских позиций.

Как стало известно позже, самолёт, пролетев 1.200 километров, приземлился далеко за линией фронта на поле у деревни Тарасово Калининской области (недалеко от города Вышний Волочёк), а экипаж сдался в плен.

Любопытно, что в состав экипажа входили два русских — пилот обер-фельдфебель Олег Окшевский и бортмеханик фельдфебель Лев Окшевский (братья, дети эмигранта из России), штурман-хорват фельдфебель Миливой Бороша (Milivoj Borosha) и профашистски настроенный бортстрелок-хорват фельдфебель Марко Зеляк (Marko Zeljak), которого связали под дулом пистолета.

Правда, есть и другая версия случившегося. Так, в наградном документе лейтенанта Г. М. Яхнова, летчика 33-го истребительного авиационного полка ПВО это событие описано так:

«25.6.1942 года в 13.25 от постов ВНОС были получены данные о полете вражеского разведчика, пробирающегося в наш тыл, который появился над аэродромом. В 13.27 тов. Яхнов на самолете Як-1, вылетел по зрячему на перехват самолета противника До-17, идущего курсом 250 на высоте 1.000 метров.

Взлетев и набрав высоту, начал преследование противника. В районе Мста, сблизившись с До-17 до дистанции 50 метров, маскируясь солнцем, нанес врагу атаку снизу, ведя огонь со всех точек.

Последующие произведенные атаки с дистанции 50-20 метров заставили противника сбросить свой груз бомб в болото. Настойчиво атакуя, используя все тактические возможности своего скоростного истребителя, сочетая маневр и огонь, мужественный воздушный воин один за другим вывел из строя моторы До-17. Видя свое безнадежное положение, экипаж самолета До-17, произвел посадку на поле в районе В. Волочек.

После посадки экипаж в составе 4-х человек был взят в плен».
 
А в справке, выданной Яхнову командиром 33-го полка записано следующее: «25.6.42 г. сбит лично 1 самолет противника типа До-17 в районе Тарасово, что 60 кл. с.в. В. Волочек. Подтверждено актом, составленным на месте падения самолета и приказом командира 106 АД № 0155 от 7.8.42 г.» 

Между тем, хорватская эскадрилья была включена в состав немецкой бомбардировочной эскадры KG.53 «Legion Condor» и получила обозначение 15.(Kroat)/KG.53. Сначала эскадрилья действовала с аэродрома Коровье Село и, по некоторым данным, использовала также аэродром Сольцы.

Вскоре после прибытия на фронт эскадрилья стала нести потери.

Уже 1 июля в воздушном бою с русским истребителем был сбит Do 17Z-2 W.Nr.2607 (5K+NS).

16 июля советские зенитчики сбили еще один бомбардировщик Do 17Z. Пропали без вести пилот обер-лейтенант Иван Боко (Iwan Boko), а также остальные члены экипажа: лейтенант Мато Крейтнер (Mato Kreitner), штабс-фельдфебель Юлие Батало (Julije Batalo) и обер-фельдфебель Вескослав Медич (Wjeskoslaw Medic).

С августа по сентябрь хорваты действовали с аэродрома Сеща (в 90 км северо-западнее Брянска), а также Краснодубье.

Именно в Сеще произошли две аварии 25 августа. И если в одном случае Do 17Z W.Nr.3525 в результате ошибки пилота пострадал лишь на 20%, то другой случай закончился трагедией.

При взлете с аэродрома Do 17Z W.Nr.3482 разбился, при этом весь экипаж — пилот обер-лейтенант Владимир Шмидт (Vladimir Smidt), штурман унтер-фельдфебель Стьепан Ружич (Stjepan Ruzic), бортрадист обер-фельдфебель Никола Павлович (Nikola Pawlowic) и бортстрелок фельдфебель Павао Грегурич (Pavao Greguric) — погиб.

Через два дня, 27 августа, из-за отказа мотора произвел аварийную посадку на аэродром Do 17Z W.Nr.3454, который в итоге был поврежден на 30%.

Знаменательным днем для хорватской эскадрильи стал день 16 сентября 1942 года: был произведен 1.000-й боевой вылет.

В сентябре-декабре эскадрилья снова базировалась на аэродроме Коровье Село (южнее Пскова), при случае используя и другие аэродромы, в том числе Веретейка, Дно, Сольцы.

6 ноября при взлете с аэродрома Дно, в результате повреждения шасси потерпел аварию Do 17Z W.Nr.2656, в целом его повреждения были оценены в 25%. В тот же день на этом же аэродроме разбился при аварийной посадке Do 17Z-2 W.Nr.2797 (А1+ DZ), степень повреждений составила 65% и, естественно, самолет пришлось списать.

Из-за отказа двигателя и вынужденной посадки 14 ноября в районе Дарбеняй (Литва) на 30% был поврежден Do 17Z W.Nr.1201.

По некоторым данным, в ноябре при перелете на новый аэродром был потерян еще один Do 17Z-2 W.Nr.2529 (5K+YH), которого сбил советский истребитель. Довольно странно, ведь почти такой же самолет (Do 17Z-3) с таким же номером (W.Nr.2529), но с другим бортовым кодом (5K+BT) был потерян ещё 18 января 1942 года. Вероятно, всё дело в ошибочной информации.

Через полгода пребывания на фронте, эскадрилью снова решили отозвать и 30 ноября 1942 года девять оставшихся «Дорнье» улетели в Хорватию. На этом заканчивается история хорватских летчиков-бомбардировщиков на Восточном фронте.

Данные о результатах действий хорватов с июня по ноябрь 1942 года несколько разнятся. Например, есть информация, что они произвели 1.332 боевых вылета. Другие источники утверждают, что хорваты совершили 1.247 боевых вылетов, уничтожили 245 танков, 581 грузовик, 307 артиллерийских орудий и много другой техники, а также живой силы русских.

По некоторым данным, их собственные потери составили 5 бомбардировщиков Do 17Z и 20 человек летного состава. Думается, однако, что данные эти не соответствуют фактическим потерям хорватов на Восточном фронте.

Между прочим, в 1943 году в Загребе была издана книга немецкого военного корреспондента Герхарда Раухветтера «Uber der Ostfront» («Над Восточным фронтом») о пребывании хорватских летчиков в России. Очень интересно было бы её почитать. Там наверняка описано множество интересных эпизодов, которыми можно было бы дополнить эту статью...