Как я искала предков по метрическим книгам

Марта Лазовская
  Изучением родословной я занимаюсь достаточно давно. Только вот жаль,что начала интересоваться достаточно поздно, когда многих из старшего поколения уже не было в живых. А в юности о далёких предках не думалось совсем.

 Сейчас периодически в памяти всплывает картина... Мне лет десять -одиннадцать. Ранняя весна, мой папа на кухне жарит блины. Я радуюсь этому факту, поскольку знаю, что блины у него всегда очень вкусные.
- Папа, а по какому поводу блины? - весёлым голосом спрашиваю я.
- Сегодня день памяти моей мамы? - глядя в окно ответил папа.
- Кого?
- Моей мамы, твоей бабушки Прасковьи. Её нет уже 8 лет.

Голос отца был тихий, а лицо грустное.

 Я папину маму, в отличии от маминой мамы, не помнила. Она умерла, когда я была совсем ребёнком. Может поэтому я о ней ничего особо у отца и не спрашивала. Хотя , повторюсь, я в юности и живыми предками не особо интересовалась. А вот сейчас интерес зашкаливает, а информацию приходится собирать буквально по крупицам.

   От отца я знала, что моя бабушка Прасковья Спиридоновна в девичестве носила фамилию Мамаева. В семейном архиве у нас сохранилось свидетельство о её смерти в апреле 1964 года в возрасте 60-ти лет. Это свидетельство я увидела только когда убирала свидетельство о смерти папы.

   Когда я начала заниматься поиском корней рода Мамаевых, в живых оставалась только тетя Валя - младшая сестра отца. Она была уже в солидном возрасте , но информация,полученная от неё, мне помогла. Она помнила, что её бабушку, жену Спиридона , звали Соломонида. Спиридон был управляющим в барской усадьбе, а Соломонида была красивой.


  Знаете, я так обрадовалась тому,что знаю теперь имя прабабушки! И что оно редкое! Это огромный + в поисках.

  Эти знания позволили мне весной 2021 года написать в Нижегородский архив с просьбой уточнить по метрическим книгам дату рождения Прасковьи Мамаевой, в надежде побольше узнать о её родителях, поскольку в метрических книгах при записи новорожденного указывали и кто родил, и кто крестил.

В обращении в архив надо было указать год рождения с погрешностью в три года. Ну я и указала 1903 -1904.

Через некоторое время, после выплаты всех требуемых сборов, я получила желаемую справку.
Из ответа архива я узнала,что прабабка моя не Соломонида, а Соломония.

Соломония Михайловна и Спиридон Федорович Мамаевы.Мои прабабушка и прадедушка.

Бабушка моя родилась 25 октября 1903 года. Это по старому стилю. По новому -6 ноября. Крещена была 26 октября (7 ноября)как Параскева.

   Похоже,что восприемниками ( крёстным) у Параскевы были родной брат Спиридона Кондратий Федорович Мамаев и может быть родная сестра отца, вышедшая к тому моменту замуж - солдатская жена Наталья Федоровна Башкаева. Хотя по родству Натальи Федоровны полной уверенности нет.

  Получив эту информацию, мне захотелось узнать девичью фамилию Соломонии. Для этого нужно было найти данные о бракосочетании Спиридона и Соломонии. Но...Как написали из архива - для этого надо указать год совершаемого события. Допускаемая погрешность - 3 года. Увы, год я и не знала. Можно было,конечно, ориентироваться на дату рождения Параскевы, но только в том случае, если бы она была у пары первым ребенком. Но из рассказов тёти я помнила, что были старшие дети.

В общем, я на какой-то период поиски отложила. Но прошло время, и судьба мне всё же улыбнулась.

   В тот день я просматривала сайт, посвященный Первой Мировой войне. Искала родных по маминой линии. И вдруг появилось желание поискать Мамаевых, как участников войны. Вот просто написала в поисковике фамилию и отчество. Ну, и место рождения. Имя писать не стала, поскольку не знала кого ищу. Ну, а отчество редкое, поэтому вероятность ошибки была бы мала.

Так и получилось!

Среди документов о ранениях я наткнулась на Хрисанфа Спиридоновича Мамаева.

Сразу, как молнией, мелькнуло имя : "Хрисанф"! Именно его называла тётя! Сразу вспомнилось, что это брат бабушки,уехавший в Балашев.

Из госпитальной выписки видно,что в феврале 1915 года Хрисанфу было 26 лет и он был уже женат. Разница в возрасте с сестрой Параскевой составляла 15 лет. Теперь я могла предположить, что именно он был первым ребенком и определить дату свадьбы его родителей.
Год рождения Хрисанфа 1888 - 1889, тогда дату бракосочетания надо искать с 1887 года.

Написала в архив, указав диапазон поиска 1884 - 1887 г.г.

И они нашли!!!!!

Прочла письмо - радость и разочарование!

Рада, что нашли сведения о бракосочетании Спиридона и Соломонии - огромная радость.

А разочарование в том, что в документе нет фамилий. Только имена и отчества. А я то думала,что в то время уже фамилии были у всех крестьян, даже у бывших владельческих.(((((((

Как мне потом объяснили в архиве, фамилии может и были, но в метрической книге писали по старинке - без них.

В общем, грустно. Да, и нет никаких сведений о матерях брачующихся.

Однако, я узнала, что отца Спиридона звали Фёдор Андреевич. Получается Андрей - мой прапрапрадед!

А отца Соломонии звали Михаил Макарович. И Макар тоже мой прапрапрадед.

Судя по записи отец Соломонии умер до свадьбы дочери. Может он был уже в возрасте и Соломония была в их семье последней дочерью?

Свадьба состоялась 26 октября 1881 года. ( В архиве просмотрели больше 3-х метрических книг! Спасибо!)

Получается,что Параскева родилась через 22 года после свадьбы родителей.

На момент свадьбы жениху было 18 , а невесте-19 лет.

Поручители при женихе : крестьяне Иван Яковлевич, Дмитрий Григорьевич и билетный солдат Семён Дмитриевич.

Кто эти люди сейчас трудно определить, но можно предположить, что либо друзья, либо родственники со стороны матери.

С поручителями при невесте всё ясно. Это её родные дяди Василий Макарович и Андрей Макарович.


 Это всё, что мне удалось узнать в Нижегородском архиве. Далее надо было искать в архиве Ульяновской области( бывшей Симбирской губернии). Дело в том, что уезд, в котором проживали мои предки, кочевал из губернии в губернию и сохранившиеся документы находятся, в разных архивах.

Я расчитывала найти свидетельства о рождении Спиридона в 1863(1862) году и Соломонии в 1862(1861). Пусть нет фамилий, но имена-то редкие!!! Но... В Ульяновском архиве метрических книг за эти года нет!!!!!! И Исповедных ведомостей, где подворного писался состав семьи, тоже нет. Только очень ранние или за 1900 год.

Поэтому у меня сейчас остановка в поиске.

На переосмысление найденного и дачные работы )))


P.S. Огромное спасибо работникам архива за их неравнодушие!