Бревно, молодость и Инь и Янь...

Виталий Хен
        Чего сложного тут – бревно перенести?! Подошли, взяли дружно и понесли!... Но смотря как к этому процессу подойти! Можно без всяких там обиняков и размышлений подойти к бревну, взять его и отнести куда нужно… Но вот так процесс не раскрыт в этом эпизоде! А вот если раскрыть процесс – как это было сделано, когда и зачем, да и – ПОЧЕМУ?! И самое главное – КЕМ это было сделано?! Вот тут-то и зарыта та самая заковыка этого тяжелого рабского процесса…
Весна 1983 года была… Ну, обычная весна! Как всегда в Ленинграде – теплая, солнечная… Весна, в общем!
        -…Можете мне помочь с мальчишками на даче одно дерево спилить? Там сын мой – Андрей – все деревья спилил и уже разобрался с ними, но одно дерево ему не осилить без помощи мужской! Там делов-то – помочь ему дерево одно старое свалить и на бревна распилить. Остальное он сам все сделает. Ну и отдохнёте там, на природе!- Просяще и с воодушевлением обратилась ко мне Идушка.
        - Да без проблем, Ида Исаевна! Куда ехать-то? Адресок скажите?- Бодро ответил я ей.
Записав адрес и маршрут следования, я пошёл в общежитие и там поднял ребят – надо помочь нашей Идушке! Делов-то дерево одно свалить, на бревна распилить! Да и на природе отдохнем! Чистый воздух, природа, весна и… шашлыки, там пожарим, на травке поваляемся! Решено – едем! Дело было в субботу, завтра воскресенье – отдыхаем!
Ида Исаевна была нашей преподавательницей в институте. В свои «под пятьдесят» она выглядела на половину меньше и не малому числу мужчин (даже у пацанов!) сносило напрочь голову, при ее виде. Но к своей неотразимой внешности, у неё имелась не менее неотразимая харизма и очень дружелюбный характер с юмористическим уклоном. Нам, студентам, слушателям подготовительного отделения, в особенности нашей группе – все только отслужили в армии - она была все равно, как лучшая подруга! И помочь ей в жизни в таких пустяковых моментах было нашей святой обязанностью!
        Всю ночь мы все отрывались в общаге от предстоящего отдыха – воскресенья! На утро всем было оговорено встретиться на ж/д вокзале (уже не помню на каком именно это было в Ленинграде?) и оттуда на дачу. Договорились ехать около десяти человек, вечером мы все скинулись на шашлык, дали денег армянину Акопу, чтобы замариновал мясо. Набрали спиртного, сколько хватило собранных денег, и половину из набранного, мы дружно за ночь оприходовали, чтобы, значит, не пропало!
        Рано утром, около 09.00. на ж/д вокзале стали стягиваться участники спасательной экспедиции. Нас собралось человек восемь – кто-то не пришёл и самое главное – не было нашего Акопа с шашлыком! Вчера вечером он с воодушевлением, с горячим кавказским акцентом нас заверил, что он «…такой щащлик нам сделает, что ви все палчыки будете облизывать всю жизнь!»… Тэк-с, Акопа нет, а время идёт! И самое страшное было в тот момент - все зная, что нас ждёт счастливое будущее – армянский «щащлик» - и никто совершенно не подумал о дополнительной провизии, хотя бы элементарного – хлеба!
        В тяжелом похмельном состоянии мы сели в электричку и поехали на заданную станцию. Вчера всем было сказан маршрут до дачи Иды Исаевны – с ж/д вокзала до станции такой-то, оттуда вдоль ж/д полотна 1,5 километра по ходу электрички, и потом через пути – вуаля! Ориентир – одиноко торчащее высоченное дерево! Всё очень просто!... И мы все в силу тяжести нашего физического состояния, после бурной ночи в общежитии, смурно и смиренно шагали вдоль ж/д полотна и смотрели по сторонам.
        А по сторонам виднелась кипящая жизнь! Вдоль ж/д полотна был вырублен лес и осушены болотистые места на расстоянии так до 300-500 метров вглубь леса. По очищенным площадкам сновал народ, приводя свой дачный участок – очищенную от леса и болота площадку – в надлежащий порядок для будущей красивой жизни… И тут я решил проконтролировать ситуацию с нашим заблудшим товарищем армянского происхождения.
       - Эй, мужик!- Выкрикнул я, одному пожилому дядьке, который ковырялся на ровной земле.- Тут армянин наш должен проходить, отстал от нас. Скажете ему, что мы тут проходили? Он с ведром или с тазиком должен идти!
       - Ладно, хлопцы, обязательно скажу…- Обещающим тоном произнес дядька.
Парни воодушевленно покивали мне головой – правильно сделал! Соображаешь! И… все стали кричать всем людям и справа от ж/д полотна и слева.
       - Скажете армянину, что видели нас?! Вон туда мы пошли! Спасибо!... И скажите ему, чтобы поторопился!
       - Хорошо! Скажем!...- Дружно отвечал нам народ.
       Идушка нам сказала про ориентир ее участка - высокое дерево. Именно из-за него и нам следовало приехать на помощь к её сыну помочь свалить его! Да и сама наша специальность сподвигла на такое действие – дерево спилить и разделать его! Мы все учились в Ленинградской Лесотехнической академии на лесомеханическом отделении по специальности машины и механизмы лесной промышленности. И потому спилить, свалить дерево – да это наша специальность!
       Мы зашли на участок… Вся территория дачных участков была расчищена, и там, на поделённых участках сновали люди обустраивая его под будущую жизнь – рыли, копали, чистили от веток и прочего мусора. Но нашем участке высилась огроменное древо (честно говоря, я уже и не помню что это за порода была, хоть и учился в «деревяшке»), высотой так метров 18-20! Толщиной в полтора обхвата и возраст у этого дерева был не менее так лет триста! Этого гиганта строители, очищая участки от леса, не смогли свалить и оставили владельцу дачного участки. Но правила требовали убрать это дерево, чтобы оно не создавало опасности для жителей новых дачных участков.
       Мы стояли вокруг этой махины и с неподдельным восхищением с благоговейностью осматривали этого исполина. Сын Иды Исаевны проделал титанический труд – он выкопал огромную яму вокруг ствола древа, чтобы подкопать корневище. В диаметре эта яма была не менее трёх метров, и в глубину более двух метров! Но подрубить корневище не получилось – очень большой объём корневища! И потому было решено свалить дерево, и потом распилить его на чурки.
       У всех нас засосало под ложечкой, и я вспомнил репризу в цирке с Юрием Никулиным и с Карандашом , как они на съёмочной площадке таскали огромное бревно! Мы оглядели площадку – в принципе, хороший участок! Ровная площадка, заросшая мхом, но это ничего, это просто мох, а не кочки на земле! Щас кто-нибудь залезет наверх сосны, завяжет там верёвку, которую принёс сын Идушки. И мы всей толпой потянем эту верёвку, и свалим это дерево! Делов-то!...
       Народ решил, что «кто-нибудь», кто залезет на это гигантское дерево буду я! Как бывший десантник я должен иметь навыки в лазании по высотным объектам, бегать на дальние дистанции, нырять в глубокие водоемы и там биться с одним ножом против драконов там всяких и с прочими врагами жизни… Я глянул на высоту этой махины и обречённо согласился. То, что я вырос в степи, и там кроме саксаула – пустынного деревообразного кустарника не выше 3-х метровой высоты не растет, и от такой высоты этого исполина мне уже плохо – никого не убедило!
       - С самолета с парашютом прыгал? Это ведь три километра, даже пять! Ну и всё! Меньше? Чё тут такого дерево какое-то?- Уговаривали меня парни… - Но перед лазанием надо выпить! Это – старинный русский обычай – перед любым серьезным делом обязательно надо выпить! На, пей!
       Мне налили стакан водки (200 грамм!), я выдохнул и выпил залпом всю водку, отдышался и полез на дерево. Парни  дружелюбно похлопали меня по спине
       – Давай-давай, братан!- А я… Напрочь забыл, как надо по верёвке или с верёвкой залезать на дерево!
       Крутился, вертелся, и, плюнув на навыки десантника, стал лезть так, как получится. Но 200 грамм «Столичной» очень так серьёзно расползлись по моему некрепкому организму, и чем выше я лез, тем тоскливее мне становилось. И как это у русских так заведено, что обязательно надо выпить?! Тут же здоровья надо богатырского иметь!
       На довольно-таки приличной высоте я решил, что уже вполне достаточно, и стал обвязывать ствол сосны. На этой высоте ствол был уже в один обхват. Парни неодобрительно что-то там стали высказываться, мол, надо было ещё немного залезть, но я категорически отказался лезть выше – сами лезьте! А меня уже тошнит с такой высоты! Я слез, и оказалось, что я обвязал дерево чуть выше середины сосны – где-то так 10 метров!
       - Не, не повалим мы эту махину,- тоскливо произнес Витя Пальчиков! - Зря только водки тебе налили…
Он был самым старшим у нас, и я даже стал звать его так – Старый! Так эта кликуха и прилепилась за ним – Старый! Ну, мы были молодые, кроме Старого тут каждого обзывали по своему – одного стали звать Малыш, за его низкорослость. Но, несмотря на свою низкорослость, Саня был довольно  упитанным таким мужичком с крепкими мускулами. Меня кликали по разному – то ВДВ, за мою службу в этих войсках, то китаец, хотя я был корейцем. По всякому…
       Мы растянули верёвку на всю длину – не меньше 30 метров – и стали тянуть сосну, чтобы повалить её набок. Мы тащили и кряхтели изо всех сил, сосна стала гнуться, поддаваясь нашему напору, но кто-то споткнулся, и сосна выпрямилась, протащим всех нас по земле волоком! Мы всей толпой пропахали мох на площадке, и самый первый был весь во мху, как леший! Я уже и не помню, кто это был, но эта печальная ситуация, что мы не смогли повалить дерево, и от этого вида лешего нас всех развеселило! Все мы катались от ржачки по земле.
       На соседнем участке мужик - сосед - стоял и от души хохотал от этой картины. Сын Иды Исаевны – Андрей - полез в яму, и мы также полезли с ним, чтобы подкопать ещё корневище. Потом ещё раз потянули дерево, ещё раз оно протащило нас по земле, и снова мы пропахали борозду. Потом кто-высказался, что если так вокруг этого древа так пропахать, то потом ваще рожь можно посеять тут! И на очередной попытке громадина поддалась и рухнула наземь!
       Андрей вытащил бензопилу «Дружбу» и приступил пилить на бревна. Мы прикинули, что если он будет пилить их на чурки по два метра, то мы тут застрянем до вечера… Давай на три бревна пили, а мы их к дороге и унесем! По 5-6 метров три бревна! Ну и что, что тяжелые! Взяли и отнесли, делов-то… Андрей хмыкнул и принялся пилить огроменный ствол на три бревна.
       А армянина всё нет и нет! Куда этот Акоп запропастился?! Уже и есть охота… Мы с тоской смотрели на десять бутылок водки – выпить-то есть, но… больше вообще ничего нет! Ни попить, ни хлеба… Ни шашлыка! Мы с тоской смотрели на один огурец и одно яйцо варенное – это Андрей с нами поделился своим обедом. И ещё он нам дал стаканчик один пластиковый.
       - Ну, лады, братцы!- Высказал мысль Старый…- Сейчас тяжкая работка предстоит, надо выпить, чтобы заряд энергии был и вперёд! Делаем так – яйцо шелушим, выпиваем дозу водки и яйцом занюхиваем! Оно ведь одно, а один на восемь не делится…
       Кто-то почистил яйцо, разлили водку полстакана, ну и по желанию – кто первый? Второй?… Старый отмахнулся – я последний! И никто не почувствовал подвоха! Выпили, занюхали яйцом… Очередь доходит до Вити, он выпил водки и съел яйцо! Мы все аж задохнулись!
       - Старый! Ты чё наделал?!
       - А? Чё такое?!- Ааа… То яйцо… Так оно одно осталось, маааленькое такое, я его и пожалел! Я – как старший аксакал имею право такую жалость проявлять!
       - Так, огурец не давать Старому, а то он его снюхает в ноздри!- Скомандовал Малыш…
       - Ну, давай, ещё по маленькой и пошли бревно нести!- Скомандовал Витя, который Старый, ну… старший!
       Мы выпили, внимательно проследили, чтобы Старый не снюхал огурец, проявляя к нему жалость, и пошли нести бревно. Бревно выглядело угрожающе огромным! Ромка вытащил свой любимый калькулятор, и начал высчитывать объём бревна и массу, высчитывая сколько кг выходит на каждого. Ромка любил все считать… Вышло, что на каждого не меньше, чем по 100 кг… Мммдааа… Тяжеловато! Ну, там, плюс-минус… влажность там, кора ещё есть толстая… ну, 80 кг на нос! Всё-равно много!
       Витя с тоской смотрел на бревно и на нас всех – он был выше всех нас, а значит, основная нагрузка на его спину ляжет!
- Вас тама теперь двое – ты и маленькое яйцо! Оно тебе поможет – не переживай!- Съёрничал я…
       Ну… взялись! Охая, ахая и кряхтя от непомерного объёма бревна (ну, с метр где-то в диаметре! Может чуток меньше метра…) и огромной массы, мы таки взгромоздили бревно на плечи и, кряхтя и приговаривая дружно так: «Взялись! Раз-два, взяли! Ещё чуток – взяли!»… И шатаясь, встали! Вначале все стонали и проклинали это бревно: «Ну и тяжеленное, гадство такое! Ууух! Давай-давай, ребята тащи его! Куда пошёл?! Назад! Куда назад – направо надо! Нет налево!»…Так, кряхтя и матерясь, мы медленно пошли к дороге, до которой было метров 50 идти, и там сбросить надо было, у обочины. А дальше Андрей распилит на чурки и сам увезет уже их.
       Как вдруг бревно резко потяжелело! Ромка вдруг бросил бревно, выскочил из общего ряда, отбежал метров на десять в сторону, стал смотреть на нас и ржет от души!
       - Ребята! Давайте каждый отойдите сюда и посмотрите на нас – как гусеница гигантская, на ножки встала!- И прибежал, встал в строй.
И каждый из нас стал отбегать в сторону и смотреть на всех с бревном – интересно ведь! Тоже похохотать хочется! Картинка, конечно, была впечатляющей! Толстая гусеница на вытянутых ножках стояла и покачивалась, словно раздумывая, на какой бок ей улечься! В один момент отбежали из строя двое и посыпались из строя проклятья и ругательства! Потом один из двоих быстро вернулся в строй.
       Насмотревшись и нахохотавшись от вида гигантской гусеницы, мы продолжили свой путь, медленно передвигаясь по площадке. Как вдруг бревно резко потяжелело!
       - Ай, …мля! Чё это бревно так резко потяжелело? Какой мудак опять побежал ржать над нами что ли?
       - Это Малыш повис на бревне! Оступился, гад…- Объяснил кто-то.
       Малыш – малорослый Саня – не смотря на свой рост он был крепким парнем, и тягал гири нешуточно. И ещё он был очень честным и добросовестным товарищем! И потому он изо всех сил прикладывал свои физические способности, при переносе этого тяжеленного бревна! Но, учитывая свой малый рост – он был ростом что-то чуток выше 155 см, он шел предпоследним в строю и на вытянутых руках поддерживал бревно. И в какой-то момент, попал ногой в какую-то ямку, но сработал рефлекс спасения, при падении в бездну, и Саня подпрыгнул вверх и обхватил бревно! Пьяный же был, как и все мы! По пол бутылки водяры для храбрости приняли все. Вот ему и смерещилось, что его болотные кикиморы утянуть в болото мечтают прямо!...
       - Пацаны! Я падаю! Падаю!- Истошно стал орать Малыш!
       - Ай, гад, какой он тяжелый-то!
       - Ага, маленький, а тяжеленный!
       - Отпусти бревно, Малыш!
       - Падаю я! Падаю!- Продолжал истошно орать Саня.
       - Ниже земли не упадёшь! Отпусти бревно, гад!
       И Санька, сообразив, что он не спит, а наяву на тверди стоит и орёт над ямкой, глубиной в 15 см, и нет никаких кикимор тут, отпустил бревно. Бревно резко полегчало, и мы, кряхтя, потащили его к намеченной цели. Саня подхватил бревно, и оно стало ещё легче, и мы уже приноровившись, дотащили бревно к обочине дороги. Отдышавшись, мы пошли за вторым бревном. Оно оказалось намного легче первого, и мы его уже легко донесли до цели. А с третьим вообще чуть ли не бегом добежали до края дороги.
       А сосед упал на колени на соседнем участке, когда мы начали тащить первое бревно, и выглядели как гигантская гусеница на вытянутых ножках, медленно ступавшей по земле, нащупывая пальцами ног твердь. Он будто кланяться стал нам, то поднимал голову и глядел на нас, то сгибаясь, лицом упирался в землю, словно молитву совершал… А он ржал так, оказывается! Его лицо исказилось в гримасе, и, задыхаясь, и от нехватки воздуха в легких, он упал на бок!
       - Сдох он, что-ли?- Кто-то беззлобно заметил его конвульсии…
       - Он, гад, ржёт над нами так,- выговорил Старый, пыхтя впереди колонны.
       Мы закончили свою рабскую работу, и сидели синюшные от проделанной работы и от… голода!
       - Где этот армян ваш?- Спросил один из нас из другой группы.
       - Короче, Акопа ограбили за несметное сокровище – ведро шашлыка! Надо идти спасать его…- Мрачно проговорил Витя сакраментальную фразу.- Работу закончили, давайте водку допьем и домой! Дома шашлыка поедим…
       Мы шли вдоль ж/д полотна уставшие, пьяные и злые…
       - Ребята!- Вдруг мы услышали, как обратился к нам один мужик с дачного участка.
       - Что?- Незлобно ответил я.
       - Вас тут армян какой-то искал!
       Мы все встрепенулись!
       - А куда он пошёл?- С надеждой спросили мы мужика.
       - Ушёл он…- Ответил мужик.
       - Как ушёл? Куда ушёл? – Растерянно спросили мы.
       - Не знаю… Наверное домой пошёл. Не смог он вас найти тут. Бегал-бегал тут с ведром и ушёл.
       Чертыхнувшись, мы побрели дальше на станцию…
       - Эй! Вас тут армян какой-то искал! Долго тут бегал с ведром…- Прокричал нам уже другой мужик.
       - Да, знаем мы… Спасибо!
       - Вас тут армян какой-то с ведром искал!- Прокричал уже другой мужик…
       И понеслось со всех сторон:
       - Да, точно! Бегал тута искал вас…
       - Я тоже видел!...
       - Эээй! Я тоже видел армяна! Он…
       - Да пошли вы все тут!- Вдруг яростно проорали мы всему перекликающему народу.- Знаем уже всё мы!
       Нет, ну ведь все прекрасно слышат, что нам передал кто-то информацию! И чего всем надо орать тут то, что мы уже знаем?! Итак сил нет и настроения! Мы добрались до станции и без сил поехали в общежитие…
       А шашлык мы так и не поели в тот день! Акоп, устав искать нас, приехал в общагу и принёс в мою комнату ведро с шашлыком маринованным. А моя Светка с девчонками, решив, что мы будем весело проводить время допоздна на даче у Иды Исаевны, а целое ведро шашлыка пропадёт – жара ведь, а холодильника нет! И решили они, что надо срочно спасать ведро шашлыка, пожарили его весь и… раздали всем в общаге! Спасайте!
       Когда мы приехали в общагу, то при виде нас, нам все стали выражать благодарность, мол, спасибо, парни, классно всё было! Чё было-то?! И снова – спасибо, пацаны… Чё происходит?! И лишь придя в комнату, мы поняли, что окончательно остались на сегодня голодными! А все остальные были довольные!
Есть таки равновесие в жизни! Философия Инь и Янь неоспорима! Нас было восемь - злых и недовольных, а тут целая общага довольных нами! И ещё скажу, что всех этих приключений, как и остальных в моей жизни никогда бы и не было, если бы не вездесущая РУССКАЯ ВОДКА! Как она выручает в этом моменте – скрашивать скучную жизнь! Но только меру обязательно  надо знать!
 
       Всем всех благ, здоровья и друзей хороших!