Милютинский переулок. Монета 1778 года

Алла Жданова
Московский дворик...  Все началось с князя Гагарина. Когда увлеклась историей его рода, стала искать в Москве места, связанные с его именем и вообще с Гагариными- Рюриковичами. Таких адресов  нашла  немало- это и Пречистенка (Дом ученых), и Армянский переулок (Детский фонд имени Лиханова), и Кузнецкий мост (Петровский пассаж),  и Никитский бульвар (Дом журналистов) и Софийская набережная ( архив РГАНИ - новейшей истории), Тверская 6 (бывший ресторан Арагви)  и  другие...  И продолжаю находить!  Третьего издания моей книги не будет...  Но я уже  не могу остановиться - застряла в 19 веке и  теперь уже не выбраться, это точно.  Пришел интерес вообще  к старой - позапрошлых веков - Москве.  Ходим по Москве привычными маршрутами "по делам или так - погулять") и не обращаем внимание на здания, которые смотрят на нас глазами скульптурных барельефов. установленных на фасадах, фронтонах... и смотрят уже не один век!
    Теперь хожу по Москве, подняв голову, и ищу следы прошлых веков - и нахожу!
     А московские дворики! Зайдите в любой  из них   в центре Москвы - скоро не выберетесь... Вчера    была в Милютинском переулке (название мне совершенно незнакомо, хотя я много лет работала здесь рядом, на улице Кирова (теперь - Мясницкая). Но, оказывается, в мою бытность он назывался переулком Мархлевского - это название помню, конечно!   
   Прошла мимо католической церкви Людовика, мимо французского лицея ( на его открытие в 1997  году приезжал президент Франции Жак Ширак) , мимо монастырских келий .... Вдруг - невзрачный проход в невзрачный , на первый взгляд дворик - и здание неприметное.  Шлагбаум для машин и охранник.  "Можно?" - спрашиваю. "Можно даже фотографировать!" - был ответ. Дворик небольшой, какие-то офисы. кафешки...  Нагромождение строений, на которых тьма всяких труб... .Ну как обычно!  Тупик...Поворачиваю. чтобы идти на выход ..Ого! Какая стена здания! То есть с улицы - никакая, а со двора - старинный особняк, своды окон   в готическом стиле (потом уже узнала, что  владелец усадьбы принципиально  строился именно так - "спиной" к улице!). Охранник оказался разговорчивым -не меньше, чем я...
     Показал мне стену во дворе, где в тридцатые годы исполнялись приговоры НКВД о расстреле  (ему об этом рассказал старожил).
Милютинский... Ну кто такой Милютин?
Хотя мне и Мархлевский не знаком.
Какой-то большевик. Не слишком лютый.
Забавно все же быть большевиком:

Расстреливаешь, годы пролетают,
А если доживешь - наверняка
Тебя твои коллеги расстреляют.
Не доживешь - прославят на века.

Наделают иконы и иконки
Загадят ими город и страну.
А я иду вдоль старой телефонки
До Сретенки. А может быть, сверну.

Москва стоит чужая, неживая,
У бомжей и собак упадок сил.
Я новые названия не знаю,
А старые давно уже забыл.
       (Елесин)

   Охранник вообще оказался очень в теме, сам интересуется  стариной, историей... Рассказал, что у себя в Брянской области , копая свой участок, нашел старинную монету... И даже показал мне ее , для этого мне пришлось немного его подождать, пока он сходил   за ней в свой офис. Это оказалось пятикопеечной монетой 1778 года времен  Екатерины Второй! Тяжелая, потемневшая..  Сфотографировала монету  на его ладони... Придя домой, порылась в интернете - редчайшая медная монета! Оценивается - вот этого не понимаю! - от 3 тысяч рублей до 400 тысяч ?!) Не понимаю, как это может быть -такой разброс...Впрочем, у нумизматов  свой подход, для них  имеет значение даже самая малость. Дилетанту - не понять!
   Он же (охранник) посоветовал мне обратить внимание на дом напротив. Я бы и сама мимо не прошла - в окнах первого этажа  здания какие-то странные рисунки. Дом. в котором проживал художник Е.Е.Лансере и в котором и сейчас живут его потомки . Но это "уже другая история",, как говорит "следователь Томин"..