Не сломленные - 4

Андрей Грачев 2
Иван Дмитриевич Пидтыкан.

Самым результативным асом 41 года был, если считать личные и групповые победы, вовсе не Борис Феоктистович Сафонов, а Иван Дмитриевич Пидтыкан. Он одержал 22 победы. Конечно, по личным победам лидирует Сафонов, но вообще количество его побед - это тема для ряда дискуссий. Однако Сафонова знают практически все, кто хоть немного знаком с историей авиации, а Пидтыкан известен гораздо меньше. Мы попытаемся рассказать про него в нашей статье.

Ас этот начал Войну младшим лейтенантом, был простым лётчиком, служил в 195 иап, который в начале Войны вошёл в состав 7 ИАК ПВО, бившегося в небе Ленинграда. Летал будущий ас на и-16 и все победы одержал именно на этом самолёте.

Первую из них он одержал 1 августа в районе Вруда, заявил бф-109. Дело было так: Пидтыкан отправился на задание в паре с лётчиком Корниенко. Были встречены четыре бф-109. Трое из них продолжали идти своим курсом, а один решил атаковать Корниенко. Пидтыкан, быстро довернув и-16, дал очередь, после чего бф-109 ушёл в отвесное пике. Решено было, что пилот его сбил. На самом деле, видимо, немец просто спасался в глубоком пике, имитируя падение, так как по немецким документам победа аса не имеет подтверждения. В любом случае, Пидтыкан продемонстрировал в том бою быстроту реакции, что было очень важно в боях с немцами.

4 числа уже ведомым Коськова Пидтыкан вёл бой с тремя бф-109, причём это был классический бой на виражах. В ходе боя Коськов был ранен. Примечательно, что Пидтыкан на победу в том бою не претендовал, однако Коськов заявил, что видел падение одного бф-109, и победу эту записали пилотам, как парную. Увы, немецкие данные её не подтверждают.

10 августа у аса был большой день. В составе пары ему записали на счёт три победы. Две над бф-109 и одну над ю-88. Бои он вёл совместно с Харитоновым Василием Николаевичем. И действительно, на сей раз отмечена потеря одного бф-109 в указанном районе в ходе боя с советскими истребителями, принадлежал он 5 отряду JG54. Имеет подтверждение и ю-88, причём в прицел советских пилотов попал командир I группы KG77 хауптман Йоахим Пёттер. Его самолёт был тяжело поврежден в бою и разбился при вынужденной посадке. Советским асам с боем удалось пробиться к ведущему немецкой группы и сбить его, это была весьма колоритная победа.

23 августа в составе шестёрки ас атаковал четвёрку бф-110, в итоге был сбит один из "разрушителей", который раскидали на всю шестёрку. Советские пилоты в том бою сбили бф-110 из 1 отряда SKG210.

2 сентября пилот сбил до-215 в районе Колпино. Вообще у полка был большой день. Было сбито два бф-109, два дорнье и один бф-110. В указанном районе немцы потеряли один до-17, 8 отряд KG3, вместе с экипажем, и, судя по месту, сбил его как раз Пидтыкан.

5 сентября в районе станции Ивановское в составе пары ас заявил бф-109 совместно с Неуструевым Иваном Павловичем. Всего в том бою заявлено было целых три бф-109. По немецким данным, был сбит бф-109 из состава 5 отряда JG53, но, кроме того, в тот день был сильно поврежден под Ленинградом бф-109 из LG2, которая была прообразом штурмовой эскадры, и при посадке разбился. Вероятно, в том же самом бою. В любом случае, бой закончился уверенной победой советских пилотов на и-16 над немцами, которые пилотировали куда более совершенные самолёты.

10 числа ас оформил целых три победы - в паре заявил ю-88, а также как личные победы бф-109 и ю-87. Известно, что в указанном районе был сильно поврежден бф-109 из 6 отряда JG54, совершил вынужденную на брюхо. Также был сбит ю-87 из 3 отряда StG2 и ю-88 из разведчасти 4(F)/14. Впрочем, на эти победы есть и другие претенденты, а скорее всего, эти победы были коллективными, и несколько лётчиков претендовали на один и тот же самолёт. Такое встречалось нередко: кинопулеметов и раций на и-16 не было, обзор был ограничен, фиксировать результаты атак было сложно. Так что правильнее всего в данном случае сказать, что победы были совместными заслугами, и пилоты и-16 отработали на совесть, действительно нанеся немцам ощутимые потери. Ими ещё и в районе Красного Села был сбит один бф-109 из состава JG27.

11 числа ас заявил ещё три победы, но в целом день был для полка трагичный. Погиб опытнейший ас, комэск Пётр Петрович Абрамов, одержавший ещё в Китае 15 побед, и ещё 15 побед в ходе Войны. Вечером пятерка полка вылетела на отражение большого налёта вражеской авиации, и в ходе боя Абрамов был сбит и погиб. Сбил его пилот 5 отряда JG52 Вальдемар Земелка, знаменитый в будущем ас. Примечательно, что Пидтыкану первоначально в тот день побед над бф-109 не записали на счёт, произошло это позднее, и, судя по всему, в прицел аса попал в будущем очень сильный ас люфтваффе, а тогда ещё новичок - унтерофицер Фриц Тегтмайер из 2 отряда JG54, он был тяжело ранен в том бою. Также ас заявил ю-87 и бф-110. Хотя в тот день лётчики 7 ИАК заявили несколько ю-87, но немецкие данные потерь таких не признают, зато бф-110 имеет подтверждение, он принадлежал 4(F)/33, в бою погиб весь его экипаж.

Увы, немецкие данные не подтверждают и потерю Hs-126 14 числа, который в составе семёрки заявил Пидтыкан. Аналогично не подтверждается победа 26 сентября над ю-87. Пилоты полка заявили четыре победы над пикировщиками, но немцы не подтверждают ни одну.

7 октября ас заявил последнюю победу в составе 195 иап - заявил ю-88. Ас провел по самолету врага четыре атаки, и наконец ю-88 пошёл к земле и разбился. Увы, немецкие документы не подтверждают и эту победу аса. Вероятно, ю-88 просто снизился, уходя от атаки, но серьёзно не был поврежден.

Ас покинул свой полк и был переведён в 123 иап командиром звена. При этом, хотя полк летал на Яках, Пидтыкан предпочёл остаться пилотом и-16. 26 ноября на его счету появился ю-88. Впрочем, эта победа записана задним числом, по оперативным данным она не значится, да и немецкие данные её не подтверждают.

30 числа в составе тройки он подбил бф-109, который загорелся и ушёл с горящим мотором, падения его не видели. Причём в том вылете тройка и-16 Пидтыкана выдержала два боя: сначала с одним звеном бф-109, которые долго крутили с ними виражи, но позже стороны "разошлись краями", а затем уже сами атаковали трех бф-109, которые атаку проморгали, в ней был один бф-109 подбит. Самое интересное, что немецкие данные эти потери подтверждают, был подбит самолёт из 2 отряда JG54, при вынужденной он разбился.

1 декабря в районе мыса Зеленец ас заявил бф-109. Бой шёл так. В составе ведущего четверки Пидтыкан вылетел на отражение налёта врага. Он встретил группу ю-88 и бф-109, атаковал одного из ю-88, однако сам был атакован бф-109 с тылу. Трое остальных лётчиков, страхуя ведущего, завязали бой. Лётчик Гусев, отрываясь от врагов, которые зашли ему в хвост, оторвался от группы, ушёл на аэродром. Его ведущему Корниенко Георгию Георгиевичу, имевшему 5 побед на счету, менее повезло, он был сбит и погиб. Сам Пидтыкан всё же смог, улучив момент, атаковать сверху один из бф-109, и тот после его атаки перешёл в отвесное пике. Однозначно сказать, что это было - попытка спастись со стороны немецкого пилота, имитируя падение, или действительно падение, не мог никто, тем не менее позже на счету аса эта победа появилась. Хотя в целом бой был тяжёлый и не удачный.

К сожалению, немцы действительно не подтверждают эту победу, по их данным, потерь в том бою понесено не было, а сбил Корниенко командир III группы хауптманн  Райнхард Зайлер.

3 декабря ас одержал две последние победы в году и в карьере. Причём, по оперативным документам, бф-109 был только подбит, а атака по ю-88 и вовсе признана безрезультатной. Эти победы появились на счету аса задним числом. Немецкие данные тоже эти победы не подтверждают.

За свои успехи в 42 году ас получил Звание Героя Советского Союза, но, увы, 2 августа 1942 года он погиб в бою. Ас в 42 году продолжал летать на и-16, однако новых побед не одержал, всё же на и-16 к тому времени воевать стало затруднительно. Но ас не хотел менять привычный "ишачок" на более современный тип.

В тот день немцы предприняли ряд мощных авиаударов по позициям в районе Ленинграда. На отражение одного из них ушла пятёрка Пидтыкана. К ю-88 пробиться не удалось, так как истребители сопровождения не дали этого сделать, и ю-88 отбомбились, как отмечено в нашем же ЖБД 7 ИАК, успешно. Позже бф-109, выбрав момент, внезапно атаковали Пидтыкана, но его подстраховали ведомые. Увы, повторная атака в ходе того же вылета оказалась успешнее, ас был сбит и погиб. Сбил его командир 3 отряда JG54 хауптман Герхард Коалл. Тот самый ас, который однажды сбил Жидова. Это был очень опасный противник.

В целом, подводя итог, мы вынуждены признать, что далеко не все победы Пидтыкана имеют подтверждение. Более того: многие из них записаны вообще задним числом, и сам ас на них не особо претендовал. Ас порой видел, что атакованный им самолёт сильно дымил, снижался, уходил в пике, и честно говорил об этом. А дальше уже было дело штабников, подтверждать или нет. Это не была намеренная ложь, как у немецких асов, которые поставили в некоторых случаях накрутки на поток.

Но, тем не менее, я бы не рискнул поставить Пидтыкана в число наиболее успешных асов 41 года. Это был отличный лётчик, он грамотно вёл бои, был расторопен, смел, действовал стремительно, был отличный пилотажник, но сказать, что он выделялся на фоне других, я бы не решился. Это был просто очень хороший ас 41 года, но не один из самых лучших.

Иван Павлович Неуструев.

Ещё одним асом 195 иап был Неуструев Иван Павлович. Он был опытнее Пидтыкана, успел поучаствовать в Финской кампании, и начинал Войну командиром эскадрильи 19 иап. В августе он был отправлен в 195 иап. Позже был осуждён за "преступную халатность", снят с должности, однако продолжал воевать в составе полка, позже судимость за успехи в боях сняли. Он служил затем в 26 иап.

За 41 год ас одержал 16 побед. Из них 6 лично, остальные в составе пар и звеньев. Все на и-16. Первые две победы он одержал 31 июля, обе - в составе четверки. Сбил два бф-109. По отчётам, его звено атаковало группу бф-109 первым и начало обстреливать РС, в результате один бф-109 был сбит, из него выпрыгнул парашютист. Ещё один был подбит, уходил, теряя высоту, его догнал пилот Калистый и добил. Однако обе победы записали именно как групповые. По немецким данным, в указанном районе был в бою тяжело поврежден бф-109 из 2 отряда JG54 и на вынужденной разбился. В целом надо, конечно же, отметить хорошую атаку советских пилотов.

7 августа в составе тройки ас заявил ещё один бф-109. Бой этот подробно описан: в ходе боя звена и-16 со звеном бф-109 один из "мессеров", заложив крутой вираж, зашёл с тыла на и-16. Однако Неуструев со своим напарником, быстро развернув и-16, атаковал его в лоб, после чего "мессер" пошёл к земле, а советские асы, пикируя следом, обстреливали его, пока он не загорелся и не упал. Увы, по немецким данным, атакованный бф-109 всё же смог уйти, в списке потерь его нет. Очевидно, это был бой против 5 отряда JG54, лётчики которого Вольфганг Шпёте и Хуберт Мютерих, оба известные асы, без тени стеснения заявили по две победы по итогам боя. Очевидно, именно одного из этих асов гоняли советские пилоты.

10 августа в паре с Пидтыканом ас атаковал и сбил ю-88. Мы говорили, что в прицел советских асов попал командир I группы KG77 хауптман Йоахим Пёттер. На вынужденной посадке после боя его самолёт был разбит.

Сентябрь у аса выдался боевым. Он летал в о время, как штрафник, однако победы штамповал одну за другой. Он их наштамповал 12 штук.

2 сентября он открыл счёт победам. В паре с Пидтыканом он сбил бф-109, но, что интересно, победу записали Неуструеву как личную. Это был бф-109 из состава LG2, который был сильно поврежден и разбился при попытке вынужденной посадки.

5 сентября в паре с Пидтыканом ас снова отличился, и мы уже писали про эту победу, она имеет подтверждение и вообще бой был проведён очень успешно. Заметим, что Пидтыкан чаще всего летал в паре с Неуструевым и помогал ему одержать победы.

10 сентября в паре с Пидтыканом ас одержал три победы, из которых две позже стали у обоих лётчиков личными. Скорее всего, все эти победы надо считать именно одержанными в паре, и, как отмечалось, все три имеют подтверждение.

То же самое и с победами, заявленными 11 сентября. Два ю-87, заявленные в группе, не имеют подтверждения, зато бф-110, как мы отмечали, был сбит совместно с Пидтыканом, но был записан каждому, как личная победа, однако в реальности асы сбили на двоих один самолёт из 4(F)/33.

К сожалению, не найдено подтверждения победам аса от 14 сентября, когда он заявил ю-88 лично и в группе hs-126, а также заявленному в паре ю-87 26 сентября. Впрочем, вероятно ю-88, заявленный 14 сентября, был из состава KGr806, которая работала на северном участке фронта и потеряла в тот день при неизвестных обстоятельствах два экипажа.

Неуструев в итоге прошёл всю Войну, получил Звание Героя, одержал 25 побед, командовал 11 гиап, закончил войну уже в чине Гвардии подполковника. Начинал, напомним, лейтенантом. Вскоре после Войны, однако, он уволился из ВВС.

Если говорить про этого аса, то мы видим, что самый успешный период деятельности Пидтыкана был именно в то время, когда Пидтыкан летал в паре с Неуструевым. Без Неуструева успехи Пидтыкана фактически сошли на нет, если брать именно реальные успехи. Что до Неуструева, то это был действительно очень сильный ас, большинство его побед подтверждаются. Ас действовал в боях резко, напористо, захватывая инициативу, несмотря даже на то, что воевал на и-16, которые сильно уступали бф-109. И его действительно можно назвать выдающимся асом 41 года.

Пилютов Пётр Андреевич.

На момент начала Войны этому пилоту было 34 года - для истребителя это очень большой возраст. Но возраст не стал помехой карьере этого аса.

Начинал он как механик, потом был пилотом р-5, участвовал в боях на Хасане, потом и в Советско-финской, но побед не имел. Войну он начал комэском 154 иап. Вооружался полк "МиГами", про плюсы и минусы которых мы уже говорили. Минусов было больше, но лётчики 154 иап научились использовать их плюсы. И счёт Пилютова, который быстро освоил правильную тактику на этом самолёте, рос достаточно быстро.

4 июля он одержал первую победу. В районе аэродрома Торошковичи будущий ас обнаружил фв-189, который занимался разведкой. Пилютов атаковал его, но фв-189 отчаянно маневрировал, уходя от атак и поливая МиГ огнем из оборонительных пулемётов. Пилютов продолжал атаки. В итоге ас был ранен, его самолет получил ряд пробоин, но своего он добился: фв-189 был сбит.

Увы, по немецким данным, фв-189 все же ушёл, потеря такая не зафиксирована в тот день. Пилютов, несмотря на ранение, остался в строю. Вскоре он одержал вторую победу. 11 августа он вылетел на сопровождение СБ ведущим группы, СБ были атакованы вражескими бф-109. Лётчик не растерялся, выбрал самого настырного немца и атаковал его, тот был сбит, остальные из боя вышли.

Эта победа имеет точное подтверждение: в прицел Пилютова попал фельдфебель Герхард Байер из 8 отряда JG54, имевший на счету 4 победы. Он был подбит в бою, на вынужденной посадке разбился насмерть.

1 августа ас в районе Серебрянка заявил сбитым ещё один "хе-113". Почему-то он исключительно так называл бф-109. Сбит он был тоже в ходе атаки с крутого пике. Именно такой стиль, который для МиГа был самым подходящим, он себе усвоил. Бой был весьма похож на выше описанный: снова Пилютов сопровождал группу бомбардировщиков, их атаковали бф-109. Пилютов и Лукьянов Александр Михайлович атаковали ведущих с вертикали, и оба добились победы. Любопытно, что, по немецким данным, удалось сбить сразу двух асов из 7 отряда JG54. Сбит был командир отряда Гюнтер Шольц, ранен в бою, и знаменитый в будущем ас Макс-Хельмут Остерманн. На тот момент на счету Шольца была 21, а на счету Остерманна 22 победы.

12 августа ас снова сопровождал СБ и вынужден был спасать их от атак немецких истребителей сходным маневром. Любопытно, что подобный способ сопровождения бомбардировщиков был очень характерен для немцев. В данном случае он заявил очередной "хе-113", но, по немецким данным, на сей раз бф-109 из 1 отряда JG54 отделался повреждениями и благополучно сел на аэродроме.

Затем ас отличился 11 сентября. Он снова сопровождал бомбардировщики. Когда из атаковали бф-109, которые ас упорно звал хе-113, он с вертикали атаковал ведущего и сбил. И в очередной раз в прицел Пилютова попал не просто пилот, а сильный ас. Это был лейтенант Ханс Рихтер из 8 отряда JG27, имевший 22 победы на счету. Ас попытался сесть на вынужденную, но разбился насмерть.

В декабре полк был уже перевооружен на P-40 "Киттихоук". На таком самолёте ас выдержал сложнейший бой 17 декабря 42 года, в ходе которого в одиночку бился против нескольких бф-109, обороняя Ли-2. Ас вёл бой с умом, не пытаясь "перевиражить" немцев, а, прячась в облаках, выскакивая и нанося внезапные удары. Он смог сбить два бф-109, но под конец и сам был сбит и ранен.

По немецким данным, тяжело повреждены были два бф-109 из 1 отряда JG54, оба, тем не менее, дотянули до аэродрома. А сам ас был сбит унтерофицером Отто Дюркопом из того же отряда. Стоит отметить, что для Дюркопа это была всего вторая победа в карьере.

Ас одержал 7 побед за 41 год. Формально эти цифры не потрясают воображение. На самом деле, это лишь показывает, насколько сложно было сбивать немцев. В наших описаниях всё выглядит просто: удар с вертикали, атака велущего немца, победа. Казалось бы, чего не щёлкать немцев, как семечки? Увы, это не так. Враг был очень внимателен, осмотрителен, и большая часть таких атак заканчивалась ничем, так как немцы успевали среагировать. Тем выше мы должны ценить каждую победу, которую ас всё же смог одержать. Из семи побед только самая первая никак не подтверждается. В трех случаях атакованный самолёт получил серьёзные повреждения, в ещё трех был сбит. Стоит, впрочем, отметить, что ни разу не удалось сбить бф-109 так, чтобы он упал сразу, каждый раз подбитые пилоты совершали вынужденные, с разной степенью успеха. И это тоже говорит о том, насколько живучей была немецкая техника. Да и вооружение МиГа было мало эффективно в борьбе с бф-109.

Пилютов прошёл всю Войну, удостоен Звания Героя, одержал по её итогам 23 победы, хотя документально подтверждены только 15. Возможно, его счёт в 41 году был выше, чем официально известно. Он сначала командовал 29 гиап, позже работал в управлении 13 ВА. После Войны продолжал служить в ВВС, но, увы, в 60 году умер от рака...