Актриса Елена Драпеко

Александр Щербаков 5
Елена Драпеко если и появляется на экранах в последние годы, то лишь для того, чтобы обсудить политическую повестку. Известная актриса, прославившаяся благодаря роли Лизы Бричкиной в военной драме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…», на протяжении двух с лишним десятилетий остаётся депутатом Государственной думы.

К моменту выхода картины на экраны Елене Драпеко исполнилось 24 года, а сегодня она празднует свой 75-летний юбилей. Оглядываясь на пройденный путь, актриса признаётся: ей не в чем укорить себя. И единственное, чего ей не хватило в жизни, так это простого женского счастья.

Свой довольно жесткий характер и внутренний стержень будущая актриса обрела ещё в детстве. Её отец был кадровым военным, человеком, для которого слова «честь» и «совесть» были вовсе не пустым звуком. Под стать ему была и мама Елены Драпеко, женщина строго нрава и правильных устоев. Отец отдал армии всю свою жизнь, по долгу службы часто переезжал с места на место, а вместе с ним путешествовала и его семья, жена и дочь.

Родилась Елена Драпеко в Уральске Казахской ССР, росла в Уфе, а в подростковом уже возрасте оказалась в Ленинградской области. Поначалу семья жила в Павловске, а потом отца перевели в Пушкин. И вскоре после этого отец Елены Драпеко скончался. Ей тогда было всего 16 лет, она отчаянно переживала и не хотела мириться с утратой. Но она сумела взять себя в руки, ведь она хотела быть достойной памяти своего отца, а для этого надо было не только хорошо окончить школу, но и поступить в институт.

К этому времени Елена Драпеко уже определилась с будущей профессией. Она играла в народном театре, занималась танцами и посещала литературный кружок. В будущем она хотела заниматься творчеством, правда, её привлекала не только актёрская профессия, но и режиссура. Поэтому и поступила она после окончания школы на факультет режиссуры народных театров Ленинградского института культуры.

Но после нескольких семестров решила, что этого ей будет недостаточно, и отнесла документы в ЛГИТМиК, который окончила с красным дипломом. Её сразу же приняли в штат киностудии «Ленфильм», а вскоре на экраны вышел первый фильм с участием актрисы – «А зори здесь тихие…», которому было суждено стать культовым.

Для множества известных сегодня актёров, в том числе и для Елены Драпеко, военная драма Станислава Ростоцкого стала настоящей путёвкой в творческую жизнь. Молодую актрису стали узнавать на улицах, а от режиссёров поступало всё больше предложений. На экраны каждый год выходили по несколько фильмов с её участием. И пусть роли далеко не всегда были главными, каждый раз она играла вдохновенно, создавая запоминающиеся яркие образы. «Крах инженера Гарина», «Вечный зов», «Белая дорога», «Мужество» – это только крохотная часть фильмов, в которых снялась в начале своей карьеры Елена Драпеко. А роль Ольги Муровцевой в драме Владимира Шамшурина «Безотцовщина» принесла актрисе премию Ленинского комсомола.

В 1990-е актриса стала всё реже появляться на экранах. Не только потому, что настали сложные годы и отечественный кинематограф находился в то время в упадке. Тот период в жизни Елены Драпеко ознаменовался началом её политической карьеры. К тому же она занялась педагогической работой, разработала свой авторский курс, стала профессором и преподавала в университете риторику, методику ведения переговоров и теорию информационных войн. Затем 7 лет она была деканом факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. В профессии и в политике у актрисы всё складывалось успешно, а вот на личной жизни она в какой-то момент просто поставила крест, решив, что уже провела достаточно экспериментов в этой сфере.

В первый раз Елена Драпеко отправилась под венец по молодости и глупости. Только в те годы её можно было взять на «слабо» и заставить расписаться с давним поклонником на спор, в прямом смысле слова. Актриса очень не любит рассказывать о своём первом официальном браке, потому что он заставляет её вспомнить, какой глупой и бесшабашной она была в то время. Один раз она поспорила с друзьями о том, что ЗАГСы по вторниками работают только на выдачу свидетельств о смерти, и никакая сила не заставит сотрудников провести в этот день регистрацию брака.

В пылу дискуссии Елена Драпеко пообещала выйти замуж, если в этот день учреждение откроют. Друзья актрисы не только добились открытия ЗАГСа, но ещё и заставили актрису сдержать слово и поставить свою подпись в Книге регистрации актов гражданского состояния. Через 3 дня Елена Драпеко одумалась и побежала подавать заявление о разводе. Официально развестись она смогла лишь через полгода и навсегда усвоила урок о том, что нужно хорошенько подумать, прежде чем давать какие-то обещания.

Во второй раз актриса выходила замуж уже вполне осознанно и по большой любви. Её избранником стал актёр Олег Белов. Однажды они оказались вместе на гастролях, Елена Драпеко влюбилась и с присущей ей настойчивостью стала обращать на себя внимание Белова. Ему симпатия коллеги явно льстила, однако актёр надеялся закончить гастрольную интрижку и не переносить её в Питер. До этого он уже был женат и после развода вовсе не торопился снова обременять себя семейными узами. Но однажды Елена Драпеко заявилась к нему домой, и он сам готов был умолять её остаться, настолько она была соблазнительна.

Вскоре Олег Белов и Елена Драпеко стали мужем и женой. Актриса очень любила мужа, старалась исполнять все его желания. В семье родилась дочь Анастасия, казалось, все были счастливы. Позже Елена Драпеко признается: она даже представить себе не могла развода с супругом. У них на самом деле всё складывалось прекрасно. Единственное, что огорчало Елену Григорьевну в то время, так это ревность мужа. Он ревновал её к славе, потому что ему самому не удавалось долгое время добиться успеха, также он не терпел внимания к жене других мужчин.

Даже при том, что актриса видела все недостатки Олега Белова, она готова была с ними мириться, но откровенного предательства она простить ему так и не смогла. Тогда у Елены Драпеки очень болела мама, и она проводила рядом с ней каждую минуту, видя, как от онкологии угасает самый дорогой человек. А однажды за завтраком актриса получила повестку в суд, где должно было слушаться дело о разводе. Елена Драпеко опешила, ведь жили они с мужем вполне нормально, никаких предпосылок к расставанию не было.

И лишь в ответ на её недоуменный взгляд Олег Белов соизволил рассказать о том, что решил оформить фиктивный развод, дабы не упустить из рук квартиру умирающей мамы жены. Елена Драпеко к такому готова не была, ведь он даже не предупредил её ни о чём, не поставил в известность до того, как подал заявление.

Она согласилась на развод, вот только не фиктивный, а самый настоящий. Подписывая необходимые документы, она не могла сдержать слёз. Она ушла от мужа, забрав с собой только дочку и паспорт. Её жизнь после развода началась с чистого листа. Олег Белов с дочерью, которая носит фамилию матери, не общается вот уже много лет. Он винит в этом бывшую жену, но не испытывает при этом ни малейшего желания наладить отношения с дочерью. Он говорил об Анастасии Драпеко: «… неудавшаяся, мерзопакостная ветвь моя…»

Фамилию своего третьего мужа Елена Драпеко никогда не называла. Рассказывая о нём, актриса говорила, будто он из тех людей, кто не представляет себя вне управленческого аппарата. С третьим мужем она прожила несколько лет, а развелась по политическим мотивам. В те самые 1990-е, когда народ находился в растерянности и не понимал происходящего, актриса несколько раз резко высказалась о Борисе Ельцине.

После она в течение нескольких месяцев ждала того, что её арестуют. Именно в тот период она и предложила мужу расстаться, чтобы не портить ему карьеру. С третьим мужем актриса осталась в прекрасных отношениях, она знакома с его женой и дочерью. Но именно после расставания с ним она поняла: что с экспериментами в личной жизни пора завязывать, и решила больше никаких поползновений в сторону брака не делала.

Она поняла всё про себя в первую очередь. Елена Драпеко осознала, что крепкое плечо ей в этой жизни не нужно, она и сама способна устоять без посторонней помощи. А вот стоически выдерживать бури и невзгоды с дополнительным грузом, когда мужчина сам старается на неё опереться, уже гораздо сложнее. Впрочем, она не скрывает: в своей неудавшейся личной жизни виновата она сама. Сначала она жалеет мужчин, гладит по голове и поддерживает, а потом, когда они привыкают к такому отношению, сама же их и выгоняет.

Кинодебютом Елены Драпеко стал фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…», благодаря которому прославились все актрисы, сыгравшие в нём главные роли. И судьбы их после выхода картины на экраны складывались по-разному.

Роль Лизы Бричкиной принесла артистке громкую славу и признание. Девушка с русой косой, с крепко скроенной фигурой (рост – 170 см, вес – 65 кг) обладала светлым и спокойным характером, при этом в Лизе чувствовался внутренний стержень.

Актриса сумела передать характер настоящей русской женщины, поэтому гибель героини Драпеко воспринималась так трагично. Эту сцену снимали 12 дублей. Исполнительнице приходилось нырять в настоящее ледяное болото — это съемочное время оплачивалось по двойной ставке, как трюк. После каждого погружения приходилось греться, растираясь водкой, — для этих целей был выписан целый ящик. Но, как призналась Елена в интервью, ей досталось всего полстакана.

В последующие годы артистка снималась регулярно. Каждый год выходило по 3-4 фильма, в которых Елена принимала участие. Она появилась в картинах «Меченый атом», «Круг», «Вечный зов», «Свой парень», «Старые друзья». Но все эти роли были небольшими или совсем эпизодическими.
Главная роль досталась актрисе в 1976 году. Она сыграла Ольгу Муромцеву в мелодраме «Безотцовщина», снятой Владимиром Шамшуром по рассказу Антона Павловича Чехова.

В 1980-м успехи Драпеко в кинокарьере получили подтверждение на государственном уровне: Елена удостоилась звания заслуженной артистки РСФСР.

Наиболее яркими проектами в фильмографии актрисы, полюбившимися телезрителям Советского Союза в 1980-х, оказались картины «Полынь — трава горькая» и «Одиноким предоставляется общежитие». В последней мелодраме, вышедшей на экраны в 1983 году, Елене Григорьевне досталась роль Нины, чьи непростые отношения с героем Фрунзика Мкртычана улаживала Вера Голубева (Наталья Гундарева).

Пожалуй, это была последняя звездная роль в кинематографической биографии Драпеко. В 90-х, оказавшихся тяжелым периодом для жизни страны и кинематографа, актриса снималась мало. В этот период она увлеклась общественной деятельностью и начала делать карьеру на политическом фронте.

Из фильмов 2000-х годов, где появилась Елена Григорьевна, самыми яркими можно назвать криминальные сериалы «Бандитский Петербург», где актриса воплотила прокурора Марию Сергеевну Плоткину, и «Сонька — Золотая Ручка».

Елена Драпеко: — Я всегда говорю: не столько я сыграла Лизу Бричкину, сколько она меня сформировала. Поначалу Станислав Ростоцкий, режиссёр картины «А зори здесь тихие...», снимал меня с роли. У Васильева в произведении было написано: румяная деревенская деваха, кровь с молоком, решительная. А я была бледная, худенькая и прозрачная девочка из интеллигентной ленинградской семьи. Играла на скрипочке, походка — в третьей позиции, как обучали в балетных кружках. Ростоцкий начал меня отодвигать на задние ряды, в массовку. Стал искать другую актрису. Пересмотрели всех. Но никто не соответствовал образу. В итоге жена сказала Ростоцкому: «Если ты режиссёр, то у тебя и швабра заиграет. А внешность у Драпеко такая, что за неё надо отдельные деньги платить». И тогда режиссёр стал со мной работать как с актрисой. Мне поменяли грим, «сделали» вологодские скулы, веснушки, выработали походку, пластику, говор. И примерно через месяц я стала походить на то, что потом увидел зритель.

Судьба у картины звёздная, она объехала весь мир. Мы, героини, кстати, не получили за этот фильм ничего. Все призы достались только старшине Васькову.

Тем не менее «Зори...» были яркой путёвкой в жизнь. Меня сразу стали приглашать сниматься, но в основном в фильмах, где надо было копировать Лизу Бричкину. Доярки, свинарки, лесорубы — все эти сценарии попадали ко мне. Ну а мне хотелось попробовать себя в другом амплуа. И попробовала!

Иногда на творческих встречах меня называют Верой: я снималась в сериале «Вечный зов» и сыграла там легкомысленную секретаршу. Многим эта роль тоже полюбилась.

— Только хотела вас спросить про этот фильм.
— «Вечный зов» снимали долго — почти 10 лет — замечательные режиссёры, просто фантастический дуэт Валерий Усков и Владимир Краснопольскии;. А артисты там какие! Я сама себе завидую, что с ними рядом работала. Старая гвардия: Капелян Ефим Захарыч — Ефим Закадрыч его звали у нас, Семина Тамара, вечная моя мать. В «Вечном зове» она играла Анфису, а я её дочку, Верку, и в «Безотцовщине» параллельно работали, в другом фильме, тоже в такой же паре — она мать, а я дочь. В «Вечном зове» 30 персонажей, и все потрясающие. Вадим Спиридонов — какой он фантастический Федор в фильме! А Андрей Мартынов, старшина из фильма «А зори здесь тихие...», там он так сыграл Кирьяна Инютина, просто потрясающе. Совершенно другой характер, сам на себя не похож.

Я считаю, что «Вечный зов» — один из наших лучших сериалов, это вообще один из первых сериалов российских, очень качественно снят. И политически очень правильный фильм, патриотический, и в художественном смысле очень здорово всё там.

— А что осталось за кадром «Вечного зова»?
— Когда шли съёмки картины «Вечный зов», меня поселили в гостиницу «Мосфильма», где расплодились комары, которые меня буквально сожрали. В соседнем со мной номере жила Пенкина, артистка, которая в тот момент играла в «Хождении по мукам» красотку. Чтобы уснуть, она спала под душем — вода лилась, и комары не могли пролететь к ней. Это был ужас. У меня лицо опухло так, что мы на 4 дня отменили съёмки. Потом, слава богу, нас оттуда переселили в другую гостиницу. Я там пришла в себя, меня чем-то мазали, чтобы хоть как-то привести в порядок лицо.

— Вашему сердцу актрисы наверняка дороги и другие картины?
— Есть ещё одна любимая мной и народом картина — «Одиноким предоставляется общежитие». Это любимое кино всего СНГ. Я по этому поводу регулярно даю интервью армянскому телевидению. Там моего мужа играл Фрунзик Мкртчян — помните? А я — Ниночка-блондиночка. Которую «возвращает» муж, так как она не умеет готовить.
Я вообще хоть и питерская, на «Мосфильме» снималась много и с удовольствием. Но вот в картине «Безотцовщина» — это одна из первых российских, советских мелодрам была — отказывалась сниматься.

— Чем был вызван отказ?
— Сопли в сахаре, мне показалось. Такой сценарий банальный — он, она, ребёнок, он её бросил, потом вернулся, прости меня, а я — не прощу! Такая мутотень зелёная. После моего отказа меня вызвал Николай Трофимович Сизов, директор киностудии, и сказал: «Значит так, Драпеко, либо ты снимаешься в этой картине, либо ты больше у меня на киностудии не снимаешься вообще!»

— Почти шантаж.
— Да. Куда деваться? Я сказала: «Ладно, Николай Трофимович, из любви к "Мосфильму" и лично к вам».
Прихожу в съёмочную группу — там сидит режиссёр Владимир Шамшурин мрачнее тучи. На меня не глядит, в мою сторону даже не смотрит и со мной не разговаривает. Оказывается, он хотел снимать другую актрису! А его вызвал Сизов и сказал: «Значит, так. Эта артистка, которую ты хочешь снимать, нам не подходит, будешь снимать Драпеко. А если не хочешь с Драпеко работать, вообще кино снимать не будешь». Представляете? Сизову надо было, чтобы кассовое кино получилось. Он, как продюсер, определил, что в этом фильме должна быть я.
И вот я пришла на съёмки — можете представить мой ужас, когда я понимаю, что режиссёр меня не хочет снимать, и я не хочу играть. А партнёром моим был очаровательный Левка Прыгунов — чудный совершенно, прелестный человек, он играл главную роль со мной — мужа, который меня бросил.
Первый съёмочный день. Мы снимаем финал фильма. Стою я, смотрю в окно на этого самого Прыгунова ненавидящим взглядом. Говорю режиссёру: «Что вы хотите, чтобы я сыграла здесь?» Он отвечает: «Сыграйте слом максимализма». Так, сказала я себе — играем слом максимализма.

— Даже звучит смешно. Как такое играть?
— Именно! Я в шоке была. Но Лёвка мне говорил: «Да успокойся ты, все перемелется». И действительно, где-то через месяц, когда пришёл отснятый материал, мы одну сцену сыграли, другую — режиссёр помягчел. И вот так потихонечку притерлись друг к другу и потом даже полюбили друг друга. Я у этого режиссёра снималась уже в следующем его фильме. Вместе с ним мы получили премию Ленинского комсомола за «Безотцовщину» и за второй фильм — «А у нас была тишина». Там Володя Шамшурин снимал любимых им актёров. Представляете, такая судьба кинематографическая: свели нас с ним, поженили без любви, а мы притёрлись. И кино получилось забавное, его посмотрело сразу 50 миллионов зрителей, чуть кинотеатры не сломали граждане, так они хотели видеть эту мелодраму. Успех был сумасшедший, до сих пор его крутят и крутят по телевидению. Всё это — благодаря директору киностудии. Великий Николай Трофимович Сизов, бывший генерал милиции, который «Черную кошку» ловил и про это книжку написал.
Я застала лучшие времена «Мосфильма». Хотя бы потому, что в то время там снимал Тарковский. Я присутствовала в кабинете директора киностудии Сизова, когда он говорил одному режиссёру: «"Мосфильм" может потянуть одного Тарковского, двух Тарковских "Мосфильм" не потянет!»
Дело в том, что был такой режиссёр Хамдамов, который снимал «Рабу любви». Снимал-снимал, снимал-снимал, а конца не видно. И потом «Рабу» отдали Никите Михалкову, и Никита доделывал это кино. А Хамдамову объяснили, что второго Тарковского «Мосфильм» не потянет. Дело в том, что Тарковский очень долго не мог выйти из съёмочного периода очень дорогого. Потому что кино — это ещё и производство. Это мощности, люди, деньги, техника — очень дорогое удовольствие. Которое, на самом деле, могут себе позволить немногие стран
-   Вы в итоге питерская? Или москвичка уже?
— Тут уже и не разберёшься. Дело в том, что директор киностудии меня уговаривал: «Сейчас мы дом строим, я тебе квартиру дам. Приезжай к нам работать на "Мосфильм", всё равно ты у нас всё время снимаешься». А я так люблю Питер... И вроде бы согласилась уже, а потом приехала в Петербург, вышла на стрелку Васильевского острова и заплакала. Хотя Москву я тоже полюбила, но до сих пор живу здесь в служебной квартире, как депутат Госдумы. Я каждый раз думаю о ремонте, но в итоге её не благоустраиваю. Думаю, ну, ёлки зелёные, кончится моя работа здесь, и я уеду назад в Питер. И вот уже, считай, четверть века в Москве живу.

— Не могу не спросить вас о злободневном, о дне сегодняшнем, о наболевшем — сбежавших актёрах, кроющих Россию. Что скажете о поведении Максима Галкина*, который на недавнем концерте в Варшаве спел песню на украинском языке. До этого комик собирал деньги в помощь Украине на фестивале Лаймы Вайкуле в Юрмале, а в своих обращениях в соцсетях постоянно он подчеркивает, что «помогает украинскому народу».
— Как я могу к этому относиться? Разве тут может быть два мнения? Галкин — предатель! К нему в России однозначно все относятся именно так. А вот в Варшаве он по глупости спел на украинском. Поляки не любят украинцев. А уж тем более сейчас. Я считаю, что такого предателя, как Галкин, даже не стоит комментировать. Он этого не заслуживает.

— Сейчас много в Сети говорят про отъезд Аллы Пугачёвой и Максима Галкина на Кипр после того, как началось обострение палестино-израильского конфликта. До этого Примадонна с детьми и мужем уехала из РФ в Израиль, когда Россия начала спецоперацию на Украине...
— Когда Земля Обетованная тоже загорелась, снова побежали! Очередную родину искать. Да чего о них говорить. Вы лучше расскажите про достойных артистов. Я езжу в зону СВО и вижу, что их там море! Выступают для наших бойцов, поддерживают страну. А Пугачёва с Галкиным, и слава богу, что уехали от нас, очистили нашу землю. Они нам не нужны такие.

— Также сейчас обсуждается возвращение сбежавших актёров, которые возвращаются в РФ на заработки.
— Я это воспринимаю крайне негативно. Если человек сбежал с началом СВО, значит, он против России. Я в отношении всех, кто против России, занимаю однозначную позицию: эти люди должны сидеть либо в тюрьме, вернувшись в РФ, либо не нужно их сюда вообще пускать. Что же касается съёмок сбежавших, то нужно вызвать продюсеров сериала и намылить им шею. Чтоб неповадно было! А то они нам всех сейчас привезут. Понимаете, эта буря с побегом актёров, которая после СВО пронеслась по России, она очистила нашу страну от нечисти. Мы таких, как Бурковский, Ургант и иже с ними, и не помним уже, какие они артисты.

— И последний вопрос — про юбилей. Как себя ощущаете?
— Мне часто говорят, что я не выгляжу на свои годы. Наверное, потому, что я не зацикливаюсь на паспортном возрасте, просто об этом не думаю. Если бы я думала о годах и вслушивалась внутрь себя, у меня бы тут же болезни нашлись. А когда ты своих годов не замечаешь — болеть некогда, не хочется. Болезни от тебя отстают сами, отвязываются. Как говорила моя мама: «Несчастья любят несчастных, а болезни любят больных»
.
Я не позволяю себе раскисать. Когда мне очень плохо, я начинаю делать что-нибудь. Когда уже совсем тяжело, начинаю учить иностранный язык — выучить я его не выучу, но это на самом деле отвлекает от проблем.
Другой пример. В кино у нас сложная ситуация была в 1980-е годы, зарабатывали мы не очень. Света Крючкова мне недавно говорит: «Ты не знаешь, Драпеко, за что я тебя люблю?» — «Конечно, не знаю». — «Много лет назад, когда у меня умер муж — оператор, ты единственная из направления Союза кинематографистов выступала за то, чтобы дать мне стипендию на ребёнка. И добилась того, что мне её дали». Я давным-давно это забыла. А она помнит. И созналась в этом буквально на моём прошлом юбилее, на 70-летии.

Вот такая она, Елена Драпеко. Которую воспитала её героиня Лиза Бричкина.