20. 6 Что такое мистика?

Лариса Болотова
 «Что  же такое мистика?

Возвращаясь к терминологии, установленной в предыдущих главах, мы можем сказать, что это есть, познание расширенным сознанием.

… научная психология не признавала реальности мистического опыта, и считала все мистические состояния патологическими, болезненными состояниями обычного сознания. Очень многие психологи-позитивисты и теперь держатся этого взгляда, смешивая в одну общую массу реальные мистические состояния и псевдо-мистические извращения обычного сознания.

Это, конечно, не может способствовать правильному пониманию вопросов. Поэтому, прежде чем идти дальше, мы должны установить, каким образом мы выделим реальные мистические состояния.

Профессор Джемс даёт некоторые критерии для распознавания мистических состояний: невыразимость в словах, интуитивность, непроизвольность и т.п., но он сам же указывает, что все эти признаки принадлежат простым эмоциональным состояниям. И он не определяет точно, чем отличаются мистические состояния от эмоциональных, к которым они действительно близки по своему характеру.

Рассматривая мистические состояния, как познание расширенным сознанием, мы можем дать совершенно точные критерии для их распознавания и выделения из массы остального психического опыта.

1 Мистические состояния дают познание, которого не может дать ничто другое.


2 Мистические состояния  дают познание ноуменального мира со всеми его признаками.

3 Мистические состояния людей разных веков и разных народов обнаруживают поразительное сходство, а иногда полную тождественность.

4 Результаты мистического опыта совершенно нелогичны с нашей точки зрения. Они мета-логичны. То есть к ним вполне применим  Tertium organum, который и является ключом к мистическому опыту.

Последний особенно важен – нелогичность данных мистического опыта заставляла науку отвергать их. Теперь мы установили, что нелогичность с нашей точки зрения есть необходимое условие потустороннего или ноуменального мира. Это не значит, что всё, что не логично,  принадлежит к тому миру, но, безусловно, значит, что всё, что принадлежит к тому миру, нелогично с нашей точки зрения.

Мы установили, что с нашей логикой проникнуть туда нельзя и установили возможность нового орудия мысли, позволяющего ей проникать в области, бывшие раньше не доступными.

Сознание необходимости такого орудия мысли, несомненно, существовало очень давно , потому что, что представляет собой в сущности формула Tat tvam asi (Ты есть То), как не аксиому трансцедентальной логики.

Ты есть То значит: Ты есть и ты и не ты, и соответствует мета-логической формуле А есть и А и не А.

Если мы посмотрим с этой точки зрения на древние писания, то поймём, что они искали новой логики, и не удовлетворялись логикой вещей феноменального мира; и нам многое станет понятно. Прежде всего, станет понятна та кажущаяся нелогичность древних философских систем, как будто строивших себе идеальный мир вместо существующего. Именно в этих построениях идеального мира и кроются очень часто системы высшей логики».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 198).