Музыка. Музыка... Внукам. Воспоминания

Варвара Оленина
Услышав арию Вертера из оперы Массне, вдруг вспомнились эпизоды моей юности, связанные с музыкой.
Пианино мой отец купил еще при жизни семьи в Германии после окончания Великой Отечественной войны 1941-45 годов.. Но к учительнице музыки ходила заниматься только моя старшая сестра. Однако, ей быстро наскучили эти занятия, так как пальцы не слушались и щелканье по ним, тыканье в них нетерпеливою преподавательницей угнетало и раздражало еще более. Занятия прекратились, тем более, что вот танцевать в балетном классе она действительно любила, однако это было в Потсдаме, а здесь, в Бабельсберге, куда переехали, балетной школы не было. Из музыкальных моментов того времени вспоминаю только выступление «Дважды Краснознаменного имени А.В.Александрова ансамблЯ песни и пляски Советской Армии» на  летней эстраде в 1949 году в Бабельсберге и неоднократное пение моего дорогого двадцатилетнего брата отца, дяди Пети ставших любимыми песен «Эх дороги» и «Одинокая гармонь».
Однако, через год мы выехали в Россию, где в подмосковном селе Мазилове снимали комнату, пока не построили собственный дом. О занятиях музыкой здесь и не слыхивали. Пианино даже не настраивали. Музыку я слушала по радио, благо был привезён приёмник, где можно было искать разные программы. Я слушала и арии из опер, и романсы, и концерты, всё, что удавалось поймать на какой-то волне. Любила и военные песни (патефон у нас был и много пластинок), и шансон, и Козин, Лещенко, откуда-то появляющиеся у нас записи на ребрах. К дяде Пете специально ходила слушать итальянских певцов, коллекцию собирал друг дяди, живший вместе с ним в одном общежитии.
Поступив в институт, вечерами   по купленному абонементу ходила на музыкальные лекции о русских композиторах-классиках, а по радио дома слушала  и Элвиса Пресли. Наконец, переехали в московскую квартиру, в пятиэтажку, которыми застроили наше поле от деревни Мазилово до поселка Кастанаева, (ныне у метро «Филёвский парк») и деревенская улица «Главная» стала «Кастанаевской». Поступила я и в школу бальных и современных танцев в широко известном Дворце Культуры им. Горбунова на Филях, с прекрасным просторным залом с колоннами и галереей второго яруса.  Год с упоением танцевала под руководством, как тогда говорили, бывшего артиста балета Большого театра, Давида Оскаровича. Фамилии не помню, да и знала ли? Незабываемы и вальсы, и танго, и фокстроты, и румба, и полонез, мазурка, падеграс, и некоторые народные, экзотические, но тоже любимые танцы такие, как эстонский, венгерский или испанский. Но вот поискала и нашла в интернете некие сведения:
 Шлифер Д.О. Современный танец: Руководство к изучению / Д. О. Шлифер. - Москва : Центр. дом медработников, 1937. - 158 с. : ил..  Цена: 35000 руб. В момент выхода книги автор преподавал бальный танец в Академии у Тухачевского. В свете известных событий 37 года тираж книги был уничтожен. Видимо, сохранилось менее 5-ти экз.
  Об этом времени занятий в школе танцев мой рассказ «Бал». Помню, что один из наших сотрудников, уже на самолетостроительной фирме «МиГ», рассказывал, что тоже посещал танцевальный кружок в своей школе, где преподавал всё тот же   Давид Оскарович.
В школе танцев познакомилась с Людмилой Бушиной, мы подружились, так как в увлечениях было много общего. Вместе бродили по переулкам Москвы, ходили в театры, особенно выделяя Большой и Вахтангова. В Большом слушали Лемешева, он пел Ленского в «Онегине», в театр попали даже без билетов, так как перепутали, взяв дома случайно из вазочки билеты в театр Юного зрителя, но помнили свои места, заранее изучив их по книжечке со схемами залов театров с указанием мест, и дождавшись заполнения зала, нас впустили на свои же места.  Мы переписывались, даже живя рядом, так как не хватало времени для общения, бывали очень часто друг у друга в квартирах и ездили  вместе на дачи, к моим родителям в Валентиновку, к ее семье на несколько дней в какую-то деревню между станциями Калистово и Абрамцево, ходили в поход с ее отцом через  Марфино в Тишково с ночевкой в стогу сена… Так вот на одном из дней рождения в семье Бушиных я впервые услышала романсы Вертинского в исполнении гостя под именем Иван Иванович (фамилии не помню), друга Петра Алексеевича, отца семейства Бушиных, с которым друзья еще в молодые свои годы вместе проводили время, бывали в ресторане Яр, слушая цыган. Он, тогда казалось, удивительно пел, подражая Вертинскому и аккомпанируя себе на пианино. Всегда на все торжества семьи он был в числе приглашенных. Однажды мы решили, что хотим серьезно заняться музыкой и пригласили совсем молодого преподавателя фортепиано, Эльвиру Терновскую, заниматься в двух семьях, у сестер Бушиных и у нас, со мною и моей младшей сестрой, Татьяной. Плата была недорогою, но уроки длились всего два или три месяца. Татьяна ленилась, а мы учились ещё и в ВУЗах, не получилось серьёзного обучения. Но играли какие-то пьесы, помню, что младшая Елена выучила «к Элизе» Бетховена, старшая, Люся, к сожалению, не помню, что играла, а я выучила, еле разбираясь в нотах, «Романс Полины» из «Пиковой дамы», «Элегию» Массне, какой-то фокстрот Цфасмана и что-то Дж.Гершвина. Ещё играла какой-то простенький самостийный вальс, плавно переходящий в цыганочку. Возможно, начинала учить «Полонез» Огинского, вот, пожалуй, и всё, не считая общедоступного «Собачьего вальса».
 В институте МАИ были и театральная студия, и академический хор, я выбирала, чем заняться. Но так как почти все в группе пели, когда был любой сбор на отдыхе по случаю, то примкнула к Хору. Хор был признан академическим, руководил им Харьков Александр Александрович, хор пел не только на концертах МАИ, но выезжал с выступлениями в другие клубы, помню -  МГУ. Хотя трое из нашей группы были в джазовом ансамбле, пианист, гитарист и скрипач и контрабасист по совместительству. Но гитарист позже тоже пришел петь в хоровой ансамбль, выделившийся из хорового коллектива. А в клубе МАИ выступали на вечерах и Рихтер, и Таривердиев, и Вишневская…
 Жизнь долгая, музыка сопровождала всюду. Концерты в консерватории, в Гнесинке, в зале Чайковского, спектакли в Большом и музыкальном театре Станиславского, во Дворце съездов, гастроли Имы Сумак, хореографической группы Якобсона, венгерского, американского  и ленинградского балетов, посчастливилось даже слушать певцов театра Ла Скала, а бывая в Крыму, в Киеве и других городах тоже удавалось выбрать время для посещения театра или концертного зала. А рядом домашние: супруг - гитарист и дочь, выпускница музыкальной школы им. Дунаевского, а ныне и внуки, поют, музицируют. Музыка, музыка, музыка…

ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЗ ИНТЕРНЕТА ---
Терновская Эльвира Борисовна
Дата рождения: 01.01.1940
Терновская Эльвира Борисовна. Выпускник отделения АМУМГК им. Чайковского: фортепианное. Годы обучения в АМУМГК им. Чайковского: 1957 - 1952. ... "Мерзляковка приглашает друзей" - 2019. VIII Открытый всероссийский конкурс молодых исполнителей фортепианной музыки «Мерзляковка приглашает друзей» - 2019. 24 ноября – 30 ноября 2019 г., г. Москва. «Мерзляковка приглашает друзей» - 2019 Открытый конкурс оркестрового исполнительства «На лучшее исполнение партии духового инструмента в составе оркестра»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИЗДАТЕ ЛЬСТВО
Москва 1950. 
         
                Романс Полины из оперы «Пиковая дама» Стр. 21
                Элегия Массне – Стр 98
                М.Огинский Полонез Стр.113
                Содержание Стр 150-152
_____________________________________________
Ноты для фортепиано композитора
Александра Цфасмана
Цфасман А. Эстрадно-концертные пьесы для фортепиано
Цфасман А. Шесть современных бытовых танца
для фортепиано.
Фокстротов много, надо проигрывать, но вот есть: Из  Гершвина фантазия, может её играла
Цфасман А. Фантазия на тему Дж. Гершвина Любимый мой, обр. для 2-х ф-но Г. Пыстина
 

Описание:
Шлифер Д.О. Современный танец : Руководство к изучению / Д. О. Шлифер. - Москва : Центр. дом медработников, 1937. - 158 с. : ил. ; 22 см
Вы выбрали купить:
Шлифер Д.О. Современный танец. Руководство к изучению. М. Издание Центрального дома медработников 1937г. 158 с., илл. бумажный, картонный дополнительный кустарный переплет, обычный формат.
(Читайте описание продавца BS - Kottikhon, Москва.) Цена: 35000 руб.
В момент выхода книги автор преподавал бальный танец в Академии у Тухачевского. В свете известных событий 37 г. тираж книги был уничтожен. Видимо, сохранилось менее 5-ти экз.
Состояние: отличное, авторская печать