Завещанное мне

Нил Крас
 
"Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил…"

   Кто не слышал, не читал, не помнит эти слова монаха-летописца Пимена (сцена "Ночь. Келья в Чудовом монастыре")  из драмы «Борис Годунов» (1825 г.) великого Александра Сергеевича Пушкина? Величавый белых стих (без рифмы), навсегда остающиеся в памяти пропустившего через себя эти слова'!
   Не случайно, "Именно после завершения работы над «Борисом Годуновым» Пушкин писал Петру Вяземскому около 7 ноября 1825 года, из Михайловского в Москву: «Трагедия моя кончена; я перечёл её вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!»" (ВикипедиЯ).

   Во вспомянутой цитате из монолога отца Пимена есть два сло'ва, которые оказались для меня - с самого начала сотворения моих мемуаров и публицистических статей - основополагающими: «долг, завещанный ...».

   И хотя во мне нет почти ничего от Пимена, и завещал мне, безбожнику, не Бог, предназначалось мне, как и отцу Пимену, то же самое: как очевидцу, непосредственному свидетелю правдиво рассказать о минувших событиях, оценить их, так сказать, с точки зрения собственного жизненного опыта. И обсудить не только их, но и им предшествовавшее былое, следы и последействия которого в моё время ещё ощущались и в обществе, и у намного старших меня по возрасту моих современников. А именно, признаки явлений и результаты тех давних резких общественных переломов, которые я наблюдал уже как шлейф, как оседающую историческую пыль …

   И всё это — в помощь нашим (отца Пимена и моим) потомкам, которых разделяют более, чем четыре столетия (1603-й и 2023-й). Отец Пимен своих потомков предупреждал об искушении властью, о внутренних конфликтах в обществе, и о многом другом. Но «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов … » (М. Ю. Лермонтов, «Смерть поэта», 1837) беспристрастным суждениям отца Пимена не вняли —  и прошедшие столетия, к сожалению, отмечены у православных (как и у большинства прочих народов) чередой кровавых событий.
Я тут о себе, о моих предуведомлениях и предупреждениях промолчу, хотя мог бы провести параллели и — спустя короткое время после этого упоминания — указать на уже просматривающееся шевеление в рядах моих сомысленников, оппонентов и противников.

***

   Возраст монаха-летописца в трагедии А. С. Пушкина не указан. Но примечательно, что меня начала' преследовать навязчивая мысль о необходимости (долге) запечатлеть для потомков наблюдения жизни в моей молодости (!) лишь тогда, когда я достиг (ориентировочно) возраста отца Пимена.
   Не упоминая пятого по важности - в перечислении действующих лиц, которых около тридцати - персонажа трагедии А. С. Пушкина, я указал на это ещё во Вступлении к «Моей Виннице» (первая публикация — 2009 г.): «… я с ужасом размышлял о том, что скоро уже никто не будет точно знать,  ЧТО  и  ГДЕ бы-ло, КАК это бы-ло, ПОЧЕМУ это бы-ло».

   Это сейчас я могу объяснить, откуда возник сей ужас, а тогда ощущал его лишь интуитивно (инстинктивно). Первоисточником его было неосознанное понимание того, что без прошлого, без зафиксированной в любой форме (от мифов, легенд, сказаний до нынешних утончённых средств и способов хранения информации) его истории не может быть ни населённого пункта, ни народа, ни страны, ни человечества. Лишив их истории, отняв у них прошлое, мы уничтожаем их настоящее. Мы развязываем тем самым руки лжецам всех мастей, пытающих любыми методами осквернить или «позолотить» наше прошлое фальшивыми, надуманными фактами.

   Осознать важное значение сего долга, данного нам от рождения, возможно, видимо, только со временем, через многие десятилетия после появления на свет. Это — обычное дело: многое, генотипно в нас заложенное, даёт о себе знать со временем. Мы изменяемся с возрастом не только в результате «изнашивания», а и потому, что «к работе один за другим подключаются новые и новые из сидящих в нас с зачатия гены». Изменение цвета глаз в грудном возрасте, появление новых зубов - в раннем подростковом, возникновение аберраций зрения (например, близорукости) в юношестве, и так далее …

    Опыт десятилетий, о которых я писал, был бы не менее поучительным для поколений, последовавших за моим, если бы в «человеках будущего», к сожалению, неукротимое биологическое вновь и вновь не перевешивало бы над социальным, генетическое не брало бы верх над общественным. И об этом забывать не следует. Генетическое, конечно, путём естественного отбора, к которому относятся как социальные воздействия, так и химическое, радиационное и прочие влияния (в будущем — целенаправленные, методами генной инженерии), может изменяться. Но природно и во всей популяции это происходит только в течение сотен тысяч, миллионов лет. А искусственно, преднамеренно — пока не ясно, куда это заведёт человечество.

***

   Долг — это не только то, что мы от кого-то получили с обязанностью возврата в будущем. Должниками являемся (ощущаем ли мы это или нет — не имеет значения) мы и перед всеми, оказавшими нам когда-то услугу любого рода, всё, что мы не можем никаким своим поступком возместить, но обязаны хотя бы - подбираю более-менее подходящее слово - уравновесить (так сказать, реваншироваться — в положительном значении этого понятия).

  Уже со своим появлением на свет, с дарением нам права на жизнь мы получили вместе с этим, как выражаются философы, внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство: быть человеком — социальным существом. Но каждый из нас осознаёт это с неодинаковой силой, с разным представлением о количественной и качественной характеристиках этого долга. У большинства из  нас он отдаётся не столько нарождением множества собственных детей, сколько накоплением знаний и опыта с целью передачи их не только потомкам, но и другим лицам для максимального использования  в с е м и  присущих им способностей.

    Мне - врачу и педагогу - может быть, это яснее, чем лицам, не связанным с заботой о здоровье и (или) с передачей знаний и умений другим. Наверное, посему я постоянно упрекаю себя за то, что не расспрашивал бывших винничан, которых я встречал не только в послевоенной Виннице, но и по всему СССР и - в последние десятилетия - где угодно в мире. Сам не узнал, не зафиксировал — другие уже не не будут ведать того, что им знать бы надо было… И будут они всю свою жизнь думать, что того или другого до них не было, что те или иные были такими, какими их им представляли и представляют такие же незнайки, как и они сами. Хотя на самом деле всё было во многом не так и те или иные люди были далеко не ангелами или, наоборот, не злодеями.

   Вот поэтому пишу я одну за другой статьи, издаю ежегодно книги. Не для славы или денег, целью которых никогда не была моя публицистическая (просветительская) деятельность. Да и не нуждаюсь я в этом нисколько: необходимый минимум того и другого я обрёл уже давным-давно.
   Всё — в исполнение завещанного мне долга, который исполнить (выплатить) до конца никак не удаётся. С каждым дарованным тебе годом жизни растут проценты по всё ещё не выплаченной части этого долга за подаренную тебе жизнь — вот в чём дело-то!


   P. S.
   Выходные данные книг, которые вы видите на снимке, вы обнаружите здесь: От автора этой страницы об авторе и его книгах (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) .