Частушки. Фольклор или глубинная суть народа?

Сергей Десимон
Есть те, кто меня упрекают: почему, дескать, ты используешь для воспоминаний зарубежную эстраду. С одной стороны, я уже объяснял, для чего это делаю (см.1978, 1983, 1985 гг.), с другой стороны, я решил исправиться. Подойти к воспоминаниям с другого конца.
***

Есть разные представления о жизни. Одни  – официальные, привитые государственным воспитанием, отчасти семьёй, когда эти представления не противоречат взглядам на жизнь, принятым обществом или частью общества, например, в своё время в нашей стране без особенно отторжения воспринималась музыкальная культура Запада (подобная тенденция получила пенок под зад ещё от Петра I, «прорубившего окно в Европу», – что было, то было. К слову, в настоящее время Путин открывает окно для поветрия с Юго-Востока, тем не менее в культурном музыкальном отношении с Запада всё ещё сквозит.

Другие представления – это взгляды на жизнь части народа совсем не формальные, простецкие, из недр народного опыта, нередко грубоватые. Это, можно сказать, народная «философия» – система взглядов,сохраняемая многие годы, отражающая народное бытие. Лучше всего эти взгляды находят своё отражение в частушках, как правило, разукрашенных народным игривым юмором, часто замешенных на отношении полов.

Например, после поиска в ютубе видеоряда на слово «частушки», обратил внимание на «Частушки на свадьбе 1» с 12 млн просмотров (!), где первая частушка, вызвавшая всплеск эмоций, улыбок и смеха женской части слушателей, следующего содержания: «Полюбила ты его, ведь думала калека, а как вывалил из штанов – убьёт человека». Невольно вспомнился анекдот, популярный в женском коллективе на последней работе, рассказанный одной из сотрудниц: «Украинское село. Парень приходит домой, приносит арбуз. Невеста отказав, объявила: «У него маленький». Мать приводит парня к родителям невесты. «Опускай штани! – потребовала у сына. Родители невесты после увиденного: «О-ГО-ГО!!!» Мать парня: « Ось і я кажу – О-ГО-ГО! ... А Галя у вас – дюже балуванная». Отметил про себя тогда: не смогли сотрудницы удержаться от темы «О-го-го и очень балованная», которая вызвала у всех оживление, дескать «вот привереда».

Почему я повторил услышанное от своих коллег? Только для того, чтобы проиллюстрировать насколько тема мужского детородного органа «обсасывается» (т.е. в простонародном переносном смысле) разными народными жанрами (частушками, анекдотами, прибаутками, пословицами), – видимо очень актуальна? Невольно понимаешь, почему на эту важную тему вытесненного секса (вытесненного в разные жанры народного творчества), в своё время пытался переосмыслить Зигмунд Фрейд.

Надо сказать – каждая частушка, короткий музыкальный клип, легко воспринимается, прежде всего эмоционально, без рациональной мыслительной переработки. Мы же обратимся с смысловому содержанию короткой народной припевки. В качестве примера не будем брать: «Матерные частушки, часть 1» (1,5 млн просмотров на ютубе) или «Запрещённые частушки» ( 6,3 млн просмотров, там же). Выберем довольно нейтральные частушки современных девушек, продолжающих нести в массы суть этого народного творчества: «Русские Частушки!)))» (3 млн просмотров).

О чём же поют омские красавицы? О чём мечтают? На что рассчитывают? Обратим внимание на некоторые самые острые смысловые темы:
«У меня милёнка три  – три и полагается: один бьёт, другой ругает, третий заступается».
(Современный вариант женских фантазий: «У меня милёнка три – три и полагается: один любит, другой платит, третий восхищается»).
(Другие вариант на тему милёнков: У меня милёнка два – два и полагается: если Ваня не приходит, Коля догадается»),
«У меня милёнка два, два и полагается. Один в армию уйдёт, а ругой останется», – поёт одна из омских красавиц.
(Просто удивительное стремление к промискуитету  и полигамии у женщин. Замете, я ни на кого не наговариваю, женщины сами об этом поют, и этого не скрывают, впрочем чему тут удивляться).
«Я куплю себе колечко с золотою пробою, если замуж не пойду – всё равно попробую».
( Каждому понятно, что частушечница из Омска предлагает попробовать, даже если замуж не получится).

В общем, выбранное мною музыкальное видео «Русские Частушки!)))» не самое показательное, и не самое полное отражение содержательного многообразия народных частушек. Да я и не собирался проводить какой-либо научный анализ этого музыкального жанра. Возможно, частушки и пробудят у кого-нибудь воспоминания о прожитой жизни? – возможно!

У меня частушечный жанр вызывает только воспоминания о некоторых жизненных коллизиях и трагедиях («Гуляли, пили, веселились, а на утро прослезились» – в самом широком жизненном понимании). С подобными сценариями мне приходилось встречаться в реальности, как психиатру, так и человеку. Кроме того,  после просмотра и прослушивания разнообразных частушек на ютубе, они свидетельствовали только лишь как подтверждение важности сексуальной жизни человека, а также народной ОЗАБОЧЕННОСТИ  этим, как женщин, так и мужчин, на уровне одной из глубинных сутей народа и ВЫТЕСНЕНИЯ её на вербальную поверхность, как впрочем и употребление нецензурной лексики, исключительно связанной с сексуальной сущностью человека.

На ютубе множество видеоклипов на тему частушек, я же прослушал «Русские Частушки )))» и некоторые др.