Школьная похлёбка

Татьяна Никитина 7
Как мне в голову пришла эта крамольная идея: сравнить, как кормят детей в школах и как готовят номенклатурным работникам? Тогда ещё существовал буфет обкома партии с его соблазнительными пирожками, бутербродами, пирожными. Меню его и качество приготовленных яств и подтолкнули к сравнению. Стоило пройти мимо школьной столовой с её отталкивающим запахом или отобедать в облисполкоме, мысли мои возвращались к тому же: почему своих детей, которым дома оставляем лучшие кусочки, за его пределами позволяем кормить хуже, чем взрослых?

Но моих субъективных впечатлений маловато. Ладно, тогда в компании со специалистами торгинспекции и госинспекции облисполкома мы заглянули в несколько школ, выбранных наугад.

Гродно, октябрь 1991-го. Школа № 22. Что сегодня на обед? В меню салат из свёклы, щи из свежей капусты, плов, кофе. Всё это удовольствие стоит рубль. Дети платят 25 копеек, остальное дотирует бюджет города. Увы, школьные холодильники примерно так же пусты и невзрачны, как и домашние. Сливочное масло, головка сыра, коробка яиц, три десятка яблок - всё содержимое огромного холодильника. Забегая вперёд, скажу, что в сельских школах нет и этого. Ни сыра, ни яиц, ни яблок. И это в деревне. Самое диковинное, что это никому не кажется странным.

- Какие ещё проблемы с продуктами? – интересуюсь у Ядвиги Александровны, заменяющей зав.производством.

- Горох совсем не получаем, кисель.

- А гречку?

- Конечно, нет! – удивлена она наивностью вопроса.

Какими соками потчуют школьников? А теми, что бог пошлёт. А посылает он в основном берёзовый, самый дешёвый. Или гранатовый, настолько дорогой, что более, чем полстакана на ребёнка, не выходит…

Вы думаете, я предлагаю кормить школьников деликатесами? Отнюдь. Но хочется, чтобы в наше скудное на продукты время лучшие из них перепадали не номенклатурным дядям и тётям и даже не персональным пенсионерам и участникам всех войн, а всё-таки детям.

- Ядя! – кричат с улицы. – Колбасу привезли!

Водитель грузовика бросает на пол ящик с колбасными батонами. 75 кг варёной «русской». Ядвига Александровна прикидывает: «Хватит на завтрак и на следующий день на обед…» По моим подсчётам, останется килограммов 25 и для учителей.

Вспоминаю свой школьный буфет тридцатилетней давности, тоже в Гродно. Обедали мы тогда преимущественно дома, а в школе всегда могли перехватить на переменке булочку или вафельную трубочку с кремом, слоёный язычок, пирожное с чаем или кофе. А уж очень проголодавшись – котлету или сосиски с хлебом.

                ***

В средней школе посёлка Индура как раз наливали ребятам первое. Назывался суп картофельно-вермишелевый. Кстати, все школьные супы – вегетарианские. Даже фрикадельки исключены – дорого, не уложиться в нормативный рубль. Кто-то из моих спутников-инспекторов взвесил детские порции. Вместо положенных 250 граммов – 190, 165. И услышал от поварих:

- Первый раз сварили суп, и на тебе – проверка! Лучше б совсем не варили…

- Так вы совсем супы не готовите?

- Почему? Молочный делаем…

Неужели все два месяца?

Мы долго пытались выяснить, как заваривают чай школьникам. Поняли только, что заварка, оставшаяся на дне бака, ещё не раз заливается кипятком… А несложные расчёты показали, что с начала учебного года при заваривании чая недовложено 2800 граммов, 56 пачек.

В школе деревни Коптёвка сегодня готовили рыбу. Взвешиваем детские порции: вместо 100 граммов рыбы – 60, вместо 150 граммов пюре – 100. Но поджарена рыба вкусно, хоть что-то…

Если бы на детское питание ещё честно расходовались заложенные в калькуляцию продукты, то даже при том скромном рационе, который уготован школам, обед на переменке мог быть аппетитным и вкусным. Вот стоит у повара Марии Ивановны в холодильнике бидон со сметаной  - семь килограммов, второй день стоит без движения, истекает срок годности. Что мешало сегодня, видя, что не успевают с супом, дать детям вместо него по полстакана сметаны? Вероятно, дома в аналогичной ситуации она бы быстро сообразила, чем ещё накормить ребёнка, а на работе, похоже, об этом и думать не хочется.

                ***

Будь в столовой облисполкома такие же штатные нормативы, как в школьных, обслуживало бы её максимум 10 человек, на самом же деле – 24. Мало кто знает, но кроме всем известного общего зала здесь есть ещё два, поменьше, для высоких чинов. Хотя кухня, рассказывает заведующая столовой Галина Михайловна, общая, как и меню. Что в нём сегодня? Как всегда, пяток закусочных блюд: салаты, в том числе и из красных помидоров, ветчина, сельдь, творог со сметаной. Три первых блюда. Несколько вторых: рагу, биточки, блинчики со сметаной. Как водится, хороший выбор сдобы. Здесь часто пекут пирожки с яблоками, творогом, капустой. Очень неплохие, хотя в обкоме, на мой взгляд, готовили лучше. Чем это объясняется? Профессионализмом поваров? Несомненно. Но ещё и сознанием ответственности – посетители этих столовых не глупые дети, знают толк в еде. И, конечно, возможностями – не чета школьным. Яблоки, овощи и зелень покупают на рынке. Ветчину и язык получают с мясокомбината. Но почему, почему мы не можем так же заботиться и о детях? Почему на свой обед в хорошей столовой мы можем тратить и три, и четыре рубля, а детский ограничиваем рублём? Многим ответственным лицам я задавала этот вопрос. Ответы сводились к одному: нет средств, чтобы кормить детей так, как взрослых, или лучше.

А вскоре я узнала, что средства в принципе можно найти. Мало того, что некоторые предприятия и колхозы субсидируют школьные столовые, появилась ещё одна доходная статья… Процитирую официальное решение облисполкома: «Разницу от введения повышенных до 120 процентов наценок на винно-водочные изделия направить на покрытие убытков школьных столовых…» Неплохая идея. Если взрослые не скупятся на водку, по какой бы цене её ни предлагали, то пусть эти шальные деньги хотя бы так послужат детям. Прошло четыре месяца со времени принятия того решения. Интересно, хоть где-нибудь заметили поступление дополнительных средств на школьное питание?

Увы. И в областном управлении общественного питания, и в облпотребсоюзе, организующем питание сельских школьников, ответили одинаково:

- Сумм, которыми мы сможем располагать, скорее всего хватит лишь на повышение зарплат работникам школьных столовых. Об усилении питания детей речь не идёт.

Что тут скажешь? Объективно (как пишут в карточке врачи, осматривая пациента): уровень развития нашего общества пока таков, что лучший кусочек взрослые эгоистично оставляют себе.

                ***               

Прошло тридцать лет… Как сегодня? Родители полностью оплачивают школьные обеды и полдники детям. Скидки предусмотрены только для многодетных семей. Два дня школу внука посещала министерская комиссия. Переполоху хватило всем. Ученикам накануне велели прийти в школу с аккуратной стрижкой, строго в школьной форме со сменной обувью и со всеми посторонними здороваться. Дети сразу заметили пользу высокого визита в меню обеда и полдника и дома с восторгом рассказывали, что оба раза сегодня кормили классно, как никогда! Назавтра тоже кормили отменно! Глазурованные сырки, творожки с фруктами, сок, салат, котлеты с жареной картошкой и огурчиком, и даже суп был вкусный! Вот так с детства приучаем их к потёмкинским деревням, то бишь к показухе…

-------------------
Фото автора.