Василенок. Глава 3

Виктория Романюк
   
   
    Две головы склонились над старым  фотоальбомом- седая и кудрявая рыжая.
 
   - Дедушка, а это кто?- поинтересовался внук , указывая на мальчика в матросском костюме, который  гордо стоял на стуле.

   - Неужто не признал?- притворно  удивился дед- я это, только маленький.
 Васятка перевернул страницу и показал на паренька в ладно сидящей матросской форме, на корабле.

   - А это?

   -  Снова - я,  еще, юнга!- вздохнув,  ответствовал старик. Юнга- значит молодой матрос- пояснил он  после паузы.
 
   - Дедушка, а ты обещал рассказать , что нужно сделать, чтобы  меня взяли  в матросы? Расскажи, а?- заканючил Васятка, придвигаясь поближе к старику.

   - Ну, во-первых, - стал загибать пальцы дед,  - нужна дисциплина!  Не бедокурить, понял? Во- вторых,  нужно научиться совершать добрые поступки! А сейчас - дед внимательно посмотрел на Василька - ты полностью готов- он немного помолчал  и продолжил- в пираты!

   Мальчик испуганно округлил глаза и пробормотал:

  - Не надо в пираты, я хочу стать матросом , настоящим!

  - Ну, раз так- обрадовался старик-  тогда мы пойдем в гости, форма тебе нужна, а соседка- дед кивнул в сторону забора- ладно шьет, собирайся  поскорее, у нас впереди еще много важных дел- заинтриговал пацанчика дед.

    Он  отыскал форменные морские брюки, чистую тельняшку и взяв за руку  переодетого в шорты и футболку внука , двинулся  в  гости.
 
    Любопытная  Алевтина, та, которой дед   недавно грозил  кулаком , как будто поджидала их , сидя у   распахнутого  окошка. Она приветливо помахала рукой, приглашая в дом.
 
    Из печки,   дразня обоняние, гостей  искушал   запах  ванили.  Васятка непременно хотел угадать с какой  начинкой печености  и угостит ли тетка их своей стряпней. Он громко поздоровался, чинно произнес свое имя  и хотел было юркнуть в кухню, но дед Иван был начеку и поймал его за футболку.   Переминаясь с ноги на ногу,  старик смущенно  обратился к соседке:

  - Вот, что, Алевтина, кто старое помянет...

  - Да ладно Вам,  дядя Ваня, говори уж, с чем пожаловал- прервала его женщина.

  -  Помощь твоя нужна, внучку матросский костюм  сошьешь, а?- залебезил дед, протягивая вещи.
 
  - Из этого?  Попробую, - сообщила Алевтина, с удивлением  рассматривая добротные  вещи -  вот мерки сейчас сниму и расстараюсь.
 
    Она достала из расписной шкатулки сантиметр, приложила его несколько раз к Васятке, записала что- то на бумажном  листе и задумалась.

   -Ну, мы пойдем- заторопился дед.

    А Васятка, шумно втягивая аромат  выпечки, не спешил, он так надеялся, что хозяйка угадает его желание, угостит пирожком. Та действительно, всплеснула руками и пригласила соседей на чай.
 
    Василек уминал уже остывшие пирожки, накрытые полотенцем, удивляясь разнообразию начинок. Он хотел попробовать все: и с вишней , и с абрикосом, и с картошкой.  А в печке, радуя глаз,  подрумянивались пышные ватрушки.
Приветливое летнее солнышко пробилось сквозь тюлевые занавески, запуталось, заигралось в рыжих кудрях мальчика, а после добежало до стены, где висел календарь. Цифры 2002, Василь  еще не понял, а вот фотографию, высветленную  солнышком узнал сразу. Потрет Президента был в кабинете у заведующей детским садом  , когда провинившегося Васятку воспитатель приводила на,, разбор полетов", мальчик все время смотрел на строгое лицо в рамочке и... робел.  Заведующая, заметив его интерес , пояснила, что это Президент нашей страны,  что на него все равняются.
 
   Алевтина, прихлебывая чай , с умилением смотрела на мальчишку, вспоминая его утреннее ,,выступление".

  - Дядя Ваня, - обратилась она к старику- я вот что подумала, уж больно салат у меня разросся, может сорвешь вам с мальцом?

    Дед оживился, выяснил, где грядка и поспешил за нежданным подарком.
 
    Василь   прислушался, из радиоприемника тихонько доносилось:

   Над морскою тишиной, над крутою над волной,

   Две вечерние звезды, две дороги , две судьбы.

   И одна из них зовет через волны на восход...

   Беззаботно выводил Олег  Газманов.
 
   Мальчик  спрыгнул со стула  и в такт мелодии, высоко подняв голову, упер руки в бока, вытянул вперед правую ногу, подскочил на левой, как пружинка, стоя на месте, стал часто приседать. Да так ловко, что Алевтина, увеличила  громкость  , подхватила кухонное полотенце и пропела сочным грудным голосом :,,Раздайся народ, меня пляска  берет!" и  лебедушкой  , мелко переступая ногами, захороводилась вокруг Василька.  А мальчишка ,с пятки на носок, лихо отбивал чечетку, чередуя ее с молнеиносными присядками. Алевтина  тоже стала выбивать кружевные дробушки, разводя  руки в стороны.  Они как будто задумали переплясать друг друга, демонстрируя то переменный ход, то боковой.  Васятка притопывал двумя ногами, отчего чашки на столе тоненько позвякивая,  жаловались блюдцам на  рыжего плясуна, потревоженные  деревянные половицы поскрипывали и вздыхали. А  песня все больше раззадоривала:

    Дома долго мне нельзя, сердце просится в моря,

    Посмотреть, как в океане начинается заря.
 
   Васятка искоса посматривал на Президента, одобряет ли? Или хмурится, глядя на танцующих. Алевтина  все убыстряла темп и приподняв подол сарафана, легко на носочках поворачивалась на месте вокруг себя.
   
    Дед, нащипав салата, толкнул дверь в дом, да так  и обмер  на пороге. Васятка с Алевтиной- вздорной  скандалисткой и сплетницей  - лихо выплясывали под разухабистую мелодию. На их оживленных лицах распустился  густой вишневый  румянец.  Соседка, заметив деда,  озорно сверкнула бесовскими карими глазами и покачивая бедрами,  выдала  дробную дорожку.  Васятка  в шальном порыве пошел вприсядку, выделывая замысловатые коленца.  Дед Иван  ,  сжимая в руке зеленый пучок, тоже стал пританцовывать , да не рассчитав силищу, так  резво топнул, что любимая чашка Алевтины, оставленная  на самом   краю стола, подпрыгнула и всхлипнув,  разбилась о крашенный дощатый пол.
 
  - Ай!- испуганно возвестил дед Иван.
 
   Алевтина лишь рассмеялась- на счастье!   И ткнув пальцем в зеленый ,, букет", вопросила: ,,Дядя Ваня, а знаешь, как салат зовут, который ты собрал? ,, Сорванец!"- захохотала она в голос. Вот тут уж и Васятка и старик, подхватили ее переливчатое ,,а-ха-ха!"
 
   Отсмеявшись, дед взял внука за руку и  стал прощаться.
 
   Алевтина сунула мальчику пакет с ватрушками  и пообещала к завтрашнему дню  изготовить обновки.
 
   Дед направился в сарай, Василек, словно хвостик, последовал за ним.  Здесь   пахло краской и деревом, возле стены стоял чудной стол с железным зубчатым колесом, с краю виднелась странная конструкция. А еще пахло душистыми  травами, которые аккуратными перевязанными пучками свисали с потолка. Дед Иван  показал деревянные доски, настоящий  инструмент и сообщил, что отныне Васятка станет его первым помощником, а мастерить   они будут  мачту для  корабля.

   -  Корабль,  парусами?- полез с расспросами внук- а руль, ну такой, с  рожкам всамделешный  будет?  А,  дедуль?

 -Не руль, а  штурвал-поправил старик- будет , самый настоящий!



                Продолжение следует.