21 ноября. Женщина-демон

Константин Клюшкин
21 ноября 1964 года в Японии состоялась премьера фильма Кането Синдо "Женщина-демон".
 
Дословный перевод оригинального японского названия этого фильма должен был бы выглядеть как "Карга". Но, видимо, такое название показалось прокатчикам в США, первой стране, где после Японии состоялась демонстрация этого фильма в феврале 1965 г., довольно мягким. И потому фильму было присвоено прокатное название "Devil Woman". Которое до русскоязычных кинозрителей дошло уже в версии  "Женщина-демон".
 
Фильм основан на буддийской притче о маске, пугающей невест, и призванной поощрять участие женщин в религиозных собраниях.
 
Фильм не участвовал в конкурсных показах на международных кинофестивалях где-либо, кроме Японии. А в Великобритании первоначально фильму вообще было отказано в прокатном сертификате. Правда, через три года такой сертификат был выдан, но с очень большими ограничениями.
 
Западные кинокритики, которые разошлись во мнениях относительно жанровой принадлежности (жанр фильма определялся как "хоррор", как "эротический нуар", как "социально-историческая драма", как "психологический триллер" и т.д.), давали весьма двусмысленные отзывы о фильме.   
 
Так, например, Питер Брэдшоу из британской "Гардиан" писал: «Женщина-демон» - это пугающий фильм, снотворный ночной кошмар, снятый в ледяном монохромном режиме и снятый в колоссальной и жутко красивой пустыне: японское поле сусуки или поле пампасов и трав."-  
По мнению Эйба Вейлера, американского кинокритика российского происхождения из The New York Times, "самосохранение и секс в первобытном обществе, доведенном войной до отчаяния и зверства, - вот сырье, из которого Кането Синдо создал "Женщину-демона" - Onibaba' at Toho by A.H. WEILER. - The New York Times, Feb.10, 1965
 
Р.Р.Боукер из Variety охарактеризовал фильм как «иногда захватывающее и возбуждающее приключение, а иногда скучное из-за слишком выпирающего символизма. Слишком часто фильм представляет собой попурри из неистовой еды и вопиющего секса». - Variety's Film Reviews 1964-1967. 11.
 
Возможно, но я этого не утверждаю, а лишь предполагаю, столь предвзятое отношение американских и британских кинокритиков в фильму Кането Синдо в некоторой степени обусловлено тем, что и сам Кането Синдо, уроженец Хиросимы, отмечал, помимо прочего, что демонстрируемое в фильме воздействие маски на тех, кто ее носит, символизирует обезображивание жертв атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, и что его фильм отражает травмирующее влияние этой бомбардировки на послевоенное японское общество.
 
На это указывает и российский кинокритик Евгений Нефёдов в своей рецензии на фильм: "Уроженец Хиросимы, Синдо каждым кадром заставляет прочувствовать неутихающую боль за родной народ, за конкретных людей, поголовно доведённых (как и много позже, в середине XX столетия) имперским милитаризмом до воистину демонического состояния" - http://allofcinema.com/zhenshhina-demon-onibaba-1964/
 
Несмотря на то, что творчество Кането Синдо достаточно высоко оценивалось в Советском Союзе, особенно, после его победы с фильмом "Голый остров" на Московском международном кинофестивале 1960 года, в СССР фильм "Женщина-демон" не демонстрировался. Причина, видимо, в очень сильной сексуальной составляющей фильма и в обилии обнажённых торсов, как мужских, так и женских.
 
Как было указано выше, фильм не получил какого-либо признания на международных кинофестивалях. Однако, высоких зрительских оценок - 69% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки 8 и выше, оказалось достаточно, чтобы получить рейтинг 7,861 (см. Предисловие) и с ним войти в Золотую Тысячу под номером 906.