Это сладкое слово просрочка

Олег Волков-Казанский
Всегда было смутное желание написать что-нибудь современное, актуальное и, вместе с тем, злободневное.  И чтобы не про полицейских, бандитов, миллиардеров и проституток. И вот тебе, тема не заставила себя долго ждать. Почти сразу после того, как я сбежал из школы, где работал учителем. Напрашивается мысль – сейчас начнёт нашу многострадальную школу нагибать, так нет. Бежал я из неё не из-за учащихся. Они все хорошие. Честно говоря, с плохими не сталкивался. Не от коллег – добрые люди, сделавшие в жизни ошибку и теперь всю жизнь на неё расплачивающиеся. Бежал от системы. От произвола, рабства учительского, школьной нищеты.  До сих пор удивляюсь, как там люди работают. Может чего не понимаю. Может учителем нужно родиться и жить в постоянной нищете. Но моя знакомая продавец мне так тихо, на ушко сказала – а ты к нам в «Магнит» продавцом-кассиром устройся. Зарплата небольшая, двое суток через двое, но зато с продуктами проблем не будет – просрочка. Я тогда ещё не понял, что она имела в виду, но, заявление написал, меня приняли, прошел стажировку и вот я продавец-кассир.

Все сетевые магазины похожи. И всё же имеют некоторые непринципиальные различия, конечно вписывающиеся в единый корпоративный кейс компании. За достоверность фактов я ручаюсь. Не хочу, чтобы сложилось впечатление, что я кого-то хочу очернить в том числе и саму компанию, так как она живёт благими намерениями доставить радость и удовлетворение покупателю, за чей счёт, собственно, она и существует. Рабочий день подходил к концу. Грузчик Ильдар, по совместительству охранник как всегда курил за углом. Выгружать было нечего, хотя товар мог и прийти к одиннадцати часам. Моя напарница Женя клевала носом за кассой. Это та женщина, которая мне посоветовала сюда устроиться и очень мне помогла с освоением профессией, за что ей очень благодарен. Товаровед укрылся на складе, вероятно ведая товары. Директора не было. Когда есть товаровед – присутствие директора не обязательно. Кстати, неплохая была начальница. Почему была? Ушла в декрет. Может эта причина и отразилась на её характере. Ей уже было все равно. Директоров, по отношению к просрочке, я потом разделил на три группы. Первая группа, к которой относилась и наш босс, отбирала себе самое дефицитное – виски, икру, сырокопченые колбасы, торты, а остальное отдавала на разграбление нам. Эта группа самая позитивная. Вторая группа продавала всё по сниженной цене и остатки сдавала куда-нибудь на реализацию знакомым барыгам. И есть третья группа – самая тупая и зловредная. Они всё сдавали на утилизацию по закону.
 
Я занимался выкладкой. Проще говоря красиво выставлял в ряд бутылки со спиртным, банки консервов, бутылки газировки. Это делается не только из эстетических соображений, хотя и имеет место, а ещё против воров. Тогда пустующее место резко выделяется на фоне ровного строя грациозных стеклянных красоток с призывными этикетками. А за несколько минут до этого искал просрочку, выбраковывал фреш (овощи и фрукты), отщипывая по пути виноградины и прочую мелочь, иными словами готовил продукты к списанию. Надо сказать, что поиск просрочки дело ответственное. Если нагрянет проверка и что-то найдут, то магазину грозит штраф. Особенно приходится повозиться с молочкой и детским питанием. Всякими там йогуртами-шмогуртами, творожками и прочей мелочью. Там всё мелкими буквами, без лупы не разглядишь. Хлебобулочные изделия также восторга не вызывают потому что их много, а срок годности у большинства трое суток. Вот и считай. Ладно скоропортящиеся продукты, а если речь идёт о колбасах, сырах? Смею заверить – у них тоже есть срок годности. Но он, к несчастью, разный. Конечно на помощь приходят сигналы от базы данных, где также указаны сроки, когда такие товары нужно списывать, но бывают и ошибки. Так что колбасы-малбасы требуют особого внимания даже потому, что выявленные просрочки идут уже к нам, скромным выбивателям кассового чека. И ещё – для меня было открытием, скажу по секрету, что такие, казалось, вечные продукты, как соль, которой миллионы лет, тоже имеют срок годности. И больше – водка, сигареты, пиво, виски списываются по пришествии положенного срока. Конечно, это ведомо только директору и, может ещё, товароведу. Куда уж нам. Но и того, что остаётся хватает всем и даже больше. Резюмируя смею предположить, что просрочкой питаются миллионы наших сограждан.   На ней живут целые слои общества. Пенсионеры, бомжи, инвалиды, собачьи питомники, курятники и свинарники.  Оппоненты возразят – ведь можно отравиться. Можно, не спорю, но голодать хуже. Когда пенсия 10-13 тысяч - выбирать не приходится. И, если разобраться – что будет, допустим с сыром, если он полежит ещё недельку-другую, или с кефиром. Батон немного зачерствеет за три дня, но и всё. Плесень до него не доберётся, если он к тому же в упаковке. И, может вы не знаете из чего делают мясные полуфабрикаты? Точно – из просрочки, только специи успей добавлять побольше, чтобы отбить запах тухлятины.
 
Помню тот день, когда мне впервые дали просрочку. Кассир Женя вынесла полагающийся мне, как новичку набор в сумке ОБИ (знаете такую, объёмистую). Я заглянул – там было всё, что должно быть в холодильнике у добропорядочного гражданина. Копченая колбаса, яйца, молоко, йогурты, сыр. Всё это проложено хлебобулочными изделиями и заботливо укрыто сверху пакетиками с укропом, петрушкой и всякими огурцами с помидорами.  Казалось, начинается сытая жизнь. Но через неделю, когда холодильник был забит, как и балкон встал вопрос – куда девать излишки?  Начал раздавать знакомым алкашам, старушкам, просто знакомым, достаточно циничными чтобы не брезговать просроченным кефиром или йогуртом. Это не спасло положения. Оказалось, что человеку нужно сравнительно немного для питания и, что самое главное - у него должен быть выбор. Личный выбор. А на это нужны деньги. Я начинал понимать, что эта подачка в виде просрочки не решит главного – достойной жизни, на которую нужны деньги. Круг замкнулся.