Рожь. Легенда. Реконстр

Олег Данкир
     Уж сколько веков как жали бабы рожь. И всё у них складно как складывалось, что не в тягость эта работа выходила для них. Тут и детишки крутились, и мужики все на глазу были, а дома старики еду готовили, да по двору прибирали.
     Вот оно и есть бабье счастье. Чего ещё надо-то?
     Но не тут-то было. Чёрту не понравилось как-то, что ему мало колосков оставляют на поле, и решил он прихватить по боле, наслав на баб умственную истому.
     И вот как-то раз, когда бабы жали, распевая песенки, один чёрт улучил момент и нашептал одной бабе, что с краю самого поля жала, что вот, мол, жнёшь ты жнёшь, а солнце-то уже солнце зенит прошло, а ты всё жнёшь и жнёшь. Пора бы уже тебе милая отдохнуть, а то и спину потом не разогнёшь. А ржи, что вы нажали, на зиму хватит.
     Одной чёрт это нашептал, к другой перескочил, то же шепнул, кого щекотнул, кому под ногу пался. И тут показалось бабам, что и вправду как тяжело им стало жать. И стали они бранить рожь, что она такая тяжёлая для сбора стала. Рожь, известное дело, была Божьим хлебушком. Сам Род, а потом и Господь, даровали людям знания того, как Божий Хлеб взращивать. 
     Поднялися тут бабы стали роптаться, и вот одна говорит:
--- «А чтоб ты пропала, рожь окаянная!»
     А за следом за ней, наученная чертями, другая баба воскликнула:
--- «А чтоб тебе ни всходу, ни умолоту!»
     А вслед за ней и третья взголосила:
--- «А чтоб тебя, проклятую, сдернуло снизу доверху!»
     Что Род, что Господь, разгневаны были их неразумным ропотом. Отдали они ржаные колосья чертям, и стали черти истреблять их один за другим.
     Бабы стоят, губами шевелят и смотрят, как эти самые черти колосья ржаные истребляют. Да быстро так.
     И вот когда осталось чёрту главному выдернуть последний колос, самый сухощавый и тщедушный ржаной колос, вот тогда собаки, что поле это сторожили, стали молить богов, чтобы они оставили на их-то худую долю собачью хоть сколько-нибудь колосков.
     Род в это время отошёл по делам своим спешным, а Господь-то был Милосерден, Он сжалился над собаками, кои обратились с мольбами к нему, и оставил им колос таким, каким он остался и до ныне.
     В старину незапамятную рожь была не такая, как теперь. Богатая была рожь на колосья. Тогда от корня до самого верху всё был колос. Сейчас больше солома, а только сверху, на самой макушке торчит колосок, собакам на смех. Но бабы хоть и этим довольствуются. Всем хватило.
     А черти и вовсе остались без ржаного обеда. Всё, что бабы оставят на поле, то сторожам их останется, собакам. Господь не только Милостлив, но и Справедлив.