О книгах и не только

Сергей Белов 13
   Перебирая как-то книги, в своей маленькой домашней библиотеке, задумался о том, что когда-то я, и не только я, во времена ССССР, старался заполнить несколько румынских книжных полок, купленных совершенно случайно, произведениями популярных авторов.
 
   В ту пору, время тотального дефицита, не имея блата, приходилось периодически посещать книжные магазины. Лично для меня была  возможность «отовариваться» во время командировок в сельскую местность, где в маленьких магазинах попадались интересные книги. Кто-то собирал макулатуру, чтобы на полученные талоны приобретать дефицитные книги. Была подписка на серии книг; однозначно был и блат и широкая спекуляция. Процветала, конечно же, и «мода»: мода на прочитанные книги; мода на выдержки из «культовых» книг, произносимые людьми с многозначительным выражением  на лице; мода на красивые книжные шкафы с рядами книг одной серии или одного автора, которые, обычно, никому не давались для прочтения. Ведь при утере одной книги, цена, как объяснил мне однокурсник, всей серии резко падает. (Нередко такие держатели книг их и  не читали). Помимо всего прочего в самой читающей стране, процветали несуны, выносившие книги из типографий. Книжная жизнь была насыщенной.

   И вот сижу я перед книжным шкафом и думаю: «А зачем я собирал эти книги?». Ведь редко какую книгу перечитаешь дважды. И стоят они на полке, собирая пыль. Даже если стараешься для потомства, то и они не будут постоянно их перечитывать, а то и вовсе не притронуться к ним.  С одной стороны, как человеку написавшему несколько книжек, за свой счёт напечатавший их микротиражами и подаривший всего нескольким библиотекам, мне хотелось бы чтобы они были у каждого читателя. Слава, почёт и гонорар солидный – никто от этого не откажется. А с другой стороны – мёртвый груз в домашних библиотеках. (Почему не печатаюсь в больших издательствах? Это отдельная песня. Драматическая). Груз, который в итоге превратиться в макулатуру и закончит свою жизнь в картоне. Так стоит ли тратиться на книги, зная, что деньги, потраченные на них, не участвуют в финансовом общественном обороте? (Редкая книга долетит до букинистического магазина!).

   Конечно же, здесь сказывается многовековая традиция, начиная с Александрийской, и не только, библиотеки. Когда не было ни книгопечатания, ни радио и телевидения. Печатная продукция стоила дорого. И, наверно, престижно было держать её в своём доме. С изобретением книгопечатания круг читателей расширился многократно – и это хорошо. Но породил и такое явление – собирательство ради собирательства. Параллельно с другими творческими, если можно так сказать, проявлениями человеческого разума. Картины, скульптуры, фарфор, ювелирные изделия и прочие «артефакты», которым повезло больше – у них гораздо насыщеннее жизнь  в различных музеях, галереях и выставочных залах. Да и человек с ними чаще  общается. Можно пройтись по залам, разглядывая произведения искусства одновременно жонглируя именами, эпохами, стилями; знаниями по истории и религии; ценами на эти «шедевры». (Но и тут тоже не всё гладко. В одной из передач посвящённой картинной галереи отмечалось что в запасниках находиться гораздо больше произведений искусства, чем выставлено в залах).
Книгам же остаётся только молча стоять на полках и в книжных шкафах, бесконечно ожидая, когда на них обратят внимание. Даже принадлежность к государственной библиотеке не гарантирует им полноценной жизни. А если они были приобретены для будущих товарно-денежных отношений, то может так случиться, что поменяется мода и приоритеты, и останется только возможность помахать обложкой на прощание, отправляясь в утиль.

   А ведь сколько усилий и материальных средств было потрачено на издание печатной продукции такого «разового» применения. К тому же имеющих, какой процент из общего числа не знаю, но думаю немаленький, такое свойство – прочитал, а то и не дочитал, и забыл! Сюда же необходимо присовокупить, от меня, и «литературу» про попаданцев и любовные романы. (Зайдёшь в небольшой книжный магазин – в нём тишина как на кладбище – рядами стоят молодцы или полуодетые воинственные женщины с оружием в руках, и томные девушки в объятиях франтоватых молодых людей). Море детективов написанных женской рукой – переработки на современный лад историй написанных Агатой Кристи. Есть, правда, и хорошая литература, с отличными ценниками. Так и выйдешь ни с чем.
Конечно есть литературные порталы что-нибудь почитать. Но… Не хочется писать неприятное про появившихся, как нагрузка к моим книгам, «коллег», но выбор интересных мне книг очень маленький. (Прочитал в Интернете статью литературного редактора, сколько «мусора» ей приходиться перечитывать. Пишу ли я сам хорошие книги – время покажет).
 
   И вот какая аналогия проявилась в моей голове. Прочитал статистику по кинематографической продукции в нашей стране за предыдущий год. Из более чем сотен картин окупилось только пять! Да и то окупились в основном те фильмы, сюжеты которых родились ещё  в прошлом веке! Писателей в нашей стране как грязи,  а написать что-то стоящее для кино – ну такая редкость. (Для тех кто не знал: в России три союза писателей. Как минимум). Про детское же кино даже президент дал какое-то указание и что? Много ли появилось «семейных» картин? Но бюджет пилят исправно! Может и в книгоиздательском деле  такая же система?
Вот как-то подарили мне толстый журнал, в ответ на подаренную мной книгу. Нашёл в нём отличную статью про флаг над Рейхстагом. (История водружения другая – совсем не та, что нам давали в советские времена). Литературная же часть – ни о чём! В следующем же номере даже статьи интересной не было. А выходит этот журнал регулярно. И, наверняка, таких журналов по стране не два, и не три. Для меня такой литературный мир – как квантовая физика. Она существует, но ты не понимаешь ни писателей, ни читателей таких текстов.

    Да и признанных авторов как-то не читается. (Во всяком случае не всё подряд). Толстой, Достоевский, Леонов, Бунин, Набоков – другие времена, другие нравы, чужие проблемы и страдания… Зачем мне они? Чехов – половина произведений тоска и смерть. «Вишнёвый сад», «Чайка» – комедия!? (Оживили дохлую чайку из пьесы и повесили на занавес! Хищную птицу? С противным голосом? Чем творческие господа думали?).

   Есть и другой аспект, связанный с книгами.
   Несколько примеров. Кто знает, как называется продолжение истории про Тимура и его команду? Думаю, что мало кто прочитал или, хотя бы, слышал о ней. Или книга о Левше. Основной посыл – вот чего мы (приписать чьи-нибудь заслуги себе – первое дело у нас) можем – блоху подковали! Хотя у Левши есть более значимое, речь идёт о жизни людей, а не о безделушке, «деяние», не услышанное, и пассивно замалчиваемое, ни в книге, ни в умах людей. И, наконец, история про Данко, ответственного и бескорыстного, осветившего путь своим соплеменникам. Но у писателя есть ещё и предложение, по значимости, так считаю не только я, не уступающая поступку Данко. Почему же общество, властные структуры старательно обходят то, что писатели не зря прописывали в своих текстах?
 
   Для чего же я сижу перед книгами? Отправить часть книг в библиотеки, хотя, как пишут, они очень часто отказываются от старых книг (не имею право вмешиваться в их производственную деятельность), на обмен между читателями (буккроссинг), и в утиль. Оставлю памятные книги: первую, купленную мной ещё школьником, понравившуюся без рекламы, детскую книгу; фантастику (НФ); приключения (МП); и те книги которые, как я считаю, помогут родному подрастающему поколению лучше ориентироваться в этом сложном мире. В противовес списку книг, который существует  в школьной программе. (В школе предмет «литература» – как чемодан без ручки. И нести тяжело, и выбросить жалко. Но после ЕГЭ это делают девяносто процентов выпускников!). Такое моё, и не только, мнение!

   Может наступило время, – если не сейчас, оно обязательно наступит в будущем, – когда стоит провести ревизию наших традиций, желаний, предпочтений. И не тратить огромные деньги на то, что ляжет мёртвым грузом на полках, в гардеробах, музейных запасниках, памятниках, фильмах, спортивных достижениях… И ещё много-много в чём.