ЁЛКА

Елена Коннова
Вот скажите мне, пожалуйста, есть ли  такие люди, кто равнодушен к празднику Нового года? И есть ли такие дети, кто не любит Новый год? Я думаю, что таких нет. А если кто-то даже и скажет, что равнодушен к этому празднику, он наверняка слукавит.
В нашей стране все дети любят и ждут Нового года с замиранием сердца, с ожиданием новогодних подарков, с предчувствием того, что волшебство случится именно в этом году. И, конечно, с красавицей-ёлкой, без неё и праздника нет. Я так всегда считала, когда была маленькой, да и сейчас поддерживаю эту точку зрения.
Для меня было какое-то волшебство, когда отец приносил в наш дом настоящую ель. Мы с братом сразу выскакивали на улицу, порой даже неодетые, так нам хотелось на нашу ёлочку взглянуть хоть одним глазком. А  мама тут же кричала:
– Да куда вы понеслись-то раздетые! Не убежит же она в лес обратно. На улице минус двадцать пять, пусть она пока в сенях постоит, отец крестовину найдёт, или, как в прошлом году, в табуретку её поставит.
Мы возвращались обратно, и брат говорил:
– Кажется, такая большая и мохнатая, а вдруг не войдёт в комнату? Что тогда, подпиливать будем?
Отец вступал в разговор:
– Ничего, сейчас поужинаем, и я начну ставить ёлку. А вы, ребятишки, сходите в кладовку и принесите коробки с игрушками, чтобы они немного отогрелись, а то с мороза могут и лопнуть, стекло у них больно тонкое, непрочное.
Мы дружно шли в кладовку и снимали с полки две коробки: в одной были игрушки, а в другой гирлянды и украшения – бумажные цепи, мишура, снежинки и даже белая вата, тоже важный атрибут для нашей красавицы.
Когда с ужином уже было покончено, мы начинали всячески торопить отца с установкой нашей ёлки. А он, как нарочно, оттягивал это как мог, до сих пор не могу понять, почему. Может, хотел немного испытать наше детское терпение, или показать свою значимость в этом вопросе. Хотя мы и так знали, что только он приносил каждый год ёлку, по крайней мере, до тех пор, пока я была школьницей и жила дома.
Вот, наконец, он допил чай и начал устанавливать ёлку в большой комнате. Она и в самом деле была мохнатая, нижние ветки, наверно, с метр каждая, а то и больше. С одной стороны веток на ели было больше, а с другой заметно не хватало нескольких веточек.
Отец это объяснял тем, что в лесу ели стояли тесно рядом друг с другом, и там, где мало веток, этим боком ель прижималась к другому дереву, а там, где сторона пушистая – там было больше солнца, и другие деревья стояли далеко.
Но он сказал:
– Всё поправимо, сейчас увидите.
Мы с братом вынимали игрушки из коробки. Каждая из них была завернута в газету, аккуратно, с любовью, по-другому никак, только так хранились новогодние игрушки из года в год. Конечно, некоторые разбивались по разным причинам – например, по нашей детской неосторожности. Да и кошка была в доме, ещё та проказница, которой игрушки тоже нравились своим блеском, и ей хотелось поиграть с ними. Заденет лапкой по веточке, а игрушка соскользнёт и – вдребезги.
Тогда бабушка кричит:
– Ребятишки, кто там в комнате безобразничает? Поди, кошка опять, вот игрунья, прям наказанье с ней. Пойдите, подберите осколки, а то сами же и поранитесь, – волновалась она.
Я быстро вскакивала и все остатки игрушки складывала в отдельную коробочку, так они мне нравились, эти осколки, блестели перламутром и каким-то своим волшебным цветом. Я складывала и думала, что вдруг мне эти стекляшечки когда-нибудь да пригодятся.
Да так оно и будет, но об этом в другой истории. А сейчас я сидела на полу и тихонько возилась с коробкой, вернее, продолжала вынимать содержимое.
 К этому времени и мама выходила из кухни к нам на подмогу, я думаю, ей тоже хотелось посмотреть на ёлку, да и вообще, процесс установки и украшения нашей красавицы был очень приятным и волнительным для всех членов семьи.
Нас-то, детей, было четверо. Но ёлку наряжали только мы с братом: младшая сестра была в гостях у соседской подружки, а старшая в кино. Брат начал доставать гирлянды из другой коробки, а мы с мамой продолжили разворачивать газеты и вынимать игрушки.
Мама мне много рассказывала практически про каждую игрушку: когда она была куплена или подарена родственниками или друзьями.
– Вот, видишь, дочь, это Снегурочка. А где-то ещё лежит и дед Мороз, это отец мне подарил на наш первый семейный Новый год, – рассказывала мама. – А вот зайцы, лиса и ёжик, их я сама купила в магазине. Был ещё волк, но он разбился.
Глаза у мамы горели, настроение было приподнятое. Она как будто моложе становилась и помнила про всё на свете.
– А вот, видишь, есть и бумажные игрушки: солнышко, снежинки, а вот опять ёжик, –продолжала мама. – Это мы с сестрой Тоней ездили в Бийск и там купили. Совсем недорогие были, они ж картонные, зато не разобьются, тоже хорошо. Ох, и покупали же их тогда люди, особенно школы и детские сады для утренников и для новогодних ёлок! Охапками брали. И нам с Тоней хватило. А сейчас память какая, смотришь на игрушки и всё вспоминаешь, что и когда было.
– Ну, смотрите, – сказал отец.
Мы посмотрели на ёлку, и я выдохнула:
– Вот сейчас ёлочка не однобокая стала, практически ровная. Папа, а что же ты сделал с ней?
Отец отошел от ёлки шага на два и, прищурив глаза, проговорил:
– Я аккуратно несколько нижних веток убрал и тихонько их же прибил с другой стороны – туда, где не хватало, и пышной стороной поставил к нам лицом.
Отец засмеялся:
– Ну, ребятишки принимаете мою работу?
Мы с братом и мамой дружно прокричали:
– Конечно, принимаем!
– А как же иначе-то – через три дня Новый год, сейчас мы её быстро нарядим  и ляжем спать, завтра-то нам ещё в школу нужно идти, – это уже я добавила.
Отец ушёл в кухню, зашуршал газетой, мы поняли, что читает, и уже оттуда он нам крикнул:
– Вешайте сначала гирлянду, а потом уже игрушки!
Я ещё раз посмотрела на ёлку и вдохнула её запах. В комнате было свежо оттого, что ель, попав с мороза в тепло, как будто оттаивала, ветки её становились ещё пушистее, она раскрывалась и дарила нам свой хвойный аромат.
Мы достали старенькую гирлянду, обвили ею нашу ёлочку, ближе к стволу поставили трансформатор от гирлянды – да-да, не удивляйтесь, раньше все гирлянды, как телевизоры, были с трансформаторами. Наверно, в то время это было правильно – как мне говорил брат, это для того, чтобы поток электричества поступал равномерно.
Брат включил в розетку нашу гирлянду, и она загорелась разноцветными огоньками.
– Ух, ты, работает, смотрите! – воскликнула я.
А мама удивилась:
– Надо же, сколько лет нашей гирлянде, а она всё работает. Вася, посмотри! – позвала она отца.
Тот нехотя выглянул из кухни, посмотрел, кивнул головой и скрылся обратно.
Мы начали вешать игрушки. Красные и белые шары, снежинки, сосульки, домики. А вот хозяйка Медной горы в своём зелёном наряде и с маленьким кокошником на голове. Я всё это разглядываю, а мама продолжает рассказывать.
– Хозяюшку медной горы отец купил где-то на Урале, ездил в рейс, зашёл в магазинчик, а там как раз продавались новогодние игрушки. Где-то ещё лежат лягушка-Царевна,  Данила-мастер, Огнивушка-поскакушка. Это, как я понимаю, всё по сказам Бажова.
Я потихоньку поднималась на стульчик и вешала эти игрушки повыше, чтобы кошка не достала. Да и мне казалось, что наверху они будут сохраннее, я чувствовала, как дороги они маме. Да и нам тоже.
Скрипнула входная дверь. Это старшая сестра пришла из кино, подумала я.
– А что так ёлкой пахнет? – удивилась Оля. – Неужели без меня наряжаете?
Она вбежала в большую комнату, не успев раздеться.
– Ого, какая лохматенькая и высокая! Видно, что с характером, – засмеялась старшая сестра.
Мама посмотрела на Олю и сказала:
– Дочка, сходи к соседям за Наташей, заигралась она что-то там, забыла, что домой нужно. Если заупрямится, расскажи про ёлку.
Оля вышла. Были слышны её шаги по снегу. Стукнули ворота, вскоре мы опять услышали этот же звук и теперь уже несколько пар суетливых шагов и детский смех. Смеялась младшая сестра, смех у нее звонкий, раскатистый. Забежали домой наперегонки, конечно. Наташа по-детски радостно кричит:
– Ну, покажите мне её, пожалуйста! Почему без меня-то начали наряжать?
Она скидывает валенки и вбегает в большую комнату. На минуту замирает, правой ручкой стягивает шапку с головы и говорит на выдохе:
– Какая красивая и высокая! В том году была другая.
Расстёгивает пуговицы на шубке, тут же её сбрасывает на пол, сразу подходит к ёлке и начинает вешать игрушки. 
Вот она находит малиновую сосульку, потом зайца, лису, бумажное солнышко, синий шарик, курочку Рябу. А вот и снеговик  попал ей под руку,  она посмотрела на него и поцеловала, проговорив: «Хорошенький какой, как в мультике». Наташа что-то запела  себе под нос, по всему видно, что ей очень всё нравится, она творит по-своему, хотя ещё и совсем не большая.
 Мы все увлечены украшением нашей ёлки. Вот и бумажные бусы повесили, которые мы мастерили на уроке труда, вешаем на веточки вырезанные нами же снежинки.
Брат, как самый высокий, водрузил на самый верх красивую макушечку. Наташа захлопала в ладоши, пританцовывая на месте.
Игрушек много, каждый год появляются новые, но вот старые, особенно с такими историями,  которые рассказывает мама и иногда отец, – они нам дороже, мы, дети, помним их.
Оля села на коленки и стала укладывать вату вокруг ствола ёлки. И вот мы уже видим настоящий сугроб со Снегурочкой и Дедом Морозом, стоящими рядом.
Мы поправляем друг друга, подсказываем, шутим, переговариваемся. Нам очень хорошо и весело, мы творим наше семейное волшебство и, главное, все вместе.
Мама смотрит на нас и говорит:
– Ну вот, вся моя семья в сборе, как и положено. Могла ли я когда-нибудь подумать, что у меня вас, детей, будет четверо?
Она счастливо засмеялась и стала складывать обратно в коробку бумагу. Мы все посмотрели на маму и задумались каждый о своём. А сестра Оля сказала:
– Мама, а тебе трудно с нами бывает? Ты не жалела никогда, что нас так много? Ведь всех надо любить и заботиться… – моргнула она карими глазами.
– Когда вы мне помогаете, тогда мне легко. Но бывают разные дни, если вы ленитесь, то всё приходиться делать мне самой, а когда оценки плохие получаете, я вообще расстраиваюсь, – говорила мама.
Она складывала бумагу от игрушек в коробку, и мы догадывались, что она как будто шутит с нами, но по правде.
– А вот сейчас мне так хорошо с вами, что хочется, чтобы этот вечер никогда не заканчивался, – добавила она.
В это время брат включил гирлянду и погасил большой свет. Наша ёлочка была уже наряжена, она сверкала игрушками и новогодними огоньками. Мы все сели на диван и стали смотреть на неё. Из кухни вышел отец, посмотрел на нас и понял, что мы завершили наш обряд украшения, что именно с этого момента мы уже начали ждать новогоднего волшебства.
И каждый из нас ждал чего-то своего. Маленькая Наташа ждала новую куклу, это я точно знаю. Брат Игорь хотел бы иметь новую хоккейную клюшку. Старшая сестра Оля, наверное, не отказалась бы от нового платья или чего-то в этом роде. А я всегда мечтала поехать в пионерский лагерь на море. Это долгое желание, но я всё равно его держала в голове.
Наша мама, наверное, желала нам всего того, о чём мы мечтаем, но и вдобавок – просто быть счастливыми и здоровыми, и как можно чаще всем вместе сидеть возле новогодней ёлки, как сейчас.
Мы все дружно тихо сидели и смотрели на подмигивающую нам ёлку.

15 июня.2023 год.