Заметки о Е. Рабате

Галина Щекина
Заметки об Евгении Рабате (ноябрь 2023) от Г. Щекиной

Похоже, Евгений Рабат  часто обсуждается на  лито не только, чтоб оказаться в центре  внимания. Если  раньше он выносил на публику стендаперские  миниатюры, то  теперь он удивляет читателя самоанализом и социальной  сатирой.  Теперь  это  не байки  шалопая –стендапера, а  проза  думающего  человека. Он  пытается  понять  что с ним  происходит.
Вот и сегодня  перед нами подборка рассказов не  юмористического, скорее  исследовательского  характера. Не беда,  что порой он рассматривает  самого себя. Предмет рассмотрения  может быть  любой. Привычка  говорить от  имени я – для  меня это всегда признак начинающего. Кстати, у него  в прозе повляются  все чаще  и другие персоны. Лида («Выше крыши») например, а вот описаны они пока плохо,  что мы о ней  знаем?  Ничего   кроме имени. Это минус. Изабелла  Буриановна,  гадалка, а что  мы о ней  знаем?  Может, она  женщина.  Может, земноводное. Гадалка  странная, она  исполняет  желания  бесплатно. Но что  это  значит?  Принято  платить  гадалке  за услуги…
Рабат вообще не умеет  или не  хочет описывать женщин. Имени мало! Нужен характер, пластика, повадки. Одежда.  Помню, как я  сидела с текстами  В.И. Новоселова и одевала его  героинь. Кстати,  жив  ли он, кто знает?!
Но  если ты  смелый  автор, то  иди навстречу  трудностям. Следующий  рассказ  желательно написать  именно  об  этом, о том  как  можно описать  женщину.
«Уж  лучше я  сам»  - сказка.  Странная  сказка  наоборот, но  для  разнообразия  жанров и  это нужно.
Выделить  хочу  «Три я» – Серега, Анатолий и  сам рассказчик. Видно чти  автор стремится уйти от  этого «Я», но  пока не очень выходит. В  этом  тексте  нет сюжета, я не  люблю  чисто  сюжетные  вещи, но тут  надо.  Как   гвоздь, на который  повесить  халат. Трудно  держать  внимание  читателя  одними рассуждениями.
Но  путь  ученичества  (чуть не  сказала «путь усталости», как у поэта  Гальского), Рабат проходит семимильными  шагами. И хочется его ободрить и похвалить.

Рассказ  «Выще  кррыш» не понялв.  Люди сидят на  круше и наливаютмя  бензинос. Так  напиваться и  таким написаться  - это можно летать и вверх и   вниз. Это  хуже  наркоты. Лиду  дкрдат какие-то воспоминания но о чем  они?  Неусно. У  людей   вдищни смысла нет и они с  этой  крыши рано итдт поздно  свалятся.
Из той де  серии   «Шум  вороньмх крыльев. тЭ»то вес  ухлж от жизни в  изсененное  сознание.
Однажды  у  Раьата  был рассказ про кваид. Рассказ гручстый, но он  имел новый  для  автора исаобедальный  хараетар, и тем  заплмнился. Вот  и  сегодня есить  испаоведальный  рпассказ  ТрИ Я.Не каждый  спосробен на такую  честность и  такую  счамокритику, как  герой рассказа, рассказчик. Здесь нет привычного кривляния, здесь все  серьезно. Но  может быть такова  суть  Рабата – он не  можнь бытьь  совсем  серьезныим…
Признаться  я не  поклонница Рабатовского сериала про  Луну и  Буатино.Это  тот  самый  стендап о котороря упоминала вначале. Потьму что схема и картоные  песонажи, которых не жалко и  которые вообще не  вызывабт сочувствия. Это же все  выдумка, игра.Но даже  здесь автор сказал нектовенькое. Впервые  герои не дупутся,  спокойно беселую и даже  мыслят. Такая  фраза  Луны: «если не  захочект, тто ьхотябы  поедим,  вернее  опжроем». Эта  циничная фраа  луны – намек на  осмыление  ситуации. Он  достал  сковороду  веиной с чедлвеческую гордыню.Это  удачная  формулировка, настоящий  перл.
В  общем тя  думаю что количество написанной  прозй уже  тянетр на книжку. Призщываю. Евгения  найти редактора и  выпустить  это  книжку кА к можно ьыстрее. Это усаорить его рост.Будь я   в  форме я  может м подумала бы, но  сейс   зрение не  позвояет мне читать и писать. В  цедлм  оцениваю опыты  Рабата  позитивно.