Прошу разрешить... или АфриКАННский к

Сергей Плетнев
    Давным-давно в 1982 году, по решению Организации Объединенных наций (ООН) мы получили задание  запроектировать несколько причалов для сообщения между островами республики Острова Зеленого мыса, теперь это Республика Кабо-Верде. Эта работа шла в счет оплаты нашего членства в ООН.  Морские сообщения в этой экзотической стране  являются доминирующими, поэтому нужны причалы, склады, логистические решения.
    Наша экспедиция выполняла инженерные изыскания для проектирования. Подчас приходилось работать,  совместно со строителями из США, прекрасные ребята - испанского происхождения. Мы  очень хорошо понимали друг друга, много было спето, много выпито и это,  несмотря на то, что в это время между нашими  странами шла «холодная война», отношения между строителями и изыскателями оставались  прекрасно - дружескими. Обсуждали погоду, заработки, фотографировались, рассказывали о семьях, но боже упаси о политике, они сразу же резко «уходили  на крыло» и замолкали. Как правило, чего уж скрывать, не часто,  но провоцировали мы, пропагандыры фиговы.  Жили мы бок с ними, о бок, около трех месяцев, потом закончив этот объект,  переплыли на другой остров.
   И вот в один прекрасный момент,  когда было  сделано  почти  половину  работ,  в  нашем  консульстве  решили,  что  мы вполне созрели для проведения культурно-пропагандистских мероприятий среди местного населения. С этой целью на остров Боа Вишта нам доставили три коробки с художественными фильмами: «Экипаж», «В  зоне  особого внимания», «Золотая  речка», все картины относительно свежие и отмечены различными наградами на родине, с португальскими титрами, то есть адаптированы к местным условиям. Показом  этих фильмов мы  должны были «заразить» население социализмом, рассказать об образе жизни в нашей стране.
    Примечательно, что в те пресно памятные времена, когда происходили описываемые события,  даже  в  этой  маленькой  африканской  стране  существовали  хорошо оснащенные современные кинотеатры,  в  которых  демонстрировались  суперкассовые,  яркие, музыкальные  индийские, американские, тайванские  и  прочие, не менее привлекательные, фильмы из разных стран. Они пользовались громадно-ба - а - льшой популярностью  и шли с неизменным аншлагом.
    Обычно новый фильм шел два-три дня, и как только практически всё население "насытиться", демонстрируется другой, повторов за время нашего присутствия, в течении трех месяцев, не было. Конечно, фильмы не были адаптированы под язык местного населения, а именно на японском, английском, индийском и т.д. языках. Не важно, что они там говорили, главное пели, плясали, любили, и было много музыки и красок. Наших советских кинофильмов в репертуаре ни разу не попалось.
  Ну, я отвлекся. Прежде, чем выйти на «широкий экран», мы должны были получить разрешение у местных властей.
 - Прошу разрешить демонстрацию следующих фильмов о нашей стране... Главенствующий депутат внимательно выслушал нас, призадумался и резко отказал.
     Мы с переводчиком опешили:
 - КАК, нам, представляющим такое великое и гуманное государство, отказали. Почему?!
     Представитель власти объяснил просто:
 - А, что в ваших фильмах смотреть? Что хорошего, Вы можете нам преподнести?! Люди у вас  живут плохо, серо! Постоянно о чем - то спорят, дерутся, воюют! Вождь ваш ходит в каком - то драном  пальтишке, в замызганой кепчонке! Музыки  нет,  песен  нет! Не  интересно  нам  это!
    Мы были сражены, убиты,  остолбенели. Крыть  такие  козыри  было просто  нечем. Но  поручение посольских чиновников, это не фунт изюма. Оно сверху спущено, до этого бы сами не додумались.
    С  огромным  трудом  удалось выяснить, откуда же такие сведения, и на чем базируется отрицательное мнение о нас. Их знания по географии не уходили дальше Бразилии, западного побережья Африки. Снег, сугроб, зима - все помещалось в одно  слово - фрио - холодно. Долго ломать голову не пришлось - ларчик все же открывался.
    Как оказалось, год назад на этот затерянный в Атлантическом океане  остров, заезжал какой - то наш советский полунелегальный  политрук - «Миссионер»  и показал на широком экране - «Броненосец «Потемкин», «Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году». Репертуарчик, как вы догадались,  не  отличался  разнообразием,  динамикой  сюжетов  и музыкальными  аранжировками. «Засланец» потерпел полный провал, ну, а брызги и нам достались. Уламывали мы местного вождя - начальника долго, слава богу, без мзды. Подкупили  бесплатным приглашением всех желающих на рыночную площадь. О кинотеатре с большим экраном, речи не могло быть, мы по-прежнему оставались "котом в мешке". Договорились - простыня между столбами, проектор с динамиками с одного из судов и после просмотра ответы на вопросы и  живые  комментарии  содержания  фильмов, смакование   выигрышных  моментов. Стулья, лавки, прилавки - сидеть будут, где придется. После шести часов вечера - сеанс. На халяву пришел весь городок.
    Действо продолжалось три вечера, не КАННСКИЙ, но как бы кинофестиваль.
    «Золотая речка» -  фильм  о приключениях золотоискателей в Сибири -1923 год. Лента прошла в тишине, без особого внимания.  Цветной, но, как черно - белый фильм. Мрачные, полутемные кадры, ни любви, ни танцев, ни ритмической музыки, тайга, телеги и лошади, винтовочная пальба, смертоубийства.
    Дальше – «Экипаж», этот первый наш фильм - катастрофа, и тоже – «облом»! Оказалось, что почти весь первый фильм – это споры, ссоры, диалоги трех семей и, естественно, простым африканским селянам - это совсем не интересно. Так, чуть толи всплакнули, толи оживились при танцах неодетой Тамары за аквариумом, да при взрывах на нефтеперерабатывающем заводе. Мягкий облом - ну, хоть фильм яркий, правда с музоном хуже.
   И последний - «В зоне особого внимания» был  лучшим среди всех. Так это ж почти вестерн, махались, стреляли, бегали, летали и ездили - динамика. Его даже демонстрировали дважды, но все равно им не было понятно, зачем же там убили кассира с инкассатором.
   Таким  образом,  с  этими  видеоматериалами  нам  не  удалось  составить  мнение  о  нашей  стране, строящей светлое будущее и состоянии нашей киноиндустрии. Другая ментальность.   А изменить мнение о нас, тем более, так как его и не было. Где они и где мы, в смысле географии. У них глобус кончался на южном берегу Средиземного моря.
    Приобретенный опыт позволил не сделать еще одной политической ошибки: нам предлагалось распространять среди аборигенов напечатанную для них политическую и агитационную литературу. Неизвестно, как бы власти отреагировали на нашу деятельность, явно выходящую за рамки производственной сферы.
    Чтобы не искушать судьбу, мы просто «забыли» мешки с пропагандой на чердаке дома, где жили. И то ли все удалось - пронесло, а может, наоборот, но  почему - то больше нам подобных поручений не давали.
    И, слава Богу.