За семь морей на Коньке-Горбунке

Евгений Дегтярёв
Светлой памяти Евгения Гвоздева

           Ровно пятнадцать лет назад, в декабре 2008 года, во время очередного одиночного морского плавания вокруг Света, при таинственных обстоятельствах трагически погиб легендарный путешественник, махачкалинец, Евгений Гвоздев.
Готовясь к путешествиям в океане, он 44 раза, в разных направлениях, пересёк Каспий. Свою первую кругосветку совершил в пятьдесят восемь лет, а в последнюю отправился, отметив семьдесят четыре года.

      В конце августа 2003 года состоялась наша первая и единственная встреча. По дороге домой в Махачкалу после второй кругосветки  у нашей астраханской клубной «марины» - стоянки яхт, путешественник  остановился на денёк передохнуть. Маленький белый поплавок его судёнышка с гордым именем «Саид», который Гвоздев построил на балконе своей квартиры, на фоне огромного серого монолита причальной стенки смотрелся очень причудливо. «Саид»  представлял собой обыкновенную лодку: 3,70 м на 1,46 м. при высоте борта  в 85 см. Вес – всего 300 кг (из них – 110 кг. свинец фальшкиля). Максимальное парусное вооружение 5,9 кв. м.      Водоизмещение 1100 кг.

     Наши опытные астраханские яхтсмены рассматривали этот кораблик и удивлялись: как можно на этом идти через океаны и моря? Получалось, что путешественник среди запасов продовольствия и самых необходимых вещей только на половину своего туловища умещался в лодке! Так он и покорял моря и океаны: под дождём, ветром, солнцем и солёной водой… Подслеповатые из потрескавшегося авиационного плекса иллюминаторы. Самопальная, «люминиевая», всего-то под два метра, мачта… Не яхта, а Конёк – Горбунок!


    Под стать лодки был и её хозяин. Из огромного одуванчика  кипенно-белой шевелюры волос и бороды на меня внимательно смотрели бледно-аквамариновые купели глаз. Когда то ярко-синие, теперь размытые водой и временем. Доброе лицо, обожжённое  солнцем и солью. Сухонькая фигурка. Под стать кораблику - этакий морской домовёнок! От железного пожатия руки-клешни образ домовенка растаял мгновенно…  О чём мы проговорили три с лишним часа? Конечно об океане, о путешествиях. 

В  июле 1992  года, накопив какие-то деньги (при нищенской, к тому же девальвированной зарплате), на «микроше» - маленькой яхте в пять с половиной метров Гвоздев под мотором «Салют» через Астрахань, Волго-Донской канал, Дон и Азовское море дошел до Новороссийска, а затем отправился по Чёрному морю дальше – в свою первую кругосветку.  Практически без еды, современной навигации, без средств связи и спасения. От марины к марине морское братство, удивляясь и восторгаясь  бесстрашию морехода,  бесплатно кормили и поили, помогали чинить лодку и паруса, экипировали современными средствами навигации, подарили аудио и видео системы, фото и видеоаппаратуру. Первопроходец же не просто шмыгал от острова к острову, от земли к земле, а составлял для соотечественников карту с подробным описанием лучших и удобнейших марин на планете.

       А вы знаете сколько яхт, кораблей, корабликов и других плавсредств  бороздят бесконечные просторы мирового океана, в принципе не имея постоянного порта прописки на земле? Более ста пятидесяти тысяч семей и одиночек! Много всего было в этом плавании. Иногда в Тихом океане  переходы «без берега» длились по два месяца. Всё бы ничего, но однажды  за три недели не выпало ни капли дождя! А вода закончилась… Спасался редкой рыбкой, выуженной из-под лодки (при дрейфе, их там в тени «Саида» набиралась целая стайка) – надрезал её вдоль спинки и высасывал спасительную влагу.

     Как-то в прибрежных водах африканского побережья на лодку-одиночку напали сомалийские пираты. Поставили путешественника у пальмы, а напротив – автоматчика. Сами  стали шумно обсуждать, как поступить с пленным. Выручил Гвоздева какой-то абориген: подскочил к палачу и выдернул магазин из автомата. Спасло то, что неграмотные пираты никак не могли понять, что такое «раша», но, уяснив, что выкупа не будет – обобрали кругосветчика до нитки.  Оставили старый парус, верёвку, пять килограммов риса,  двадцать литров воды  и оттолкнули от берега – плыви.

   До ближайшей марины в Красном море он шёл почти сорок суток. Потерял почти десять килограммов. Эту кругосветку он закончил в 1996 году. И через три года, в  1999-ом ушёл во-вторую, в конце которой мы и «прихватили» знаменитого путешественника.

     19 сентября 2008 года Евгений Александрович Гвоздев вышел в последнее кругосветное  плавание.  10 декабря информационные ленты мировых СМИ оповестили мир о его гибели  в Средиземном море недалеко от побережья Италии:  «…10 декабря 2008 г.  на пляже города Остия обнаружены обломки лодки «Getan II» и тело моряка с документами на имя Е. Гвоздева… Результаты судебно-медицинской экспертизы свидетельствуют, что смерть наступила… в результате черепно-мозговой травмы, которая могла быть получена от удара сломанной мачты…  в указанный период на море был сильный шторм….».
 Примечательно, что письмо о гибели Гвоздева было подписано тогда Врио Директора Консульского департамента Андреем Карловым, позднее нашим послом в Турции, убитым в конце 2016 года националистом.

Вспоминая сегодня отважного путешественника стоит обратиться к словам замечательного писателя-мариниста  Виктора Конецкого, которые, как мне кажется, объясняют смысл жизни нашего героя: «Во время шторма в районе Азорских островов погиб французский мореплаватель Рене Лекомб, который в одиночку пытался переплыть в небольшой лодке Атлантический океан… и погиб на 68 день своего путешествия. В чём смысл его гибели? Человек всегда хотел доказать себе и всей природе свою великую роль и особую миссию…Человек не хочет уступать морю ни в чём. И оно знает это. И потому с ним надо держать ухо востро…».
20.11.23.