А. Пластов. Весна

Геннадий Мартынов
Его называли «художник от сохи». Почему. А он и правда  был художником, всем своим существом близким к предмету, ставшим олицетворением крестьянского мужицкого труда. Певец мира крестьянского быта, деревни в самом её природном естестве. Человеком всем своим существом пребывающем в природе. Природа - это была его  привычной, естественной  средой  существования, труда и всей жизни.

   Он родился в деревне с чудным названием Прислониха. Сегодня – это Ульяновская область. Он и умер много лет спустя в той же деревне Прислониха. Он не был городским жителем. Хотя художественное основательное образование он получил в городе. В Москве.

      Я вот тоже городской житель. Родился в Москве. И вне города я себя не мыслю.  Но в далёком детстве мне посчастливилось соприкоснуться с другим миром, с другой жизнью. С деревней.  У моего отца были очень далёкие родственники в Ярославской области. Это были крестьяне и они жили в деревне с не менее чудным названием. Перетрясово.

   Так вот, в этой деревне я провёл дважды летние каникулы. В 12 и в 16 лет. Это было что-то необыкновенное и незабываемое. Там  не было больших каменный высоких домов. Не было асфальта и мостовой. Не было  больших и малых магазинов. А был один магазин на всю  деревню со странным названием Сельпо.

    А ещё была всякая живность, которую я видел только на картинках и в кино. Но главное даже и не это. Главное это то, что даже и словами описать трудно. Я вдруг оказался во всём моём детском сознании  в экзотической среде. Вроде бы и своё, а вроде бы и не совсем. Всё отличное  от того, к чему я привык с младых ногтей.   Все друг друга знают в деревне Перетрясово. В гости приходят друг к другу как к себе домой. Я жил в Москве в 4-х км. от Красной площади, а тут как на другой планете. У моих сверстников свои радости и надежды, свои взгляды на жизнь, свои виды на то, кем стать в жизни. Даже другой говор с каким то смешным, непередаваемым ударением на О. Я был как бы в гостях, в чужом доме, с другой обстановкой и своими привычками и всем образом жизни.
 
   Вот таким миром и был взращён маленький мальчик Аркаша. Он мог бы и не стать художником. Он родился в семье богомазов. Богомаз, в этом слове чувствуется насмешка. Но так оно и есть. Если отнестись к  созданию икон, как к ремеслу, то действительно богомаз и не больше. Создание божественных ликов  без божества и вдохновения в душе. Отец слепо повторял известные иконные изображения, не вносил в них и крупицы  личного художественного начала. Да и сегодня таких «творцов» полны-полно. В каждой церковной лавочке вы найдёте их творения. А то , что это вовсе не художественное творение, а просто наклеенный картон с изображением, изготовленным типографским способом. Дёшево и сердито.

   Пусть.  Кисточки и плоскость, на которое наносятся красками  со всем старанием библейские лики и  драматические сюжеты преимущественно Нового Завета.  Мальчик  постигал Святое Писание посредством изображений на досках, покрытых левкасом.
 
      Мальчик уже хорошо рисовал, но в 10 лет его отдали Симбирское духовное училище. Семья была набожной, чему же удивляться. И Закон Божий мальчик уже хорошо знал. А потом его перевели в Симбирское духовную семинарию. То есть жизненный путь уже был предопределен с самого детства, как того требовала семейная традиция. И быть ему священником, а то и монахом. Да вот не случилось.
 
    В 1908 году его отцу сельская община поручило надзор за реставрацией местной церкви. Кстати, церковь была построена дедом мальчика.
 
       Для росписей стен церкви и иконостаса приехала целая  артель профессиональных художников-иконописцев.  Отец доверил сыну подготовку красок. Это событие потрясло мальчика и можно сказать определило его судьбу. Вот как позже Аркадий Пластов описывает сам эту историю:

   «Я ходил как во сне, до того было всё пронзительно увлекательно. Но вот с отцом полезли под купол к веселым кудрявым богомазам. Запах олифы, баночки с красками, саженные пророки, архангелы с радужными крыльями обступили меня кругом. … Как зачарованный, я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождается какой-нибудь красавец в хламиде цвета огня, и потрясающий неведомый восторг, какой-то сладостный ужас спазмами сжимал мое сердце. Тут же я взял с отца слово, что он мне купит вот таких же порошков, я так же натру себе этих красивых — синих, огненных красок и буду живописцем и никем больше…».
                *****
  И ведь стал. Вопреки желанию родителей настоявшийся священник стал живописцем. Не сразу. Не без труда. Потому как поступить в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества в Москве дело было совсем не простым. Но наконец поступил. Правда, на отделение скульптуры. Но на этом отделении изучалась и живопись с набором обязательных дисциплин. Каждый скульптор умеет держать кисть в руке.

            У него были замечательные учителя. Корин, Васнецов, Архипов, Пастернак.  Молодой Пластов  усердно учился,  совершенствовал  своё художественное мастерство, посещал выставки передвижников. То есть,  он не был  самоучкой, чьё обучение ограничивалось писанием божественных ликов. Он хорошо знал разнообразные движения и школы в мире живописи. И у нас, и за границей. И тем не менее модерниские, авангардистские течения  прошли мимо него. Как бы и не затронули его живописную манеру. Манеру глубоко реалистическую. Выпендрёжные выкрутасы  - всё это было не его темой. Глубоко народный, можно сказать и мужицкий подход к тому, что он творил на холсте, остался непоколебим и неизменным. Мужик- художник от сохи. И это хорошо. Именно этим его живопись и ценна и даже востребована. «Великий живописец земли русской» - как назвали его впоследствии.
                *****
   В 1917 году грянула революция. Февральская революция. И художник нацепил красный бантик. И не он один. Многие от простолюдинов до особ монаршей фамилии. Мозги у многих понесло ветром перемен. Вот и у Репина тоже самое. Посмотрите его не очень известную картину. Она правда называется «Манифестация 17 октября 1905 года».  Даты разные, но по сути одно и тот же. Ветер перемен сносил крышу у многих. Куда принесёт этот ветер, таким вопросом никто не  желал озаботиться.

    А пока молодой художник в феврале  ездил на грузовике, набитом солдатами,  с ружьём в руке. Арестовывал приставов и жандармов. Но вскоре ему всё это надоело. Природное, крестьянское естество взяло верх и он уехал в свою деревню Прислониха. А в деревне никто и ничего не понимал, что там происходило в столичных городах. А он как раз приехал оттуда. К нему с расспросами, что и как. А он и сам не знает, что ответить. Но бесконечно рад, что вернулся в лоно родной ему земли.
 
     А потом грянула и другая революция, смысл которой художник тоже не сразу понял. И едва не поплатился.   Он вернулся в Москву по своим делам. А это было уже время жесткого, смертельного, классового  противостояния. Он любил ходить пешком по городу и в этот день шёл пешком по улице. А по улице ему навстречу шёл патруль с ружьями. И вот бдительные солдаты усмотрели не его шинели  пуговицы. Пуговицы с царскими орлами. Все понятно, это враг, лазутчик, белогвардеец. Расстрелять. К стенке. На его счастье, среди солдатни был пожилой мужик. «Да погадите вы. А ну-ка покажи, что у тебя в котомке». А в ней ничего такого и не было. Зато был хороший шматок сала. Кабаньчика закололи дома. Сало отобрали , но и отпустили с миром. Пронесло.

       Несколько лет позже с ним по неосторожности произошла  другая история, которая могла стоить ему очень дорого. А в 1929 году в Прислониху приехали агитаторы колхозного строя и начали убеждать крестьян собирать деньги на трактор. Напомню, что был год великого Перелома. Объединение крестьян в колхозы. А Пластов,  как наиболее грамотный из мужиков, был одно время секретарём сельского совета и Комитета Бедноты.   Художник высказал свою точку зрения, мол, а если трактор сломается, что с ним потом делать? И предложил лучше  приобрести лошадей. На следующий день его арестовали. Провёл почти четыре месяца в тюрьме. Решалась его судьба. Его обвинили в том, что он выступил вразрез линии партии на индустриализацию и коллективизацию. Дискредитация колхозного строя.  Спасли художника односельчане, которые писали письма в разные инстанции в его защиту. Одно из обращение дошло до человека, который как раз арестовывал художника. Пожалел он его. Отпустил. А обращение мужички подписали хитро. Они подписали обращение вокруг петиции. Так чтобы нельзя было выявить зачинщиков. Начальник посмеялся и даже дал его посмотреть и почитать арестованному.

                *****
      Сталин поехал на Тегеранскую конференцию. На очень важную встречу и переговоры. Главный вопрос для конференции – открытие второго фронта. Сталин  взял с собой одну картину. Понятно на военную тему. Таких картин было много. Целая студия Грекова разрабатывала эту тему, воспевая героические подвиги Красной армии. Но Сталин взял так неожиданно другую картину. На ней нет исторических сражений. Нет героических подвигов. Нет танковых прорывов и воздушный боёв. Это была картина Пластова «Фашист пролетел». Посмотрите на эту картину.
 
       Тишина. Слышен только слабеющий рокот, пролетевшего самолета – убийцы.  Да вот ещё тонкий вой собачонки и шелест берёзовой осенней листвы, потревоженной вихрем низко пролетевшего самолёта.  Не слышно ни воплей, ни грохота. Сама природа, кажется, оцепенела от ужаса смерти, пронесшейся в небе.

 Немецкий летчик  в голове не держал, выйдя на свободную охоту, что нажмет он на гашетку своих пулемётов по совершенно случайной цели. Решил так просто забавы ради коров погонять. Но ещё вот до кучи убил и пацаненка-пастушка, даже и не заметив этого.

     Как художник хочет  воздействовать на наши чувства и на наше сознание? А именно в этом состоит задача любого вида искусства и каждого творца. Художник должен донести всеми доступными ему средствами и всем своим умением свою мысль и состояние своей души в надежде найти отклик в наших сердцах.

     В картине с убитым мальчиком  всё ясно без всяких слов. Объяснять ничего не надо.   Прозрачно и ясно до слёз.  Мне безумно жаль этого ребёнка, и слёзы подступают к глазам. Я смотрю и стараюсь понять, как взрослый человек мог потехи ради прервал юную жизнь. А убил он не со зла, не от какой то особой  ненависти к этому неведомому ребёнку.  Совсем нет. А потому. что его послали с целью убивать. Убивать, уничтожать всю эту неполноценную человеческую расу. Послали  в земли, которые нужно было зачистить для собственного жизненного пространства. Вот и всё. И мы понимает, что это не просто убийство, а  проявление обыкновенного фашизма.

     Это был вклад художника в общее дело борьбы страны, напрягавшей все силы ради спасения и ради победы. Победы, которая еще не была тогда так очевидна.
      Эта картина была размещена на стене зала, где проходили заседания. Говорят, что она произвела на Черчиля большое впечатление. После этого весь ход встречи принимал ход, на который рассчитывал Сталин.
 
                *****
   Да, Пластов был крестьянином. Как скажут, до мозга костей. Во всей своей деревенской природе. И отражал на своих картинах мир, который он знал, который он видел. А ведь когда он вернулся в свою Прислониху уже состоявшемся художником, то мужики посмеивались над ним, когда он брал кисти в руки и становился перед мольбертом. «Ты. дескать, какой-то ерундой занимаешь, мазней. Не мужицкое это дело. Картинки рисовать. Пусть детишки этим занимаются. А наше дело – пахать, да сеять.»

   А он и не забывал то. к чему привык с детства. Он жил с матерью и у них было хозяйство. У них были овцы, корова и земельный надел на две души. Будущий классик советской живописи жал, косил, плотничал, столярничал. Крестьянским трудом он занимался всю жизнь. Есть фотография: Аркадий Александрович косит траву. Худой, с выпирающими ребрами, крепкий, как жила, мужик.

   Но и картины он тоже создавал. Над ним посмеивались не только мужики, но и эстетствующие особы с головой, набитой авангардистскими идеями. На его творчество, всё проникнутое соцреализмом, они смотрели с пренебрежением: «Примитивное искусство для масс, нет в нём ни новых творческих идей, ни утонченности и эстетики». Да, было, есть у него картины, исполненный в духе своего времени. Пропаганда новой жизни. И он тоже написал «Ленин в Разливе». Или очень большое многолюдное полотно, написанное в 1938 году. «Колхозный праздник». Весёлая разноликая толпа. А над всем портрет Сталина. Ему посоветовали написать этот портрет. И не только. Портреты всех членов Политбюро. Но Пластов решил, что это будет перебор. Хватит и одного Сталина.

     Осененная  образом вождя веселится толпа колхозников. Таким образом художник доказал свою лояльность властному режиму. И не надо  спешить обвинять художника.  нужно понимать, в какое время жил художник и разделять картины выполненные от души и по заказу.

 Да он и не первый был. Возьмите к примеру огромную картину упомянутого Репина. Совершенно верноподданическую.  « Приём волостных старшин Александром третьим во дворе Петровского дворца в Москве. Эта картина долгое время находилась в Кремле. Потом её по понятным причинам засунули в запасник Третьяковской галереи. А сегодня тоже по понятным причинам мы можем лицезреть эту картину  в зале Репина той же Третьяковки.

                *****
     «Весна». Пластов написал эту картину в 1954 году Сталин умер в 1953 году. Узда, задерживающая фантазии художника, сильно ослабла.  Посмотрите на картину. В сталинские времена такое художественное вольнодумство было бы просто невозможно. Облико морали воспринималось серьёзно и без всякой иронии. Можно было бы и поплатиться за этакую свободу. А тут что мы видим? Мы видим обнаженную натуру.  Совсем обнаженную. Это молодая мамаша или старшая сестра, под редким весенним снегом одевает маленькую девочку. Они вышли из предбанника деревенской курной бани. Курной – это значит дым из печи выходил в отверстие на потолке.  Вышли на холод распаренные не стесняясь.

    А банька-то, не Бог весь что. Неказистая.  Почерневшие от времени бревенчатые стены.  Почерневшая от сажи дверь бани. Что-то на грани нищеты. А как это все контрастирует с золотистой соломой, разбросанной по земле. И главное, с телом девушки, пышущим здоровьем, юностью и ослепительной, непозволительной наготой. Если бы живописное действие было перенесено внутрь бани, это была бы просто жанровая сцена и не больше. А вот на свежем воздухе – это уже совсем другой смысл. Это радость общение существования в этом мире. Широкое поле для воображения. Это весна. Это уже по большому счету – начало большой Оттепели. Оттепели, которую почувствовал художник.
 
   И тем не менее художника  обвиняли в том, что он делал акцент на наготе девушки   и продемонстрировал зрителям нищету крестьянского быта современной ему колхозной деревни. Стыд и срамота. Чем здесь любоваться, утверждали пуритане.

     А девушка – это не плод воображения. Ему позировали две натурщицы. С одной из них художник делал фотографии и наброски. Со второй натурщицы Пластов сделал акварель, а уже с акварели сделал картину.

     И баня тоже настоящая. Баня самого художника на берегу реки.  Маленькой натурщицей стала юная жительница Прислонихи Нина Шарымова. За это художник подарил девочке отрез нарядного шёлка  на платье. Но пока девочка  бежала домой , она потеряла его в снегу. Она вернулась к художнику вся зарёванная. Художник пообещал ей такой же отрез, но позже.
 
     Художник хорошо понимал, что его ждет после появления его картины на публике. А полотно не маленькое. 210 на 120 см. И действительно картина вызвала скандал. Оправдываясь Пластов говорил, что он  пытался создать образ, лишённый чувственности и  эротизма  , идеальный и недосягаемый — образ «Венеры Небесной».
 
    Была  жесткая критика.  Будущий президент Академии художеств Борис Иогансон  утверждал, что «Пластов постоянно ошибается, принимая уходящее в прошлое за современность. Зачем художник изобразил баню, которая топится именно по-чёрному, и предбанник именно без  крыши».

    А вот один из создателей Сурового стиля писал в защиту художника : «Не ради восхваления старого обычая написано это полотно. Оно воспевает прелесть туманного влажного дня ранней весны, красоту молодого крепкого тела девушки, выбежавшей в холодный предбанник, чтобы помочь одеться сестрёнке, крохотной, с уморительно поджатой нижней губой. Разве не современно это торжество полной сил, живых соков молодости».
 
   С точки зрения другого  собрата по живописи, «Пластов сумел выразить редко удающуюся художникам в данной теме целомудренную чистоту обнажённого женского тела, с его здоровой чувственностью, лишённой эротизма».
 
                *****
   В 1931 году случилось несчастье. Самое страшное, что может случиться в деревне. Пожар.  Загорелось, сначала далеко. А потом огонь стал подбираться всё ближе и ближе.  Пластов бросился помогать односельчанам. Тушил огонь, вытаскивал вещи. Думал, что до него огонь не дойдёт. А он дошёл.  Ветер стремительно переносил с крыши на крышу горящую солому... Из своего дома он ничего не вынес: ящик с картинами не смог даже сдвинуть с места, а путь к заветным папкам отрезал огонь. Погибло все, что художник сделал в искусстве к своим 38 годам.

       Горе, несчастье. Горели не просто холсты. Он сам внутренне сгорал вместе с ними. Не осталось ни одного клочка. Что делать? Работать. Он оставил всю свою общественную работу и отдался всей душой и всем своими трудолюбием живописи.

      А тема всё та же, деревенская. Вот как её описывает современник художника:
 
    «Пастушки, собаки и лошади, костер в поле, возвращающееся вечером стадо, старики с окладистыми бородами — одни серьезные, а другие лукавые, печники, плотники и конюхи, грузди в ведрах и огурцы в бочках, девушка с граблями и девушка на тракторе, осенняя распутица и зеленый радостный май… На картинах — вся жизнь русской деревни, столько вынесшей и столько пережившей».
 
      По правде сказать, сегодня нет уже той деревни.  В 1931 году в Прислонихе жили 2250 человек, сегодня меньше  370. Да и те уже совсем не те люди, каких мы видим на картинах Пластова. Нет тех стариков с окладистыми бородами, печников и конюхов. И девушек с граблями тоже нет. Сегодня это уже не те загорелые колхозники. И стадо, гонимое пастухом, тоже не идет, позванивая колокольчиками, вдоль добротных деревенских изб.

     У меня самого  предки жили в деревне Заворыкино в 70 км от Москвы. Сегодня в деревне не более 10 жителей. Деревня исчезает, а на её место наползают дачные кооперативы.  Но благодаря художнику Пластову и его трудам мы достоверно видим, какой была Россия в те далёкие годы. Россия наших предков. А мы их продолжение. Он отразил свое время, в котором он жил. А кто мы, без нашего прошлого?

                *****
     И вот он, художник из деревни Прислониха, умер. Умер весною 1972 года. Односельчане жили рядом с ним и по-настоящему не знали, кем он был. И узнали в эти скорбные дни, что он был Народным художником СССР,  академиком АХ СССР, лауреатом Ленинской премии  и Сталинской премии первой степени. Что он был признанным классиком советской живописи. Его картины можно было увидеть в школьных учебниках и хрестоматиях.
 
     В деревню по случаю похорон приехала представительная делегация из Москвы. Министр культуры того времени. Приехал известный художник Коржев – председатель правления Союза художников. Приехало всё ульяновское руководство. Оеазывается, вот кем был этот деревенский мужик-живописец.  О себе Аркадий Пластов сказал так:

      «Я люблю эту жизнь, — говорил Пластов. — А когда из года в год видишь ее думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные, будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. … Не стыжусь признаться, люблю всё, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей».