Не сломленные - 3

Андрей Грачев 2
Сиротин Вячеслав Фёдорович.

Данный ас достаточно хорошо известен всем любителям авиации. Во многом благодаря своей красочной "Кобре", на которой он летал в 45 году, с изображением орла, клюющего "мессер" над морем. Ас сбил 21 немецкий самолёт за свою карьеру. Про его некоторые бои в 44 году мы упоминали: в одном случае он сбил известного аса штурмовой авиации Бернхардта Йоханнеса, в другом случае был сбит уже сам лётчиком Хайнрихом Шрёдером из SG3. Но в этой статье мы расскажем про победы аса в 41 году.

Сиротин воевал с первого дня и, более того, был одним из самых успешных асов первых дней Войны. Он был старшим политруком. Служил он в 123 иап и воевал на и-153.

В первый день Войны утром его полк вылетел в район Бреста, где завязался ожесточённый бой с бф-109. Полк базировался на самой границе, и прямо под огнём вражеских самолётов вынужден был перебазироваться на новое место, аэродром был разбомблен. На допотопных чайках пилоты полка вели бой практически в одиночку с большими группами бф-109 из JG51, элитной эскадры, так как другие полки, находившиеся здесь, практически полностью потеряли свои самолёты ещё на земле. Но пилоты полка не спасовали перед врагом. Было заявлено 19 побед, в том числе 13 бф-109. Три победы записал на счёт Сиротин, он сбил два бф-109 и один hs-126. Но наиболее блестящих результатов добился лейтенант Жидов Георгий Никонорович. Он одержал восемь (!!!) побед. Это - рекорд для первого дня Войны. Также был произведён первый в Великой Отечественной Войне таран, лётчик Рябцев Пётр Сергеевич таранил бф-109 и спасся после тарана на парашюте.

Полк тоже понёс тяжкие потери. Так, Жидов был подбит в бою, его самолёт после вынужденной посадки, естественно, не был восстановлен (шло перебазирование). Калабушкин Иван Николаевич, успев сбить один бф-109, был ранен, самолёт его тяжело поврежден. Но из строя пилот не вышел. Погиб командир полка Сурин Борис Николаевич, успев сбить три бф-109. Погибли адьютант эскадрильи Жмаев Александр Васильевич, командиры звеньев Завгородний Иван Кириллович, Луговской Павел Михайлович, Шамрай Иван Григорьевич, комэск Катлинский Виктор Фёдорович, комиссар эскадрильи Корчагин Владимир Антонович, и ещё несколько лётчиков, некоторые из них погибли ещё на земле.

Немцам тоже досталось крепко. Сначала скажем про hs-126. Нам известно как минимум про одну потерю 5(Н)/32, самолёт был сбит, экипаж погиб. Пилоты чаек претендовали на три победы. Пилоты JG51 потеряли 7 самолётов. В частности, в ходе боя был подбит командир III группы хауптман Рихард Леппла, опытный ас, имевший 14 побед. Он пополнил в тот день счёт ещё на три, но в итоге сам разбил самолёт на вынужденной. 8 отряд потерял два самолёта: фельдфебель Йоханнес Бюттнер на подбитом сел на брюхо, самолёт был разбит, а оберлейтенант Готфрид Шлицер, опытный ас, имевший уже 5 побед на счету, был сбит прямо над Брестом, чуть не попал в плен. 9 отряд потерял тоже два самолёта, оба совершили после боя вынужденные и были списаны. 11 отряд лишился одного самолета. Наконец, был  сбит фельдфебель Теодор Штебнер из 3 отряда, но также смог вернуться к своим. К сожалению, в личном составе эскадра потерь не имела.

Конечно, точно определить, кто из советских пилотов одержал победы, трудно, но, во всяком случае, информации про тараны в немецких документах нет, а победы командира полка записаны задним числом, вероятно как некий миф. Кроме того, победы Жидова и Сиротина имеют конкретику, из чего следует, что именно эти пилоты с большой долей вероятности и сбили вражеские бф-109.

Вообще трудно даже оценить героизм советских пилотов, которые, взлетая под огнём опытных немецких асов, шли в бой на допотопной продукции и сбили семь вражеских истребителей. Так воевать могли только советские пилоты. Те, кто выжил тогда, в большинстве своём стали известными асами.

На следующий день немцы предприняли налет на аэродром Пинск силами хе-111 из KG53. Сиротин заявил одну победу (определены самолёты как ю-88), сбитый самолёт упал на аэродром, ещё два заявил Калабушкин. III отряд KG53 действительно потерял безвозвратно три самолёта, хотя один из них списан на огонь ЗА.

25 июня уже в районе Слуцка ас вступил в бой с группой ю-88 и бф-109, сбил один ю-88 и один бф-109, но и сам был подбит и ранен, с трудом смог вернуться на аэродром и посадить самолёт, выбыл на некоторое время. Видимо, это был бой против 9 отряда JG77, в этом бою был подбит самолёт унтерофицера Людвига Бендера, он дотянул до аэродрома в районе Новый Двор, на посадке самолёт разбился, а Бендер был ранен. Что до сбитого ю-88, то тут нет точных данных.

Выздоровев, ас попал в состав ПВО Москвы вместе со своим полком, причём летал уже на Яке (в составе полка были разные самолёты). Пополнить счёт в тех боях лётчик не смог. Осенью полк был в составе 7 ИАК ПВО и воевал в небе Ленинграда.

23 сентября, патрулируя ведущим пары в районе Ленинграда, ас был атакован парой бф-109, не растерялся и смог не только среагировать, но и сбил одного из нападавших. При этом самолёт его ведомого получил повреждения. Увы, немецкие данные не подтверждают эту победу аса.

28 сентября ас заявил во время налёта на вражеский аэродром ю-88, который был зажжен при взлете. Опять же, немецкие данные не подтверждают эту победу.

11 октября рано утром в районе Осиновец Сиротин, будучи ведущим четверки Яков, был атакован бф-109. Немцы сбили его с первой же атаки. Его напарник, Беляев Ириней Фёдорович, смог уйти от атаки врага, но его враги долго преследовали и, наконец, в момент посадки на аэродром провели атаку, которая должна была стать роковой. Но лётчику повезло, враг промахнулся, и все повреждения свелись к нескольким пробоинам. А вот Сиротин был тяжело ранен. Сбил его оберфельдфебель Фридрих Рупп из 9 отряда JG54.

После этого Сиротин попал в 7 ВА Карельского фронта, где долго не мог пополнить счёт. В 44 же году он оформил большинство своих заявок, которые мы рассматривать не будем. Ас пережил Войну, но, увы, погиб в 48 году в авиакатастрофе.

Наверное, ас не входил в число наиболее ярких асов 41 года, но его бои и победы в первые дни Войны достойны того, чтобы о них рассказать подробно.

Калабушкин Иван Николаевич.

Этот ас является одним из самых результативных асов 41 года. Он одержал в тот год 14 побед, а всего за карьеру отличился 15 раз. Он служил в том же самом 123 иап, что и Сиротин, был командиром звена.

В первый день Войны будущий ас на чайке вылетел на перехват вражеских истребителей. В литературе встречается мнение, что он в тот день сбил пять самолетов, хотя и сам был подбит и ранен в бою, однако из строя не вышел и продолжал летать с ранением. Однако, официально на его счету, по Быкову, одна победа над бф-109, и, кажется, это близко к истине.

На следующий день ас сбил два ю-88. Как мы упоминали, пострадала III группа KG53, которая потеряла три своих хе-111 (ошибка в типах - обычное дело), хотя один из них и отнесен на огонь ЗА.

На основе некоторых источников в списке побед аса упоминаются два бф-109, сбитые 24 июня в районе Бреста, но, видимо, это ошибочная информация.

В июле ас уже действовал в районе Боровичей. 28 июля ас в районе Едрово заявил бф-109, ещё один заявил его ведомый Сахно. Победы эти одержаны в ходе стремительной атаки во время вылета на патрулирование, причём всё на тех же чайках. По немецким данным, эти потери понесены 27 июля, сразу два истребителя из состава 8 отряда JG53 получили тяжёлые повреждения и совершили вынужденные посадки на брюхо.

31 числа ас, отражая вражеский удар, сбил hs-126, после чего сам был сбит и спасся с парашютом. Увы, этот "хеншель" не имеет подтверждения по немецким данным, а сбит был ас командиром 9 отряда JG53 оберлейтенантом Францем Гётцем, опытным асом.

В октябре 41 года ас попал в 562 иап, который входил в состав ПВО Москвы. Он теперь летал на Яке-1 и уже командовал эскадрильей. 11 октября ас был во время вылета на штурмовку сбит, посадил самолет на вражеской территории и позже смог добраться до своих.

В ноябре ас одержал целый ряд побед, защищая небо столицы. Так, 5 ноября он заявил hs-126 в районе полецкого озера, район Одинцово, в составе тройки. Подтверждения этой победы мы в немецких документах не нашли.

Зато 14 числа ас добился большого успеха в районе Тростянского озера. Он вылетел на задание ведущим шестёрки Яков. Были замечены два бф-109, их атаковали, однако вскоре группа сама была атакована большой группой бф-109. Завязался ожесточённый бой. Закончился этот групповой бой победой советских пилотов, которые заявили три сбитых бф-109, потеряв один свой Як. Одну из побед Калабушкину записали как личную, две другие записали на всю группу.

Это был бой против 3 отряда JG52. Пилоты этого отряда по итогам боя "скромно" заявили целых четыре сбитых и-18. Свои потери составили два самолёта. Лейтенант Йоахим Ридель записал на свой счет пятую победу, а затем сам был сбит, также сбит был унтерофицер Отто Милбауэр. Оба пилота спаслись и вернулись в часть.

16 ноября в районе Подолино ас заявил бф-110. Это был самолёт из состава II группы ZG26, который был подбит в бою и на вынужденной разбился.

27 ноября ас в районе Дмитрова сбил He-111, который принадлежал 3 отряду KG28. Пилотировал его лейтенант Мартин Эберт. Как отмечено, сам ас не видел падения, он лишь подбил самолёт, но позже было сообщено наземными наблюдателями, что хейнкель разбился.

А 30 ноября в паре Романовым Василием Абрамовичем в районе Лобни ас заявил ю-88. Известно о потере в районе Москвы одного ю-88 из состава KG76, однако немцы отнесли потерю на огонь ЗА, вероятно ошибочно.

В декабре ас одержал ещё две победы в составе тройки. 4 декабря он заявил бф-110. По факту это была его личная победа, так как он поджёг с первой же атаки "разрушителя", а ведомые лишь добили его. Самолет этот совершал одиночный вылет. Это был не бф-110, а несколько схожий с ним разведчик Do-17 из 2(F)/11, который был тяжело поврежден в бою, однако дотянул до аэродрома и был списан.

18 декабря ас заявил в составе тройки же хе-111. Но на сей раз мы подтверждения этой победы не нашли.

В целом же, как мы видим, подтверждаемость побед аса высока, причём ас был универсалом: мог проводить внезапные атаки, мог вести бои на виражах, грамотно использовал плюсы своих самолётов и даже на и-153 добился заметных успехов.

Увы, за остаток Войны ас пополнил свой счёт всего на одну групповую победу. Ас ведь так и остался служить в ПВО, а после Битвы за Москву пилоты ПВО воевали мало. Поэтому Калабушкин, который по таланту вполне мог бы стать одним из лучших асов Войны, в итоге счёт имел не очень большой, зато в 41 году он входил в число лучших асов. За свои успехи он получил Звание Героя Советского Союза, а после Войны сделал успешную карьеру и дрслужился до чина генерал-майора.

Жидов Георгий Никанорович.

Ещё одним выдающимся асом, который выжил тогда, 22 июня 41 года, в боях против мельдерсовских асов, был Жидов Георгий Никанорович. Это был весьма опытный лётчик, он участвовал в 39 году в походе в Западную Беларусь. Пожалуй, стоит сказать пару слов про этот поход.

Дело в том, что нынешние либеральные псевдоисторики обвиняют СССР в агрессии против Польши и в помощи Гитлеру. Как-то эта братия забывает, что поляки в свое время отжали эти земли, жили на них этнические беларуссы. Местное население подвергалось репрессиям и унижению, поэтому встречали Советских Воинов именно как освободителей. Ситуация, во многом схожая с Донбассом и Крымом. Так что это был именно освободительный поход, как и против Финляндии, которая отхватила себе огромный кусок российских земель.

Косвенно признали правомочность возвращения земель, отжатых Польшей, и западные страны. Они ведь не объявили войну Советскому Союзу в связи с этим, а после Войны эти земли были признаны советскими.

А теперь вернемся к рассказу о Жидове. Хотя неофициально лучшим асом первого дня Войны называют Калабушкина, но по официальным документам это был Жидов. Он одержал 8 побед в боях первого дня, и все - на и-153. Правда, только одну личную. Три бф-109 сбиты им в составе тройки, также сбил он в составе тройки три ю-88 и один хс-126. Ас и сам был подбит в бою, однако смог сесть на аэродром.

Скорее всего, именно Жидов сбил Шлицера, поскольку его победы одержаны как раз над Брестом. Про "хеншель" мы уже говорили, а вот с ю-88 не всё понятно. Дело в том, что KG53, наносившая удар по Бресту, вообще безвозвратных потерь не понесла. Из всех бомбардировочных эскадр она отработала успешнее всех. Правда, два ю-88 получили повреждения в бою, но смогли совершить посадки. Как кажется, советская сторона тоже сомневалась в правомочности этих заявок. Во всяком случае, аналогичные заявки Калабушкина официально не были подтверждены.

После этого ас отличился только 30 июля в районе Едрово, заявил в составе группы два бф-109, но, увы, немецкие данные не подтверждают эти заявки.

Затем ас уже бился в небе Ленинграда на Яке. 23 сентября он заявил бф-109 в районе Рыбацкое. Дело было так: ас вылетел ведущим восьмёрки Яков, были встречены бф-109, их советские пилоты атаковали, в итоге Жидов подбил одного из них, однако падения не видел. Позже, однако, победу ему засчитали. Впрочем, судя по всему, подтверждения она не имеет.

Аналогично и 27 числа ас в ходе боя заявил бф-109, который "ушёл со снижением, горя", но честно сказал, что падения не видел. Эту победу ему тоже засчитали. Это был бой против четырёх бф-109, и победа эта имеет подтверждение. По немецким данным, действительно был подбит бф-109 из состава 5 отряда JG52, он вынужден был сесть на брюхо в районе Красного Села, на посадке был окончательно разбит.

25 октября на счету аса появилась ещё одна победа, заявленная в составе тройки, над бф-109. Интересно, что по оперативным данным в том бою никаких побед советские пилоты не одержали. Бой шёл с группой бф-109, в разгар боя пара бф-109 атаковала Жидова и его ведомого, в результате оба получили повреждения, и Жидов совершил вынужденную посадку. Однако позже на счету Жидова и его звена оказался бф-109. Впрочем, вероятно победа эта имеет обоснование, так как в тот день отмечена потеря бф-109 из 3 отряда JG54, который получил повреждения в бою и совершил посадку на брюхо, на которой был разбит. Заявок на него, кроме заявки Жидова, нет.

26 ноября ас заявил очередную победу. В районе мыса Осиновец сбил бф-109. Интересно, что по оперативным данным и в этом случае он лишь подбил бф-109. Бой проходил так: сначала тройка Жидова атаковала один бф-109, который шёл на малой высоте, затем сама была атакована парой бф-109, и в ходе боя Жидов насел на одного из них, долго преследовал и зажёг, после чего тот ушёл со снижением. Его ведомые при этом отстали, ведя бой с ещё одним звеном бф-109, но, к счастью, никто из немцев не воспользовался тем, что тыл Жидова был оголен. Видимо, Жидов всё же реально в том бою добился успеха. По немецким данным, один истребитель из 9 отряда JG54 в результате боя был сильно поврежден и совершил вынужденную посадку на брюхо. Это вполне согласуется с описанием боя.

30 ноября в ходе вылета ведущим четверки в районе Осиновец ас был внезапно атакован бф-109. Его самолёт получил тяжёлые повреждения, совершил посадку на брюхо, сам ас был ранен в ногу. Атаку произвёл оберлейтенант Герхард Коалл из штаба III группы JG54.

1 января 42 года, в первый день Нового года, ас сбил ещё один бф-109. И снова - бой шёл в районе Шлиссельбурга, ас долго преследовал один бф-109 и наконец добился того, что тот загорелся, однако падения снова он не видел. Вероятно, он реально одержал победу, так как в тот день в районе Ладожского озера был в бою сильно поврежден бф-109 из состава III группы JG54, позже сгорел на вынужденной, но на него есть и другие претенденты, хотя, наверное, заявка Жидова наиболее предпочтительна.

Всего ас одержал за Войну 28 побед, причём в конце Войны он командовал 401 иап, после Войны продолжил службу в ВВС. За свои успехи он удостоен Звания Героя Советского Союза. Его победы последующего периода мы рассматривать не будем, так как это выходит за рамки нашего исследования. Резюмируя успехи аса 41 года, мы можем сказать, что Жидов был достаточно объективен, не старался записать себе спорные победы, говорил честно, что падения не видел, видел лишь, что самолёт врага был подбит. И, как вы убедились, в ряде случаев эти победы реально подтверждаются немецкими сводками потерь. Ас этот был весьма настойчив, часто, как мы видим, долго преследовал самолёт врага, вгрызаясь в него мертвой хваткой, пока не добивался своего. Отметим, что лучше всего ему удавались победы именно над истребителями.