19 ноября. Пролетая над гнездом кукушки

Константин Клюшкин
19 ноября 1975 года на кинофестивале в Чикаго, США, состоялась премьера фильма Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки". Фильма, занимающего первое место в списке моих любимых фильмов.

Вскоре после премьеры фильм "Пролетая над гнездом кукушки" получил 6 номинаций на премию Золотой Глобус, включая все важнейшие, и выиграл все. Затем фильм Милоша Формана получил 9 номинаций на премию Оскар и выиграл 5 из них, причем во всех важнейших номинациях. До фильма "Пролетая над гнездом кукушки" лишь один фильм - "Это случилось однажды ночью" Фрэнка Капры - добивался такого успеха у Американской киноакадемии, причем случилось это в далёком 1935-м году. Но если у фильма Фрэнка Капры попросту не было достойных конкурентов, и добился он успеха, скорее, "на безрыбье", то среди конкурентов фильма Милоша Формана были и "Барри Линдон" Стэнли Кубрика, и "Собачий полдень" Сидни Люмета, и "Челюсти" Стивена Спилберга.

Фильм "Пролетая над гнездом кукушки" имел огромный успех не только на американских кинофорумах, но и в Европе. В частности, Британская киноакадемия дала фильму 10 номинаций на премию БАФТА, из которых фильм выиграл 6, опять же, самых важных. Датские кинокритики присудили фильму свою премию Бодиль как самому Лучшему неевропейскому фильму. Итальянская киноакадемия присудила фильму две премии Давид ди Донателло: Лучшему иностранному режиссёру (Милошу Форману) и Лучшему иностранному актёру (Джек Николсон). В 1977-м году фильм Милоша Формана получил номинацию на французскую премию Сезар, но уступил эту номинацию итальянскому фильму "Мы так любили друг друга" режиссёра Этторе Скола.

Фильм Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки" имел не только грандиозный фестивальный успех, но и более, чем внушительные финансовые показатели: при бюджете в 3 миллиона долларов только за первый год фильм собрал около 109 миллионов долларов.

Вышеописанный триумф фильма, если можно так выразиться, "ковался" более 10 лет. Предыстория создания фильма такова. В 1962 году начинающий писатель Кен Кизи опубликовал свой первый роман "Пролетая над гнездом кукушки". Идея этого романа сформировалась в голове Кизи примерно в 1959 году, когда он, учась на курсах писательского мастерства в Стэнфордском университете, подрабатывал помощником психиатра в госпитале Управления по делам ветеранов в Менло-Парке, Калифорния. В качестве помощника психиатра Кизи участвовал в экспериментах по изучению воздействия на организм ЛСД, мескалина и других психоделиков. Основной вывод, к которому пришёл Кизи по результатам экспериментов, заключался в том, что большинство пациентов психиатрического отделения госпиталя не были ненормальными. Они просто отличались нестандартным поведением, вследствие чего общество старалось различными путями изолировать их. На этих выводах был основан роман Кизи.

Случилось так, что роман Кена Кизи ещё до публикации, в виде гранки, в 1961 году попал в руки Кирка Дугласа ("Спартак", "Туз в рукаве"). Кирк Дуглас сразу же буквально влюбился в роман, выкупил у автора права на его экранизацию за 20 тысяч долларов (более 200 тысяч долларов нынешних), но прежде, чем экранизировать книгу, инициировал её сценическую адаптацию. 13 ноября 1963 года на Бродвее состоялась премьера спектакля "Пролетая над гнездом кукушки", автором сценической адаптации и режиссёром которого был Дэйл Вассерман, а роль Рэндла МакМёрфи играл Кирк Дуглас. Пьеса Дэйла Вассермана по книге Кена Кизи с большим успехом в течение шести лет шла в театрах Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорка, Бостона и других городах США. За рубежами США постановки появились в Париже, Мексике, Швеции, Аргентине, Бельгии и Японии. Говорят, что сам Кизи признавался Вассерману, что, если бы не его пьеса, роман был бы забыт. Трудно сказать, насколько справедливым было такое предположение, но издание Newsweek включило роман Кена Кизи в список 100 самых выдающихся произведений мировой литературы, куда также включены произведения Гомера, Шекспира, Данте, Льва Толстого и многих других литературных гениев. -
Успех спектакля по пьесе Дэйла Вассермана вдохновил Кирка Дугласа начать поиск продюсеров для экранизации романа Кена Кизи. Однако, ни одна из кинокомпаний не бралась за экранизацию. В апреле 1966 года Кирк Дуглас оказался в Праге, где познакомился с Милошем Форманом. Дуглас рассказал Форману о своих планах относительно романа Кена Кизи. Информация о романе заинтересовала Формана, и он попросил Дугласа прислать ему экземпляр книги, что Дуглас обещал сделать немедленно по возвращении в Штаты. Шли месяцы, годы... Но посылку с романом Кена Кизи Милош Форман так и не получил. Как выяснилось гораздо позже, чехословацкая таможня конфисковала эту посылку, не поставив об этом в известность ни Формана, ни Дугласа. А два выдающихся кинематографиста ужасно обиделись друг на друга: Форман посчитал себя обманутым, а Дуглас счёл Формана неблагодарным. Лишь в начале 70-х годов, когда Форман уже перебрался в Штаты, им удалось встретиться и выяснить причины их взаимной обиды.

Возможно, что чехословацкая таможня явилась орудием судьбы, поскольку к тому времени, как Кирк Дуглас и Милош Форман восстановили свои дружеские отношения, повзрослел и приобрёл необходимый опыт сын Кирка - Майкл, который и принял на себя обязанности по продюсированию картины. Кроме того, задержка с началом работы над фильмом привела к тому, что главная роль МакМёрфи досталась не Кирку Дугласу, который очень хотел её сыграть, но понимал, что когда тебе под 60, уже поздно её играть. Милош Форман очень хотел, чтобы роль Макмёрфи сыграл Берт Рейнольдс. Но Майкл Дуглас хотел, чтобы эта роль была поручена более популярному и высоко оценённому критиками актёру. Таковым, после роли в фильме Романа Полански "Китайский квартал", был признан Джек Николсон. Ему и была предложена роль Рэндла Патрика МакМёрфи. Но с Форманом у Николсона взаимопонимания не получилось, и во время съемок они общались между собой исключительно через оператора. Слишком по-разному они трактовали образ главного героя.

Впрочем, не только с Николсоном у Формана возникли разночтения по поводу трактовок образов и идеи фильма в целом. Больше всего неудовольствие Формановским прочтением романа выражал его автор Кен Кизи. Ему категорически не нравилось перенесение центра тяжести с «Вождя» Бромдена на Рэндла МакМёрфи. Да и Джек Николсон в роли последнего его не устраивал. Но, уступив в своё время права на экранизацию романа, Кен Кизи не мог влиять на творческий процесс. Кстати, большинство зрителей, которые прочитали книгу Кизи до того, как посмотрели фильм Формана, отмечали как недостаток картины значительное расхождение фильма с книгой Кена Кизи, и то, что не так, как надо, изображена психиатрическая клиника и методы лечения психических заболеваний.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Ведь даже Роджер Эберт, которому на момент выхода фильма на экраны исполнилось 33 года, оценил фильм всего тремя звёздами из 4-х возможных, написав в рецензии 1975 года: "Если Форман проповедовал притчу, аудитория выглядела полностью с ней согласной, и я обнаружил, что это немного удручает: гораздо легче высказать благородные замечания о борьбе с истеблишментом, об отказе подчиниться системе, чем вдумчиво исследовать, как ведут себя реальные люди, когда их помещают в такую среду, как психиатрическая больница." -
Но уже в 2003 году, повзрослев и помудрев, и став настоящим гуру американской кинокритики, Роджер Эберт дал фильму максимальные 4 звезды, включил его в свой список "Великих Фильмов" и написал в новой рецензии: "Упрощенный подход фильма к психическим заболеваниям на самом деле не является недостатком фильма, потому что он совсем не о безумии и его лечении. Речь в фильме идет о свободном духе в закрытой системе." -
Один из самых авторитетных российских кинокритиков, Сергей Валентинович Кудрявцев, оценивший фильм максимальными 10 баллами, в 2006 году так написал про фильм Милоша Формана: "мы попадаем в сумасшедший дом, который оказывается своеобразной моделью общества. Там действуют те же законы, царят схожие порядки. Но постепенно мы приходим к выводу, что на самом деле общество - модель сумасшедшего дома. Они меняются местами. Пациенты психиатрической клиники - не безумцы. Они находятся в ней добровольно. Потому что эта “психушка” - как убежище, последнее пристанище. Но и там общество не оставляет их в покое. Люди мечутся в безвыходной ситуации между личным и коллективным безумием. Альтернативы нет. Или тебя сделают настоящим сумасшедшим при помощи электрошока, или же подвергнут “промывке мозгов” в обществе, воспользовавшись средствами “массового оглупления” и тотальной манипуляции.... Форману претит любое проявление насилия над человеческой личностью, он не приемлет какой бы то ни было формы подавления и подчинения." https://kinanet.livejournal.com/79903.html

В 2012 году Милош Форман фактически подтвердил правоту оценки фильма Сергеем Кудрявцевым. Форман заявил: «Для меня [роман Кизи] был не просто литературой, а реальной жизнью, жизнью, которой я жил в Чехословакии с момента моего рождения в 1932 году до 1968 года. Коммунистическая партия была моей медсестрой Рэтчед, говорящей мне, что я мог делать и чего не мог; что мне было позволено говорить и что не позволено; где и куда я мог пойти и куда не мог; и даже кем я мог быть и кем не мог». https://www.imdb.com/title/tt0073486/trivia/ Советские цензоры хорошо поняли этот месседж Формана и не допустили на советские киноэкраны фильм, признанный шедевром во всём мире. Лишь в перестроечные времена советские кинозрители и я в том числе смогли посмотреть этот шедевр.

Подавляющее большинство кинозрителей, что в 70-х годах, что сегодня, прекрасно разобралось, что хотел сказать и показать Милош Форман. Свидетельством тому, во-первых, грандиозные фестивальные успехи и финансовые результаты картины, упомянутые выше. А во-вторых, 83% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценки от 8 до 10. А 28% пользователей поставили фильму высший балл - "десятку". С учетом сказанного рейтинг фильма Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки" (см. Предисловие) составляет 11,231, что позволяет ему занимать 5-е место в Золотой Тысяче.