О фильме Учитель на замену

Людмила Куликова-Хынку
 
Экзистенциальная драма о современной школе

Фильм британского режиссёра Тони Кэя «Учитель на замену», а в оригинальном названии 'Detachment', то есть «отчуждение» - про школу, учителей, сеющих доброе, вечное, и учеников, в которых зёрна добра не всходят: они злые, отчужденные от мира, семей и самих себя. Не просто отчужденные, но настроенные враждебно.

Сегодня проблемы школы сходны во всём мире: что в Западной и Восточной Европе,  что в заокеанских штатах.

Унифицированные программы, которым учителя должны неукоснительно следовать, сам процесс образования, превратившийся в пакет услуг, финансирование муниципальной школы, трудные подростки, свято охраняемые права ребёнка и полностью нивелированные – педагогов.

В школу, находящуюся в неблагополучном районе одного из американских штатов, на замену заболевшего коллеги приходит новый учитель -  мистер Барт, как  представляет его директор классу. Учитель тут же вместо обращения «мистер» получает как оплеуху окрик «ублюдок». Слышны злобные насмешки и оскорбления.

Надо отдать должное выдержке Генри Барта: он хладнокровно продолжает вести свой первый урок и предлагает эссе «Что скажут обо мне, когда я умру».
Тема далека от жизнеутверждающего оптимизма, тем более, если учесть, что учитель сам пытается, по его признанию, «кричать о любви в голос». Но это глас вопиющего в пустыне.

Его лицо (актёр Эдриан Броуди) часто крупным планом, -  с выразительным грустным взглядом, в котором отчаяние и тревога,отголосок личной драмы,пережитой в детстве и ощущение безысходности настоящего.
 
Школа не похожа на социальный институт, пусть не без проблем, но ищущий выход из них. Зато с сумасшедшим домом сравнение уместно. Дом, в котором царит маркетинговый холокост. Учителя на грани нервного срыва: один, идя на урок, глотает таблетки, другой, стоя перед металлической сеткой, вообразил, что для всех невидим, а директор школы, объявляя педсовет, сползает под стол, держа в руках телефонную трубку.

 Совсем как у Камю – и отчуждение от мира и одновременно присутствие в нём. Страх перед смертью и страх перед жизнью. Страх перед жизнью оказывается сильнее, и юная Мередит - изгой в классе, страдающая лишним весом и от психологического третирования отца – расстаётся с жизнью.
 
Не случайно учитель произносит цитаты из готической новеллы Эдгара По «Падение дома Ашеров». Только в современной действительности нет зловещей тайны старинного дома, но предстаёт жуткая драма реальности. А в сознании главного героя драмы время от времени всплывают эпизоды прошлого: мать, наглотавшись таблеток, покончила с собой, отца-негодяя он не знал, а единственный человек, с кем связаны тёплые воспоминания детства, - был дедушка. Сейчас он страдает старческой деменцией и находится в больнице.

Тони Кэя называют режиссером странных выходок.

Только в «Учителе на замену» ничего странного нет, есть страшная реальность современной школы. Такая же, как во французском фильме «Опасная профессия» - проблемы расизма, детской преступности, бессилия школьных психологов и административного управления. Но неблаговидная картина нынешнего школьного образования режиссёра Жерара Лозье сглаживается тонким французским юмором, неожиданными комическими ситуациями, и, конечно, блестящей игрой Депардье.

Хотя Эдриан Броуди тоже полностью выкладывается в игре, но сюжетная линия нагромождается часто анимационными фрагментами, неуместными документальными интервью. газетными вырезками, где даже мелькает портрет Гитлера.

В фильме «Опасная профессия» учитель истории и географии Лоран Монье,  проработав год в престижной парижской школе и обнаружив, что ему не хватает «экшена», - вновь возвращается в трудный «Четвёртый техно», где его с восторгом встречают ученики-«разбойники». Они успели полюбить его за силу характера и неординарность. Всё заканчивается хэппи эндом. И оставляет ощущение, что в беспросветность современного школьного бытия пробился тонкий светлый луч.

В драме британского режиссёра всё иначе.

Ситуация не смягчается мелодраматичными нотами. Влюблённую в учителя Барта несовершеннолетнюю проститутку, которую он приютил у себя, насильно отправляют в детский приют. Под душераздирающие крики: «Не хочу к психологу!» Учитель английского языка ещё способен на сострадание, но бессилен побороть отчуждение. Он сравнивает себя с мятой купюрой, которая переходит из рук в руки, признаётся, что слёз у него не осталось и «всё идёт не так».

Он бессилен. Как и все другие учителя, оставшиеся в пустых классах- на собрание родителей никто не пришёл. Это не только социальная разобщённость, но и семейное выгорание, когда родителям нет дела ни до своих чад, ни до их школьной жизни.
Фильм о кризисе школы, но заставляет задуматься и о роли человеческого фактора в ней.

Сейчас, когда в любой момент на помощь приходит всезнающая «Википедия», в интернете – множество обучающих курсов, мастер-классов, онлайн - лекций – школа теряет свою эксклюзивность.

Зритель заражается гнетущей тревогой, ожиданием чего-то мрачного и страшного. Это чувство усиливается от сознания того, что это «мрачное и страшное» происходит не в готическом романе про дом Ашеров, а в современной школе.
Каждый день.  Рядом с нами.