О людях и нелюдях

Пётр Вакс
Любой конфликт происходит не просто между правыми и виноватыми, агрессорами и жертвами, плохими и хорошими. А происходят конфликты между существами, изначально по-разному настроенными на восприятие ближних. Для себя я их назвал гуманоидами и негуманоидами.

Первые, когда видят чужое, странное, непонятное и даже, допустим, враждебное, отвратительное – прикладывают усилия, чтобы понять. Ставят себя на место этого шокирующего. Задумываются, как бы они сами поступили. Эти люди не переоценивают ценности, но укладывают в свою человеческую копилку новое понимание: у других может быть и такое. Ну что ж. Это не конец света, просто они иные. Поэтому в дальнейшем их надо учитывать. Защищаться или сосуществовать, договариваться или сдерживать.

Вторые в тех же случаях реагируют быстро и однозначно: то иное, с чем они столкнулись, это враг. Врагов необходимо уничтожить, их семьи истребить. Точка.

И те, и другие могут быть представителями любых стран, любой национальности, вероисповедания и политических пристрастий. События последнего времени подтверждают, что такое разделение на гуманоидов и негуманоидов, проще говоря, на людей цивилизованных и дикарей, на людей с совестью и без – имеет право на существование.

Если некто совершает насилие, нападая первым, для меня он однозначно не относится к homo sapiens. И совершенно неважно, есть ли у такого существа формальные оправдания.

Впрочем, такое четкое разделение – это условность. Но лично мне так легче воспринимать новости, как некто отрезает людям головы, сдирает кожу, сжигает живьем и расстреливает безоружных.