Я и Другие

Ваня Кирпичиков
          Сейчас уже не помню, но где-то у каких-то философов прочитал интересную, я бы даже сказал, необычную мысль. В эту мысль сильно не вникал и длительно ее не изучал. Скорее всего по причине того, что текст, который пояснял эту идею был труден для понимания мной, так как написан тайным философским языком. Попробую взяться за эту тему…
          Всему люду человеческому вполне ясны и понятны обыкновенные вещи, касающиеся тела. Я имею ввиду те факты, что тело принадлежит отдельному человеку, а не кому-нибудь другому. Все осознают свое тело и связывают сознание с телом, объединяя их в единое целое и называя всю эту духовно-материальную конструкцию человеческим организмом. Отделить свое тело от сознания не представляется возможным, ну если только не принимать во внимание различные псевдофакты, связанные с различными практиками йогов или недостоверными историями об исходе сознания из тела в моменты клинической смерти. Возможен еще вариант психического расстройства, когда человек не осознает свое тело и не отождествляет его с сознанием, но это другая тема и к настоящему повествованию не имеет отношения.
          Ежедневные манипуляции со своим телом, руководство своими членами – это основа жизни человека. Все же просто – мое желание, команда моего сознания приводит в действие, например, руку, и я ее поднимаю. Я наблюдаю этот подъем и осознаю, что это именно моя рука, а не чья либо, и что действие произошло по причине того, что мое сознание указало, что нужно делать руке. Об этих элементарных взаимодействиях между сознанием и телом никто не задумывается, а сознание (или Я) редко акцентирует свое внимание на принадлежность тела к Я.
          Крайне редко кто-либо мысленно говорит себе: «Это моя нога. Вот я сейчас захочу и отодвину ногу вправо. Вот я даю команду и вот моя нога, принадлежащая мне и мыслимая мной в совокупности с моим телом и я, движется вправо». Такие речи смешны, вызывают улыбку, а если на это часто заострять внимание окружающих, то можно попасть в категорию умалишенных.
          К чему я все это веду? К чему этот якобы кажущийся потусторонний бред? А к тому, что мысленный процесс соединения физического тела, его составных частей  и сознания в единое целое под названием Я, процесс понимания, что тело принадлежит Я и что руки, ноги, голова не есть чуждые Я объекты, вещи, предметы, стало возможным исключительно благодаря тому, что Я окружают подобные Я люди с такими же головами, как у Я, такими же глазами, руками, ногами, ушами.
          То есть наличие вокруг Я людей-организмов в виде оформленных цельных тел, обозрение Я их с ног до головы, видение Я, как люди осмысленно двигаются и к каким последствиям приводит их движение, наблюдение того, что у этих живых существ есть руки, ноги, тело и что это есть нечто единое, совокупное и действующее согласованно – все это дает возможность Я сравнить их, затем выделить общие характеристики и далее сделать вывод, что они похожи друг на друга и назвать их одним общим словом – люди (назовем их Другие).
          После чего Я соображает, что Другие, их движения и действия весьма схожи с движением собственных членов, их тела такие же, как у Я. Я делает вывод – Другие и Я однотипны.
          При общении с Другими Я видит похожесть их с Я. При этом речь Других идет из тела – рта головы, а речь есть инструмент сознания. Это говорит о том, что сознание и тело едино. Я видит мимику лица Другого – значит и у Я такая же мимика должна быть, как у них, ведь они в целом похожи на Я. То, что Я не замечало ранее, теперь можно увидеть на примере Других. Глядя на Других, Я как бы смотрит на себя со стороны, постоянно сопоставляя с Другими. Также Я резюмирует – если внешне Я одинаков с Другими, то и мысли Других, видимо, такие же, как у Я.
          Идет информационный перенос внешности, структуры тела с Других на Я. В результате Я и Другие становятся тождеством. Я как бы примеряет черты Других на себя и в итоге делает их своими. В результате и это есть главное – члены тела, само тело становятся своими, а не чужими. Благодаря Другим, тело стало родным, а Я обрело спокойствие и уверенность.
          А как тело могло быть не моим, а чужим? Теперь я подошел к основе. К тому, что называется необычным в этой всей теме.
          Предположим, что кроме Я на планете нет ни одного живого существа – ни людей, ни млекопитающих, ни насекомых. Я никогда не видело никого. Мама и папа отсутствуют. Родился непонятно от кого и как. Просто Я есть один и больше никого нет, не было и не будет. О том, как возможные предполагаемые люди выглядят, Я тоже не имеет понятия. Этакий Робинзон Крузо.
          Я окружают предметы – деревья, реки, камни, моря. Они находятся в движении или покоятся, и Я их различает, как внешние для Я вещи. Также Я считает внешними и руки, ноги, живот. Внешними, НО НЕ СВОИМИ. Я не делает различие между руками, ногами и, например, камнями, рядом с ними располагающимися. Для Я это все какое-то сущее, какие-то предметы. Что ветка дерева, что нога – для Я это все внешние сущности. Но только вещь под названием нога выполняет команды Я, а ветка дерева – нет. Вот и все различие. Важно понять, что Я перечисленное (тело, окружающий мир) ставит в одну категорию – предметы, не относящиеся к Я. Я ногу воспринимает как вещь, которая располагается всегда поблизости и чудесным образом выполняет команды Я. И никак не соотносит ногу к Я. Просто нога рядом, но она в отличие от других предметов находится всегда с Я.
          Для Я постоянное нахождение рук, ног, головы рядом с Я – это просто чудо какое-то чудное. Также колдовской мистерией является движение их в строгом соответствии с желаниями Я. Я не понимает почему руки и ноги всегда рядом с Я. Оно не понимает также почему какой-нибудь кусок дерева подобно ноге постоянно не присутствует рядом с Я. Для Я странно, что только руки и ноги рядом и что они настолько послушны Я, насколько это возможно. Я страдает, Я в недоумении почему так происходит. В конце концов Я привыкает и не задает больше вопросов. Я останавливается на том, что Я – это сознание с постоянно окружающими на протяжении всей жизни предметами – руками, ногами, которые есть вещи, наподобие палок и веток, но которые странным образом всегда присутствуют рядом, а не исчезают в движении.
          Как такой кошмар возможен? Это потому, что нет Других. Я одиноко. Я ни разу не видело тел с двумя руками, ногами и головой. Я видит только окружающий мир без живых существ. Для Я все что за пределами Я есть чужие вещи. Поэтому Я ставит равенство между предметами окружающими Я и настоящими членами тела.
          Повторюсь – для Я постоянное наличие рядом рук и ног – это мистика, загадка. Для Я лежащий рядом с предполагаемой рукой камень тоже самое, что и сама рука. Это объекты. А Я субъект. И по мнению Я руки и ноги такие же объекты, как вода, снег или трава. Но с оговоркой – члены тела магическим образом всегда рядом с Я.
          Если бы не появились Другие, то Я не изменило бы знание о руках, ногах – они также оставались бы не родными. Но с приходом Других Я сделало ошеломляющее открытие, перевернувшее все существо Я, – оказывается ноги, руки, голова есть элементы цельного Я, и они неотделимы от Я.  Теперь для Я все прояснилось, теперь Я и тело вместе. Тело стало родным, а окружающее тело природа так и осталась внешней объектной средой.
          Завершающая мысль. С позиции одинокого Я, когда оно еще не встретило Других и числит предполагаемые члены тела как чуждые Я, никаким образом не относящиеся к Я, такое соотношение Я и тела не кажется совсем уж тревожным и устрашающим – можно привыкнуть, но когда подумаешь о том, что в реальном настоящем мире вдруг мои руки, ноги станут не моими, то тут как-то становится неловко и неуютно. Вот что необычно. Оказывается, только благодаря Другим, мне комфортно, я чувствую свою цельность, упорядоченность и спокойствие. Берегите Других…

          P.S. Представьте, если вместо Других-людей вдруг появились, например, только кузнечики или только мыши. То есть никого нет из живых существ, а есть только мыши. Или только рыбы. Или только птицы с крыльями. Какие размышления были бы тогда у Я в отношении своих членов тела при первоначальной встрече с мышами? Я бы определило себя как большую мышь и стало бы крутиться и искать хвост?