Клоун Борис Вяткин и Ленин

Эгрант
                <<На Мини-конкурс Любови Кирсановой "НЕЗАБУДКИ ПАМЯТИ"
                http://proza.ru/2023/11/15/339>>               


1959 год. Я перешёл в третий класс. Родители, чтобы ребёнок не болтался летом в душном Ленинграде, сняли дачу в Сестрорецке.

Соседнюю дачу занимала семья Бориса Вяткина - циркового клоуна, народного артиста СССР. С его сыном, Борькой, моим ровесником, я подружился. Однажды, гуляя с Вяткиными по центру городка, с Борисом Петровичем заговорил подвыпивший мужчина:
- Я вас узнал. Вы клоун. Меня здесь тоже все знают. Я Емельянов, из «Ленинского сарая».
- Про «Сарай Ленина» слышал, но не бывал.
- Так пошли, покажу.

Мы сидели за столом в доме Емельянова, расположенном рядом с «Сараем Ленина», слушали рассказ пьяненького, человека.
- Не бойтесь, я уж год, как реабилитирован с восстановлением партстажа с 1917 года. Пришлось посидеть за то, что прятали с отцом здесь с Лениным*и Зиновьева**.  Не знали, что Зиновьев враг. Первый раз посадили меня ещё до войны. Отпустил повоевать с фашистами, и опять посадили. Отец мой, Николай Александрович, тоже отбывал срок перед войной, как Троцкисто – Зиновьевец. Реабилитирован. В 1954 году был восстановлен в партии, награждён орденом Ленина. И брат мой, Кондратий, реабилитирован. Но его уже успели расстрелять в 37 году. А папу в прошлом году схоронили.
Как вёл себя Владимир Ильич? Сидели они вдвоём в сарае тихо. Я им еду носил в большой миске, чтобы соседи думали, поросятам. Ночью выпускали их погулять.

Спохватившись, что сболтнул лишнее, добавил. – Ленин постоянно думал о революции. Помню, как отец, направившись за озеро, на покос, взял хоронящихся с собой.
- И Ленин косил? – спросил Борька.

Емельянов, на минуту задумавшись, ответил:
- Про это не скажу, я ж его только ночью видел.

Борис Петрович, словно испугавшись чего-то, прервал говорившего. Попрощавшись, мы сразу ушли.

Мы с Борькой тогда решили, что дядька всё наврал. Мы же читали, на памятной доске - «Здесь, в годы революции, скрывался вождь мирового пролетариата, Владимир Ильич Ленин». Про Зиновьего ни слова.

Через несколько дней, с Борькой вдвоём, пошли к "Ленинскому сараю". Там, как раз в это время, женщина - экскурсовод рассказывала пионерам:
- Тут каждая доска помнит Ленина. Представьте, как было трудно ему в духоте, без своих товарищей по партии.  А когда на противоположной стороне озера Разлив косили луг, Николай Александрович Емельянов, перевёз Ленина на лодке туда. Из стога сена был сделан шалаш. Владимир Ильич, под видом косца, жил в нём. Он, – сказала экскурсовод с гордостью, – писал воззвания к народу, сидя на пеньке.

По дороге домой, мы с Борькой обсуждали слова экскурсовода. Что же это за луг, на котором пни?

P.S.
Смешно теперь вспоминать это. Мечтал, когда вырасту, буду шофёром грузовика в промасленной, пахнущей бензином одежде, как отец. Но после посещения «Сарая Ленина» – захотелось стать косцом, чтобы в костюме, белой рубашечке и галстуке. Как Ленин на открытке, которую показала экскурсовод.

*Владимир Ильич Ленин (1870-1924) — главный организатор революции 1917 года (в России).
**Григорий Евсеевич Зиновьев (1883-1936) — После смерти Ленина один из главных претендентов на лидерство в партии.  25 августа 1936 года, за, якобы, создание Антисоветского центра, был расстрелян. Реабилитирован в 1988 году.


На фото: Борис Вяткин – слева, "Ленин в Разливе" – справа (Картина Киянченко - 1950 г).