Первый подручный сталевара

Александр Зельцер 2
«Подручный в словаре В.Даля- обиходный, часто бывающий в руках (под рукой), нужный в быту (нпр. топор). То же о людях- помощник, сотрудник, кто служит заодно  с ним. 
Первый подручный сталевара самый опытный, самый ответственный из трех подручных, он подменяет сталевара на время отсутствия, большинство из них стали потом сталеварами.
Самая ответственная работа у него- уход за сталевыпускным отверстием. Здесь он все делает своими руками, перепоручить младшему он может только относительно простую работу.
Вот плавка как здесь говорят «сошла», вслед за горячим металлом из отверстия в ковш вытек шлак. Печным шлаком нужно  управлять «с умом»:  оптимальное количество его в ковше  позволяет сохранить температуру металла для разливки. Но случается что много шлака- вредно: при выплавке отдельных марок он получается «агрессивный», он слизывает, разъедает шамотную футеровку ковша, её приходится менять раньше срока, а это перерасход кирпича, повышение себестоимости стали. По этой причине в конце выпуска ломают футеровку выпускного желоба и остаток шлака направляют в шлаковую чашу под печью.
После срыва желоба первый имеет несколько минут для отдыха- выйти на переднюю площадку, подойти к полу-душу (струи воды падают в сварную ванну), рядом –питьевой фонтанчик. Опытный рабочий не будет пить помногу и взахлеб, ведь гонять  лишние литры за смену- наверняка посадить сердце.  После первого глотка он  прополаскивает в  рту, смочит и выжмет  пропотевшую рубаху. Полных и грузных среди них почти нет- все сухие, жилистые, каленые, с впалым животом.
 Но случается что на отверстии первому приходится работать и часами. Это когда в кладку просочился металл, и еще при ремонте подины, когда пришло время заменять кладку на выходе отверстия. Кладку из магнезитового кирпича выполняет самый опытный каменщик, при этом величина швов не должна превышать одного мм. Швы заполняю мелким магнезитовым порошком. Разбивать старую кладку отбойным молотком -обязанность первого. Кладку обязательно осмотрят сталевар старший мастер («обер»*, как по старинке зовут его). За время эксплуатации в щели кладки проникает и застывает металл, на это раз не дошло до аварии- но это грозное предупреждение. Удалить все остатки металла в кладке- святая обязанность первого. Ему повезло  когда завалка затягивается и у него есть дополнительное время до заливки чугуна, после этой операции работы на отверстии д.б. окончены и к печи подсоединен («прирощен») сталевыпускной желоб. Но если завалку сделали быстро и намечено время заливки чугуна- тут первому нужно собрать волю в кулак и терпеть адскую жару 80 град. Не только терпеть, но сделать все точно и ответственно. Уже в нулевые годы мы провожали в последний путь опытного сталеплавильщика из второй бригады (варил сталь в войну в Новокузнецке) Василия Васильевича Сенечкина. Хорошо сказал на могиле его ученик, известный специалист мой приятель  Николай Крапивин: « Мы благодарны тебе Вася за учебу. Помню как учил меня первого подручного терпеть жару на задней площадке, когда уши закручиваются трубочкой и хочется все бросить и убежать в холодок- терпеть и сделать все добросовестно, ты учил нас быть металлургами».
                ***
Другая, сравнительно простая но вредная для здоровья первого- обязанность обдувать свод печи сжатым воздухом. Стойкость свода определяет все- продолжительность кампании печи, т.е. экономику и выполнение плана по цеху и заводу. Главное- управляемость этого параметра, чтобы не было аварийной, не плановой остановки печи на ремонт из-за прогара свода. В этом случае происходит наложение одного ремонта на другой, а   значит- простои с всеми вытекающими из-за нехватки сил у ремонтников..Свод –это сложная конструкция, где тяжелые огнеупорные хромомагнезитовые кирпичи подвешены на металлических тягах к металлоконструкциям. Поверх этого лабиринта проходят решетки для прохода персонала, температура там не менее 80 град, пыльно. Пыль оседает на своде от загрузка сыпучих материалов и выносится с языками пламени из печи. Наличие слоя пыли снижает теплопроводность кирпича, повышается его температура и ускоряется износ. Инструкция требовала ежесменной обдувки, за этим строго следил «обер», выбрав безопасный период он обязательно проверял работу первых в бригадах, писал предупреждения в журнале,  обнаружив грязный свод, мог  по-отечески, отведя в сторону «оттянуть» виновного. А то еще хуже выписать от 25 до 50% (лишение премии) .Поднятая в  воздух пыль потом оседала на тот же свод, на подкрановые балки, на металлоконструкции кранов, в легких работников, но другого способа в цехе в то время увы, не было. Правда, давали бесплатно молоко.
                ***
    Ушли в прошлое мартены, у сегодняшних сталеплавов(конверторщиков, электрометаллургов) проблем не меньше, у них другая, боле сложная техника, короче плавки, больше психологические нагрузки.  Бог им в помощь, и уважение к профессии!
Но вот выпуск закончился, кран увозит желоб, сталевар на печи заканчивает заправку, запрыгнув на мульдовый состав с  сыпучими материалами, опытным глазом вмиг оценивает состояние подины; особое внимание- на наличие застоев оставшегося в печи металла.  Если есть«ямы» недопустимой глубины, вскоре будет ремонт подины. О ямах  в устье отверстия он обязательно сообщит первому. Пока металл еще жидкий, первый обязательно удалит его особым приемом «осушки»;  забросит в ямку с жидким металлом магнезитовый порошок, затем удалит последний вместе с металлом уже в виде окатышей.
Он внимательно осмотрит состояние стенок отверстия. Закрытие отверстия начинают с передней стороны печи. По команде сталевара машинист зав. машины перекрывает его железной рудой. Это древний прием обеспечивает формирование т.н. «козырька» над устьем отверстия, козырек нужен для правильно схода шлака при выпуске следующей плавки. Металл тяжелее шлака, он должен выйти  и заполнить ковш. первым. Сход шлака одновременно с металлом приведет к  нежелательному его загрязнению и угару легирующих элементов, т.е. к браку. Козырек формирует сталевар, забрасывая на заднюю стенку в районе отверстия магнезитовый порошок, спекаясь, он сформирует козырек. Назначение железной руды в данный момент, прикрыть к этом месте участок подины- без неё не спекшийся порошок мог образовать «гребешок» (порожек), что затруднило бы выпуск следующей плавки.
Первый в это момент на задней площадке внимателен. Увидев в отверстии руду, он лапкой удаляет лишние куски, затем забрасывает туда слегка увлажненный порошок магнезита, в середине отверстия и на выходе он устанавливает пробку из огнеупорной глины, чтобы предупредить  осыпание (сползание) порошка под силой тяжести.
У между тем температура воздуха на задней площадке мартеновской печи около 80 град, шумит вентилятор с увлажнением, но он не решает всех проблем, ответственную работу нужно сделать быстро и точно, «на совесть». Вот уж действительно тот случай- когда «совесть- лучший контролер».
 Уже закрыт и разобран на металлом мартен, мало в живых осталось ветеранов-свидетелей тех славных лет. Но еще долго их потомки  будут помнить и гордиться, что 1 мая 1958 года-день рождения череповецкой стали.

Примечание.
Обер (нем.) значит старший. Обер-мастер на мартене и в доменном- это старший мастер.