Пикассо

Исай Фейгельман
УДИВИТЕЛЬНОЕ ПО СВОЕЙ ОТКРОВЕННОСТИ ПРИЗНАНИЕ ПАБЛО ПИКАССО, КОТОРОЕ ОН СДЕЛАЛ В КОНЦЕ ЖИЗНИ НА СВОЕМ ЮБИЛЕЕ И КОТОРОЕ ОБЪЯСНЯЕТ МНОГОЕ, ЕСЛИ НЕ ВСЁ, В "СОВРЕМЕННОМ" ИСКУССТВЕ

"Многие из нас становятся художниками по причинам, имеющим мало общего с искусством. Люди уже не ищут в искусстве утешения и чего-то высокого. Самая утонченная, состоятельная часть, дистиляторы квинтэссенции требуют нового, оригинального, экстравагантного и скандального. И я, начиная от кубизма и далее, доставлял удовольствие этим господам и критикам всевозможными экстравагантностями, которые мне приходили в голову, и, чем меньше их понимали, тем больше мною поражались, и, чем больше я забавлялся этими играми, всеми этими загадками, ребусами и арабесками, тем больше приходила ко мне слава. А слава для художника - значит распродажа, прибыли, богатство... Сейчас я, как знаете, известен и очень богат. Но, когда я остаюсь наедине с самим собой, у меня не хватает смелости увидеть в себе художника в старом, великом значении этого слова. Джотто и Тициан, Рембрандт и Гойя были великими художниками. Я - всего лишь развлекатель публики, который понял своё время. Это моё признание горько и больно, но оно заслуживает того, чтобы быть искренним...". (Пабло Пикассо)

Я задал вопрос в ChatGPT по поводу признания Пикассо и получил следующий ответ.

Да, Пабло Пикассо говорил эту фразу. Он произнес ее в 1950-х годах в интервью с французским писателем Жоржем Шаррьером.
***
Татьяна Толстая «Квадрат»

"Художник «послеквадратной» эпохи, художник, помолившийся на квадрат, заглянувший в черную дыру и не отшатнувшийся в ужасе, не верит музам и ангелам; у него свои, черные ангелы с короткими металлическими крыльями, прагматичные и самодовольные господа, знающие, почем земная слава и как захватить ее самые плотные, многослойные куски. Ремесло не нужно, нужна голова; вдохновения не нужно, нужен расчет. Люди любят новое — надо придумать новое; люди любят возмущаться  — надо их возмутить; люди равнодушны — надо их эпатировать: подсунуть под нос вонючее, оскорбительное, коробящее. Если ударить человека палкой по спине — он обернется; тут-то и надо плюнуть ему в лицо, а потом непременно взять за это деньги, иначе это не искусство."
Сказано сильно и точно.