Советские песни одиночества отчаяние, природа, кос

Александр Пасынков
Советские песни одиночества: отчаяние, природа, космос
  Экзистенциальное одиночество — это состояние, когда человек осознает свою уникальность и отделенность от других людей и мира. Экзистенциальный кризис – это психологическое состояние, которое характеризуется сомнением в смысле и цели своего существования. Он может быть вызван разными факторами, такими как смерть, болезнь, травма, неудача, потеря или изменение жизненных обстоятельств. Экзистенциальный кризис может проявляться в разных формах, таких как депрессия, тревога, апатия, разочарование или бунт.
 Можно выделить эмоциональные признаки, сопутствующие экзистенциальному одиночеству:
из-за низкого самоуважения, неудачного прошлого опыта появляется хроническая печаль и чувство безнадежности, боязнь новых разочарований, чувство вины; недоверие к другим людям - к озлоблению и горечи;
неспособность завязать глубокие личностные отношения переживается в виде бессилия и обреченности; стыд и беспомощность появляются в случае сексуальной тревожности; боязнь эмоциональной близости; неопределенность в оценке собственных чувств.

«День  за  днем небытие заполняло меня; не знакомое одиночество человека, у которого нет  ни друзей, ни любимой, а именно небытие, духовная робинзонада, почти осязаемая, как раковая опухоль или туберкулезная каверна».
Фаулз. Волхв

Философ – экзистенциалист Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.
В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния:

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, несоответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние возникающее от нежелания быть самим собой приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека. Я для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

http://www.philosophy.ru/library/kirk/01/0.html «Страх и трепет»
http://www.kierkegaard.newmail.ru/ Сайт, посвящённый С. Киркегору
Киркегор С. Несчастнейший // Северные цветы, кн. 4. СПб., 1908.


Жизненный путь многих из нас усеян волосами, вырванными из головы.
Лешек Кумор

Экзистенциальное одиночество не является постоянным состоянием, а меняется во времени и пространстве. В любом случае, экзистенциальное одиночество является важной частью человеческого опыта, который требует глубокого осмысления и уважения.
Экзистенциальное одиночество и необходимость его преодоления. Новая …. https://fil.wikireading.ru/13226.
Экзистенциальное одиночество, связь со страхами и неуверенностью.
Чехов осмысливает экзистенциональное одиночество в русском этносе:
«Отдался ощущению, которое я так любил. Это - ощущение страшного одиночества,  когда вам кажется, что во всей вселенной, темной и бесформенной, существуете только вы один. Ощущение гордое, демоническое, доступное только русским людям, у которых мысли и ощущения так же широки, безграничны и суровы, как их равнины, леса, снега. Если бы я был художником, то непременно изобразил бы выражение лица у русского человека, когда он сидит неподвижно и, подобрав под себя ноги, обняв голову руками, предается этому ощущению... А рядом с этим ощущением мысли о бесцельной жизни, о смерти, загробных потемках... мысли не стоят гроша медного, но выражение лица, должно быть, прекрасно...».
Чехов. Огни.

Национальный код экзистенционального одиночества в русском этносе преломился через линзу исторических трагедий и переломных событий двадцатого столетия, советской повседневности и идеологии и сфокусировался выразительной творческой силой в советской песне об одиночестве.
Музыка – это один из способов справиться с экзистенциальным кризисом или предотвратить его.
Тема одиночества в отчаянии от непонимания окружающих, отсутствия коммуникации с ними, потери смысла и цели жизни как экзистенциального кризиса личности присутствует в некоторых советских песнях об одиночестве.

Тема одиночества в песне «Кони привередливые» Владимира Высоцкого – самая яркая в репертуаре певца. С одной стороны, песня повествует о человеке, который гонит коней над обрывом, но, предчувствуя собственную скорую гибель, умоляет их не скакать так быстро, чтобы последний путь продлился хоть немного дольше. Для поэта кони - символы необузданной силы судьбы и хаоса, он потерял управления силами своей судьбы и гибнет, осознавая ужас своего одиночества перед смертью. Он не боится смерти, но чувствует себя одиноким и непонятым в этом мире, не найдя свою настоящую любовь и счастье. Он понимает, что его жизнь – это только миг, который скоро исчезнет.

Текст песни Кони привередливые
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю — погоняю, —
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю,
Чую с гибельным восторгом: пропадаю! Пропадаю!

Мы успели — в гости к Богу не бывает опозданий;
Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?
Или это колокольчик весь зашёлся от рыданий?
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?
 
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне попались привередливые…
Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!
 
Владимир Высоцкий – Кони привередливые – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=4hQQ4i7bf4U.
Кони привередливые (Fastidious Horses) – Genius.
В песне «Цыганочка» Владимир Высоцкий декламирует отчаяние и одиночество потерявшего смысл жизни, ее ценности и временного потока судьбы, глубоко несчастного человека.
Цыганочка
В сон мне – желтые огни,
И хриплю во сне я:
- Повремени, повремени,-
Утро мудренее!
Но и утром всё не так,
Нет того веселья:
Или куришь натощак,
Или пьешь с похмелья.
….
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце – подавно.
И ни церковь, ни кабак –
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!

В сон мне – желтые огни,
И хриплю во сне я:
- Повремени, повремени,-
Утро мудренее!
Но и утром всё не так,
Нет того веселья:
Или куришь натощак,
Или пьешь с похмелья.
….
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце – подавно.
И ни церковь, ни кабак –
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!
Владимир Высоцкий – 100 Лучших песен. Часть 1 – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=lKe9wvLcb5Q.

Тема одиночества в песне «Зеленоглазое такси» Михаила Боярского повествует о человеке, который возвращается домой после долгого отсутствия и жаждет встречи с любимыми людьми. Он обращается к такси, как к символу свободы и возможности перемещаться по миру. Он надеется, что его ждут и рады ему, и что он не потерял связь с прошлым. С другой стороны, песня может отражать чувство одиночества и отчуждения, которое испытывает человек, живущий в большом городе. Он не знает, куда ехать и к кому обращаться. Он ищет утешения в зеленоглазом такси, которое является единственным свидетелем его жизни. Он не уверен, что его кто-то ждет и понимает. Он мечтает о том, чтобы вернуться в прошлое, туда, где он был счастлив.
Песня «Зеленоглазое такси» была написана в 1987 году композитором Олегом Квашой и поэтом Валерием Панфиловым. Изначально песню исполнял сам Олег Кваша, но в 1988 году она была записана Михаилом Боярским для диска-гиганта «Каждый возьмёт своё» фирмы «Мелодия». Песня стала одним из самых известных и любимых хитов Михаила Боярского, который исполнял её на разных концертах и фестивалях.
Вот и осталось лишь снять усталость
И этот вечер мне душу лечит.
О-о о-о, зеленоглазое такси, о-о о-о, притормози, притормози
О-о о-о, и отвези меня туда, о-о о-о, где будут рады мне всегда, всегда.
Там и не спросят где меня носит
Там, я-то знаю, все понимают.

Mikhail Boyarsky – Текст песни Зеленоглазое такси (Zelenoglazoe taksi) – RU.
Тема одиночества в песне «Ария Мистера Икс» Георга Отса может быть рассмотрена с точки зрения человека, который живет в мире иллюзий и не может найти свою настоящую любовь. Он выступает в цирке под маской акробата, который играет со смертью, но на самом деле он чувствует себя одиноким и непонятым. Он не знает, кто он такой и куда ему идти. Он ищет утешения в музыке скрипки, которая напоминает ему о его родном городе и о девушке, которую он любил. Он понимает, что его жизнь – это только миг, который скоро исчезнет.
Песня «Ария Мистера Икс» была написана в 1945 году композитором Имре Кальманом на слова Оскара Клейнера для оперетты «Цирк-принцесса» . Песня исполнялась советским актером и певцом Георгом Отсом, который был одним из самых популярных и любимых звезд советской эстрады . Песня имеет лиричный и драматический характер, соответствующий судьбе главного героя.

Да, я шут, я циркач! Так что же!
Пусть меня так зовут вельможи.
Как они от меня далеки, далеки –
Никогда не дадут руки.

Цветы роняют
Лепестки на песок,
Никто не знает,
Как мой путь одинок.
Сквозь ночь и ветер
Мне идти суждено,
Нигде не светит
Мне родное окно.

Устал я греться
У чужого огня,
Но где ж то сердце,
Что полюбит меня?
Живу без ласки,
Боль свою затая…
Всегда быть в маске –
Судьба моя!

Георг Отс – Ария Мистера Икс – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=GfDcy1zmNXQ.
Георг Отс – Ария Мистера Икс текст песни, слова.
Александр Дольский в песне» Как мало нам дает любовь» поёт о призрачной ценности иллюзии любви и порождению одиночества как потери смысла и ценности в результате гибели любви.

Как мало нам дает любовь!..
Её добыча – обладанье,
Её безумства – оправданье
Житейской глупости любой.
Её богатство – лишь частица
Сокровищ наших и вериг.
И только горе может длиться,
А наслажденью время – миг.
Все преступленья и старанья
Преобразуются в одно –
Воспоминанье обладанья…

 Книги Александра Дольского – 10 произведений. https://knigogid.ru/authors/36534-aleksandr-dolskiy/books.

Татьяна и Сергей Никитины повторяют эту тему замечательно выразительными стихами Юрий Левитанского:

Светлый праздник бездомности
Светлый праздник бездомности,
Тихий свет без огня.
Ощущенье бездонности
Августовского дня.

Вот и кончено полностью,
Вот и кончено с ней,
С этой маленькой повестью
Наших судеб и дней,

Наших дней, перемеченных
Торопливой судьбой,
Наших двух переменчивых,
Наших судеб с тобой.
100 лет и 100 песен Юрия Левитанского – Год Литературы.
В советской песне Константин Никольский - талантливый неформатный поэт одиночества и исполнитель.
Песня «Когда поймёшь умом, что ты один на свете» Константина Никольского — это произведение, в котором затронута тема одиночества и поиска смысла жизни. Он чувствует себя одиноким и непонятым в этом мире.
Когда поймёшь умом, что ты один на свете,
И одиночества дорога так длинна,
То жить легко и думаешь о смерти,
Как о последней капле горького вина.

Вот мой бокал, в нём больше ни глотка,
Той жизни, что как мёд была сладка,
В нём только горечь неразбавленной печали,
Оставшейся на долю старика.

Текст песни Когда поймёшь умом – Lyrics Translate.
текст песни «Я сам из тех»:
Я сам из тех, кто спрятался за дверь,
Кто мог идти, но дальше не идет,
Кто мог сказать, но только молча ждет,
Кто духом пал и ни во что не верит.

Моя душа беззвучно слезы льет,
Я песню спел – она не прозвучала,
Устал я петь, мне не начать сначала,
Не сделать новый шаг, и не смотреть вперед.

Я тот, чей разум прошлым лишь живет,
Я тот, чей голос глух и потому
К сияющим вершинам не зовет,
….
Константин Никольский – Я сам из тех текст.
 «Я бреду по бездорожью» Константина Никольского:

Я бреду по бездорожью, мысли рвутся как в бреду,
Каждый шаг неосторожный мне из радости в беду,
Будто в плен, или на волю должен долю выбрать я,
Чьей судьбы, любви и боли мне откроются края.
Константин Никольский – Я бреду по бездорожью текст.
текст песни «Прошедший день» Константина Никольского:
Прошедший день, как тень, ушел,
Оставив в сердце грусть и боль.
Но вновь придет, и с ним опять
Воспоминанья горький чад.
Константин Никольский – Прошедший день текст песни.
текст песни «КТО ВИНОВАТ» Константина Никольского:
Кто виноват, что ты устал,
Что не нашёл, чего так ждал;
Всё потерял, что так искал;
Поднялся в небо и упал?
 
И чья вина, что день за днём
Уходит жизнь чужим путём,
И одиноким стал твой дом,
И пусто за твоим окном?


Одиночество в советской эстраде – это сложное и многогранное явление.
Одна из тем: тоска по родине и разлуке с ней.

Тема одиночества в песне «Я прошу, хоть ненадолго, боль моя, ты покинь меня» из фильма «17 мгновений весны» — это тема, которая отражает переживания главного героя фильма — советского разведчика Максима Исаева, который работает под прикрытием в Германии под именем Штирлица. Он не может открыто выражать свои чувства и мысли, он постоянно рискует своей жизнью и не знает, сможет ли он вернуться к своей родине и своей любимой жене. Он чувствует себя одиноким и обречённым, не имея поддержки и понимания.
Песня была написана поэтом Робертом Рождественским и композитором Микаэлом Таривердиевым для самого популярного советского сериала «17 мгновений весны». Она стала одной из визитных карточек Иосифа Кобзона, который исполнял её в разных версиях и аранжировках. Песня также была исполнена другими артистами, такими как Лев Лещенко, Валерий Ободзинский и другие.
Песня имеет следующий текст:

Я прошу: хоть ненадолго,
Боль моя, ты покинь меня,
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.

Берег мой, покажись вдали,
Краешком, тонкой линией,
Берег мой, берег ласковый,
Ах до тебя, родной, доплыть бы,
Доплыть бы хотя б когда-нибудь.

Семнадцать мгновений весны (1973) – тексты песен – советские фильмы …. https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/6348/song/.
Где-то далеко – «Семнадцать мгновений весны». http://www.bards.ru/archives/part.php?id=54518.
17 мгновений весны – Песня о далекой Родине текст песни, слова. Понятие Родина в русской песне XX века – тема научной статьи по ….
Вот примеры других песен , посвящённых этой теме:
Е. Агранович ( песня из кинофильма «Судьба резидента», композитор Михаил Ножкин)

Я в весеннем лесу…

Я в весеннем лесу пил березовый сок,

С ненаглядной певуньей в стогу ночевал…

Что имел — потерял, что любил — не сберег.

Был я смел и удачлив, а счастья не знал.
….
Зачеркнуть бы всю жизнь и сначала начать,

Прилететь к ненаглядной певунье моей…

Да вот только узнает ли Родина-мать

Одного из пропавших своих сыновей?

ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ СССР ; ЗОЛОТЫЕ ХИТЫ 70-80х ; ПЕСНИ КОТОРЫЕ ЗНАЮТ ВСЕ ;. https://www.youtube.com/watch?v=8EByB6yLEV4.

А. Городницкий

Над Канадой


Над Канадой, над Канадой

Солнце низкое садится.

Мне уснуть давно бы надо,

Но отчего же мне не спится?


Над Канадой небо сине,

Меж берез дожди косые.

Хоть похоже на Россию,

Только все же не Россия.


ТОП 100 ЛУЧШИХ ПЕСЕН СССР по ПРОСМОТРАМ | Cоветские песни и хиты. https://www.youtube.com/watch?v=BWVJ7PvrvUE.

Особенность российского одиночества непосредственно исторически, генетически заложена природной средой обитания .

«Жизнь удаленными друг от друга, уединенными  деревнями  при  недостатке общения, естественно, не могла  приучать  великоросса  действовать  большими союзами, дружными массами. Великоросс работал не на открытом поле, на глазах у всех, подобно обитателю южной Руси: он боролся с природой  в  одиночку,  в глуши леса с топором в руке. То была молчаливая черная  работа  над  внешней природой, над лесом или диким полем, а не над  собой  и  обществом,  не  над своими чувствами и отношениями к людям.  Потому  великоросс  лучше  работает один, когда на него никто не  смотрит,  и  с  трудом  привыкает  к  дружному действию общими силами. Он вообще замкнут и  осторожен,  даже  робок,  вечно себе на уме, необщителен, лучше сам с собой, чем на людях,  лучше  в  начале дела, когда еще не уверен в себе и в успехе,  и  хуже  в  конце,  когда  уже добьется некоторого успеха и привлечет внимание:  неуверенность в себе возбуждает его силы, а успех роняет их. Ему  легче одолеть препятствие,  опасность,  неудачу,  чем  с.  тактом  и  достоинством выдержать успех; легче сделать великое,  чем  освоиться  с  мыслью  о  своем величии. Он  принадлежит  к  тому  типу  умных  людей,  которые  глупеют  от признания своего ума.  Словом,  великоросс  лучше  великорусского  общества.
Должно быть, каждому народу от природы положено воспринимать из  окружающего мира, как и из переживаемых судеб, и претворять в свой характер не всякие, а только известные впечатления, и отсюда происходит разнообразие  национальных складов, или типов, подобно тому как неодинаковая  световая  восприимчивость производит  разнообразие  цветов.  Сообразно  с  этим  и  народ  смотрит  на окружающее и переживаемое под известным углом, отражает то и другое в  своём сознании с известным преломлением. Природа страны, наверное, не без  участия в степени и направлении этого преломления».
В.О.Ключевский. Курс русской истории
http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm


Интегрирование в себя, в своё одиночество структуры другого рождает нацию.
Тема погружения в красоту природы как способа достижения одиночества в советских песнях является довольно интересной и многогранной. С одной стороны, природа может быть источником утешения, вдохновения и гармонии для человека, который испытывает одиночество в обществе. С другой стороны, природа может быть пространством отрешения, отчуждения и безысходности для человека, который не находит своего места в мире. В советских песнях можно найти разные отражения этой темы, которые зависят от авторов, исполнителей и контекста.
Тема погружения в красоту природы как способа достижения одиночества в советских песнях имеет разные грани и оттенки. Природа может быть другом или врагом, радостью или печалью, мечтой или реальностью для человека, который сталкивается с одиночеством.
О таком сближении с природой в одиночестве пишет   Генри Дэвид Торо ( en. Henry David Thoreau, 12 июля 1817, Конкорд, штат Массачусетс, США — 6 мая 1862, там же) — американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель, аболиционист.
Весной 1845 года 27-летний автор, проникнувшись трансценденталистскими идеями Эмерсона, решил поставить эксперимент по изоляции от общества и сосредоточении на самом себе и своих нуждах. Он поселился на окраине Конкорда (штат Массачусетс) в построенной им самим хижине на берегу Уолденского пруда.
Всё необходимое для жизни он обеспечивал самостоятельно, проводя большую часть времени за огородничеством, рыбалкой, чтением классиков, плаванием и греблей. В общей сложности в уединении Торо провёл два года, два месяца и два дня. При этом он не прятался от людей и регулярно общался с жителями Конкорда, включая самого владельца пруда — Эмерсона.
В книге о своем опыте одиночества он, в частности, писал: «Иногда, сравнивая себя с другими, я вижу, что боги щедрее оделили меня, по-видимому, больше, чем я заслуживаю. Я нахожусь под особым их покровительством, и мне обеспечено многое, чего не имеют другие люди. Я не льщу себе, - это они, если можно так сказать, мне льстят. Никогда еще я не чувствовал себя одиноким, никогда не бывал подавлен чувством одиночества, и только однажды, через неделю-другую после моего переселения в лес, я на какой-нибудь час усомнился в том, возможна ли безмятежная и здоровая жизнь без тесного общения с людьми. Мне было неприятно оказаться одному. Но я чувствовал, что это было болезненное состояние, и уже предвидел, что оно пройдет. Среди этих мыслей, под шум тихого дождя, я внезапно ощутил - в падении дождевых капель, в каждом звуке и каждом предмете вокруг дома - нечто бесконечно дружественное, и это меня поддержало; воображаемые преимущества человеческого общества показались мне незначащими, и с тех пор я больше о них не думал. Каждая сосновая игла наливалась симпатией и предлагала мне свою дружбу. Я так явственно ощутил нечто родственное даже в тех аспектах природы, которые принято называть мрачными и дикими, так ясно понял, что ближайшим кровным моим родичем не обязательно должен быть человек и сосед, что отныне не буду чувствовать себя чужим ни в какой глуши...
Мне часто говорят: "Вы, вероятно, чувствовали себя там одиноким и вам хотелось быть поближе к людям, особенно в дождливые и снежные дни или по ночам". Мне хочется в таких случаях ответить, что вся обитаемая нами земля - всего лишь точка в мировом пространстве. Как вы думаете, разве не далеки друг от друга двое самых отдаленных жителей вон той звезды, диаметр которой мы даже не можем измерить нашими приборами? Отчего бы мне чувствовать себя одиноким? Разве наша планета не находится на Млечном пути? Ваш вопрос представляется мне не самым существенным. Как далеко должен быть человек от своих ближних, чтобы чувствовать себя одиноким? Я выяснил, что иногда, сколько ни шагай, это не помогает сближению двух душ. Чья близость более всего необходима нам? Мышление помогает нам "выйти из себя", но не в обычном смысле этих слов. Сознательным умственным усилием мы можем отстраниться от действий и их последствий, и тогда все, хорошее и плохое, пойдет мимо нас, как поток. Мы не целиком связаны с Природой. Я могу быть бревном, плывущим по течению, но могу быть и Индрой, созерцающим его с небес. Я могу быть взволнован театральным представлением, и, с другой стороны, остаться равнодушным к действительному событию, которое, по-видимому, касается меня гораздо ближе. Я знаю себя лишь как человеческое существо, вместилище мыслей и чувств, и ощущаю известное раздвоение, которое позволяет мне так же взглянуть со стороны на себя, как и на любого другого...».
ГЕНРИ  ДЭВИД  ТОРО. УОЛДЕН ИЛИ ЖИЗНЬ  В  ЛЕСУ. Издательство "Наука". Москва, 1980
http://www.lib.ru/INPROZ/TORO/walden.txt  В библиотеке Максима Мошкова.

Компенсаторное общение человека с природой как способ смягчения одиночества. Красота в природе — Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/.
Песни об Одиночестве (Songs about loneliness) | ВКонтакте. https://vk.com/so_alone_together.
100+ советских и русских песен, изменивших нашу жизнь: от 60-х до 2020-х. https://www.timeout.ru/msk/feature/496798.

Антология советских песен об одиночестве  содержит замечательные образцы о целительных силах природы как опоры одинокого человека.
Песня «Синяя вечность» Муслима Магомаева — это произведение, в котором выражено чувство одиночества и тоски по недостижимой любви. Одинокий герой обращается к вечной энергии синей бесконечности и бескрайности моря в надежде обрести покой  и выход из отчаянного одиночества. Мужчина чувствует себя одиноким и непонятым в своём мире и чувствует себя одиноким и бессильным перед судьбой. Певец обращается к морю, как к символу вечности, свободы и мечты. Он просит море унести его в дальние дали, где ждет его любимая. Песня имеет трагический подтекст, так как певец понимает, что его желание не сбудется, и он останется один в этом мире.
Песня была написана Магомаевым в 1969 году на стихи своего друга Геннадия Козловского. Песня стала одной из самых известных и любимых в советской эстраде и получила множество наград и признаний. Магомаев исполнял ее на разных языках и с разными оркестрами. Песня также была исполнена другими певцами, такими как Тамара Гвердцители и Сергей Волчков.
Синяя вечность

Море вернулось
Говором чаек,
Песней прибоя
Рассвет пробудив.
Сердце, как друга,
Море встречает,
Сердце, как песня,
Летит из груди.

О, море, море,
Преданным скалам
Ты ненадолго
Подаришь прибой.
Море, возьми меня
В дальние дали
Парусом алым
Вместе с собой.

История песни «Синяя вечность» Муслима Магомаева | FUZZ MUSIC. https://fuzz-music.com/sinyaya-vechnost-magomaeva/.
Смысл песни О море море (Синяя вечность) | Какой Смысл.  «Синяя вечность». Поёт Муслим Магомаев – ClassicalMusicNews.Ru.  «Синяя вечность» и другие песни Муслима Магомаева. https://dzen.ru/a/YqHRzNNtknKvQDW9.

Обращение к гармонии природы в поисках покоя в одиночестве звучит в песне  «Берёза белая» Льва Лещенко:
Берёза белая
Берёза –
Белая подруга
Весенних зорь,
Прозрачных рек, -

О чём поёшь,
Моя берёза,
Качаясь тихо,
Как во сне.
И почему не знаю
Слёзы,
И почему не знаю
Слёзы
Приходят светлые
Ко мне.
Лев Лещенко. Золотые хиты. Сборник песен 1970-90-х – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=S7nCU2-DGds.
Песня «Прощание с горами» Владимира Высоцкого. Это одна из самых известных и любимых песен советской эстрады, которая была написана композитором и поэтом Владимиром Песня «Прощание с горами» стала одной из самых популярных и любимых песен советской эстрады, которая получила множество кавер-версий и переосмыслений.
 
Прощание с горами
В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы – просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас и зовут нас остаться.
Но спускаемся мы – кто на год, кто совсем,
Потому что всегда, потому что всегда мы должны возвращаться.

Владимир Высоцкий – Прощание с горами (1966) текст песни, слова. Романтика разлук в советских «Геологических» песнях – тема научной ….
Владимир Высоцкий
Здесь лапы у елей дрожат на весу…
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно –
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.

Твой мир колдунами на тысячи лет
Укрыт от меня и от света, -
И думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот.

В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно,
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно?
Владимир Высоцкий – 100 Лучших песен. Часть 1 – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=lKe9wvLcb5Q

Тема одиночества в песне «За туманом» очень ясна и проникновенна. Песня рассказывает о чувствах человека, который покидает свою родину и отправляется в дальние края, в поисках мечты и свободы. Он не знает, что его ждет за туманом, но он не может остаться на месте. Он оставляет за собой своих друзей, свою любовь, свою жизнь. Он чувствует себя одиноким и непонятым, но он не жалеет о своем выборе. Песня была написана Юрием Кукиным в 1964 году на мелодию итальянского композитора Вирджилио Пандзути. Песня стала одной из самых популярных и любимых песен советской эстрады и авторской песни. Песня стала неофициальным гимном геологов и туристов, которые также стремились к приключениям и открытиям. Песня имеет два куплета и припев, которые повторяются с разными вариациями. Песня имеет размер 4/4 и тональность ре-минор.


За туманом


Понимаешь, это странно, очень странно,

Но такой уж я законченный чудак:

Я гоняюсь за туманом, за туманом,

И с собою мне не справиться никак.


Люди сосланы делами,

Люди едут за деньгами,

Убегают от обиды, от тоски…

А я еду, а я еду за мечтами,

За туманом и за запахом тайги.

….
ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ СССР ; ЗОЛОТЫЕ ХИТЫ 70-80х ; ПЕСНИ КОТОРЫЕ ЗНАЮТ ВСЕ ;. https://www.youtube.com/watch?v=8EByB6yLEV4.

Песня «Я спросил у ясеня» (Композитор М. Таривердиев, поэт Е.Евтушенко)


Я спросил у ясеня,

Где моя любимая.

Ясень не ответил мне,

Качая головой.

Я спросил у тополя,

Где моя любимая.

Тополь забросал меня

Осеннею листвой.



Я спросил у осени,

Где моя любимая.

Осень мне ответила

Проливным дождем.

У дождя я спрашивал,

Где моя любимая.

Долго дождик слезы лил

За моим окном.

Ирония судьбы, или С лёгким паром! (1975) – тексты песен – советские …. https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2732/song/.
Ирония судьбы, или с легким паром! Саундтрек, OST, музыка из фильма. https://www.kinomania.ru/film/399112/soundtracks.

ВИА Цветы – песня «Есть глаза у цветов»
Расул Гамзатов
Перевод Наума Гребнева
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я, цветы, как люди плачут,
И росу роняют на песок.
ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ СССР ; ЗОЛОТЫЕ ХИТЫ 70-80х ; ПЕСНИ КОТОРЫЕ ЗНАЮТ ВСЕ ;. https://www.youtube.com/watch?v=8EByB6yLEV4.

Тема одиночества в песне Булата Окуджавы «Синяя крона, малиновый ствол» очень ярко и трогательно выражена. Это песня о прощании с новогодней елкой, которая символизирует не только праздник, но и любовь. Герой песни вспоминает, как он наряжал елку, как он влюбился в женщину, которая была с ним в этот вечер, как он верил в чудо и счастье. Но теперь все это кончилось, и ему приходится расставаться с елкой и с любовью. Он чувствует себя одиноким и обреченным, он не знает, что ждет его впереди. Он сравнивает елку с уходящим оленем, с Спасом-На-Крови, со следом удивлённой любви. Песня Булата Окуджавы «Синяя крона, малиновый ствол» является одной из самых известных и любимых его песен. Она была написана в 1966 году и вошла в его книгу «Март великодушный». Она также была исполнена многими другими артистами, такими как Елена Фролова, Александр Городницкий, Леонид Сергеев и другие.

Синяя крона, малиновый ствол,
Звяканье шишек зелёных.
Где-то по комнатам ветер прошёл:
Там поздравляли влюблённых.
Где-то он старые струны задел —
Тянется их перекличка…
Вот и январь накатил-налетел,
Бешеный, как электричка.
Мы в пух и прах наряжали тебя,
Мы тебе верно служили,
Громко в картонные трубы трубя,
Словно на подвиг спешили.
Даже поверилось где-то на миг
(знать, в простодушье сердечном):
Женщины той очарованный лик
Слит с твоим празднеством вечным.
В миг расставания, в час платежа,
В день увяданья недели
Чем это стала ты нехороша?
Что они все, одурели?!
И утончённые как соловьи,
Гордые, как гренадеры,
Что же надёжные руки свои
Прячут твои кавалеры?
Нет бы собраться им — время унять,
Нет бы им всем — расстараться…
Но начинают колёса стучать:
Как тяжело расставаться!
Но начинается вновь суета.
Время по-своему судит.
И в суете тебя сняли с креста,
И воскресенья не будет.

Елена Фролова «Синяя крона…» (Б.Окуджава) – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=xtUuGqkd470.
Булат Окуджава – «Прощание с новогодней елкой». http://bards.ru/archives/part.php?id=17943.
Булат Окуджава. Критика. Анализ поэзий Б. Окуджавы.
Тема одиночества как способа единства с богом, природой, космосом в советских песнях.

Одиночество — это не только состояние, когда человек чувствует себя изолированным или непонятым другими людьми. Одиночество также может быть состоянием, когда человек стремится к единству с богом, природой, космосом или другой высшей силой. Такое одиночество может приводить к чувству гармонии, благодати, мира или просветления.
Космическое одиночество характеризуется чувством потери связи с бытием, своей обособленностью в мире.  Космическое измерение одиночества применимо, по крайней мере, к трем различным формам самовосприятия: постижению себя как цельной личности, благодаря чему человек соотносится с миром и природой; причастности к мистическим, таинственным аспектам жизни, предельно близким к Богу или к глубинам бытия; веры человека в уникальность своей судьбы.
Космическое одиночество – это переживание человеком своей отдалённости от "всеобъемлющей" сущности, каковой может представляться
a. природа, космос, мир;
b. Бог, "высший разум""
c. человеческая история.

               
   Антон Павлович Чехов пишет: «Когда долго, не отрывая глаз, смотришь на глубокое небо, то почему-то мысли и душа сливаются в сознание одиночества. Начинаешь чувствовать себя непоправимо одиноким, и всё то, что считал раньше близким и родным, становится бесконечно далеким и не имеющим цены. Звезды, глядящие с неба уже тысячи лет, само непонятное небо и мгла, равнодушные к короткой жизни человека, когда остаешься с ними с глазу на глаз и стараешься постигнуть их смысл, гнетут душу своим молчанием; приходит на мысль то одиночество, которое ждет каждого из нас в могиле, и сущность жизни представляется отчаянной, ужасной...».
Чехов А.П. Степь.
   
За жизнь я зацепиться забываю,
 Невольным одиночеством объят.
 И это одиночество нейд
 На убыль, а скорей наоборот -            
Так сумеречны белые просторы,               
Что ничего не знаешь наперед.
Поэтому пугаете напрасно
Тем, что миры безмерны и безгласны
 И небеса мертвы. Здесь, за дверьми,            
Пространства столь же пусты и ужасны.
               
                Роберт Фрост


Советские достижения в космосе стимулировали песни о космическом одиночестве по нескольким причинам. Во-первых, советская космическая программа была одним из главных источников национальной гордости и патриотизма, которые отражались в песнях, посвященных космонавтам и их подвигам. Во-вторых, советская космическая программа была также одним из главных источников научного прогресса и фантазии, которые вдохновляли песни, посвященные космосу и его тайнам. В-третьих, советская действительность  «строителей коммунизма» была  одним из главных источников экзистенциального опыта и драмы, которые порождали песни, посвященные космическому одиночеству. Возможно, что создание песен о космическом одиночестве вызвано мечтой о далеком, более гармоничном и свободном мире, но это не единственная причина. Песни о космическом одиночестве также могли быть вызваны другими факторами, такими как:
- Личный опыт и эмоции авторов и исполнителей, которые могли переживать одиночество, тоску, любовь, страх или надежду в своей жизни на Земле или в космосе.
- Художественным вдохновением и творчеством авторов и исполнителей, которые могли использовать космическую тематику как способ выражения своего стиля.
- Социальным контекстом, влияющим на авторов и исполнителей, которые могли отражать или критиковать реальность своего времени, общества или политики.

Советские песни о космическом одиночестве – это сложный и многозначный феномен, который имеет разные причины и смыслы для разных людей. Они могут быть как выражением мечты о далеком мире, так и способом отторжения реального мира.
Некоторые советские песни отражают тему одиночества как способа единства с богом, природой, космосом, выражая свои эмоции и мысли через музыку и слова. Эти песни являются примерами песен, которые затрагивают тему одиночества как способа единства с богом, природой, космосом.
- «Где-то далеко» - песня Александра Зацепина и Леонида Дербенева из фильма «Москва-Кассиопея» (1973), в которой рассказывается о приключениях советских школьников, отправившихся на другую планету. Песня выражает чувство ностальгии по Земле и родным, а также желание вернуться домой.
- «Песня о звездах» - песня Александра Пахмутовой и Николая Добронравова, исполненная Юрием Гуляевым в 1969 году. Песня посвящена первому человеку, вышедшему в открытый космос – Алексею Леонову. Песня выражает чувство восхищения перед красотой звезд и космоса, а также чувство одиночества и ответственности перед своей миссией.
24 лучшие песни о космосе и космонавтах. https://www.timeout.ru/msk/feature/495110.
7 интересных фактов о советских космических достижениях. https://lifehacker.ru/7-facts-about-the-space-race/.
Другие примеры:
Самоцветы
Песня «ТАМ, ЗА ОБЛАКАМИ» о подвиге одинокого человека, расширяющего и покоряющего пространство и время во имя будущей любви.

В небе колышется дождь молодой,
Ветры летят по равнинам бессонным…
Знать бы, что меня ждет за далекой чертой,
Там, за горизонтом…

Шел я к высокому небу не зря,
Спал, укрываясь большими снегами,
Но зато я узнал, что такое заря –
Там, за облаками.

Верю, что все неудачи стерпя,
Жизнь отдавая друзьям и дорогам,
Я узнаю Любовь, повстречаю тебя
Там, за поворотом…
Роберт Рождественский, 1973
ВИА «Самоцветы». Сборник песен (1973-87) – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=1G8NrETmC-8.

Песня «Притяжение Земли» Лева Лещенко — это песня о том, как человек восхищается красотой и разнообразием природы, но также чувствует себя одиноким и оторванным от нее. Он поет о том, что он любит землю, но что он не может наслаждаться ее дарами, потому что он живет вдали от родных мест. Он поет о том, что хочет вернуться к своим корням, к своей земле, но не знает, как это сделать. Он мечтает о мире и гармонии.
Лев Лещенко
Притяжение земли
Как безмерно оно, притяженье земли –
Притяженье полей и печальных ракит.
Тех дорог, по которым мы в детстве прошли,
И дорог, по которым пройти предстоит.
….
Мы – дети галактики,
Но самое главное,
Мы – дети твои,
Дорогая Земля!
Песня была написана в 1974 году композитором Александром Пахмутовым на стихи поэта Николая Добронравова. Песня стала одним из самых известных и любимых хитов Льва Лещенко, который исполнил ее с большим чувством и мастерством. Его голос звучал то ласково и нежно, то страстно и проникновенно. Он передавал все оттенки чувств героя песни, его любовь и боль.

Песня «Земля в иллюминаторе» группы «Земляне» — это патриотическая песня о том, как советские космонавты чувствуют себя одинокими и грустными в космосе, но гордятся своей миссией и любовью к родной земле. Они мечтают о том, чтобы вернуться на землю, где их ждут друзья и семья. Эта песня была написана по стихам Александра Поперечного и музыке Владимира Мигули.
Земля в иллюминаторе
Земля в иллюминаторе
Земля в иллюминаторе видна
Как сын грустит о матери как сын грустит о матери
Грустим мы о Земле она одна
А звезды тем не менее а звезды тем не менее
Чуть ближе но все так же холодны
И как в часы затмения и как в часы затмения
Ждем света и земные видим сны

И снится нам не рокот космодрома
Ни эта ледяная синева а снится нам трава
Трава у дома зеленая зеленая трава

А мы летим орбитами путями не избитыми
Прошит метеоритами простор
Оправдан риск и мужество космическая музыка
Вплывает в деловой наш разговор
В какой-то дымке матовой
Земля в иллюминаторе
Вечерняя и ранняя заря
А сын грустит о матери а сын грустит о матери
Ждет сына мать а сыновей Земля

Земляне. Земля в иллюминаторе (Трава у дома) – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=2TYqDTvMwUU.
OST – Земля в иллюминаторе (Хиты 80-90-х) | Текст песни. https://pesni.guru/text/ost-----80-90-.

Песня «Твоя нежность» о вере в универсальное космическое происхождение природы любви земного человека, об убеждённости  в способности космоса принять нежность и любовь человека.
А.Пахмутова, Н.Добронравов.

Век двадцатый — век больших разлук…
И тебе сейчас трудней, чем мне, —
Ждать труднее, чем идти на риск…
Между нами миллиарды звёзд,
Между нами радиаций яростный дождь,
Но в небо
С далёкой земли
Долетает
Твоя нежность…
….
Я лечу, и на меня глядят
Воспалённые зрачки планет;
Слышу ласковое пенье звёзд, —
Светел голос неземных светил…
Только в мире нет любви
Сильнее земной,
И здесь, во Вселенной,
Меня окрыляет
Твоя нежность…

«Заряженные частицы с одинаковыми зарядами испытывают сильное отталкивание друг от друга. Можно подумать, что они питают отвращение к себе подобным, как будто весь микромир сплошь населен отшельниками и мизантропами. Электроны отталкивают электроны. Протоны отталкивают протоны. Но что же тогда скрепляет атомные ядра? Почему же они не распадаются немедленно на части? Да потому, что существует сила иной природы — не гравитация и не электричество, а особая ядерная сила с коротким радиусом действия, которая, подобно цепляющимся друг за друга крючкам, действует только тогда, когда протоны и нейтроны находятся очень близко друг к другу, преодолевая электрическое отталкивание между протонами. Нейтроны, которые дают вклад в ядерные силы притяжения и не подвержены действию электрических сил отталкивания, служат в качестве клея, помогающего удерживать части ядра вместе. Алчущие одиночества отшельники прикованы цепями к своим сердитым собратьям и затерты среди прочих, ввергнутые во власть неразборчивой и бесцеремонной общительности».
КАРЛ САГАН. Космос, эволюция Вселенной, жизни и цивилизации


В заключение, можно сказать, что музыка, посвященная теме одиночества, может помогать разрешать экзистенциальный кризис в жизни человека. Музыка об одиночестве может быть как источником страдания, так и источником утешения для одиноких людей. Музыка об одиночестве может быть как способом найти отражение своего состояния в музыке, так и способом найти своё место в мире. Музыка об одиночестве может стать воротами в мир сил природы в поисках излечения  израненного  сердца,  путём души к космосу,  осознания его единства, диалогу с богом.


Ты - музыка, но звукам музыкальным
Ты внемлешь с непонятною тоской.
Зачем же любишь то, что так печально,
Встречаешь муку радостью такой?

Где тайная причина этой муки?
Не потому ли грустью ты объят,
Что стройно согласованные звуки
Упреком одиночеству звучат?

ШЕКСПИР